27 июля - 80 лет со дня рождения Мариса-Рудольфа Эдуардовича Лиепа (1936-1989), советского артиста балета, балетного педагога, актера кино.
Бывают в искусстве особые, "звездные" люди, наделенные, помимо таланта, трудолюбия, обаяния и творческой силы, еще и каким-то светом, полетностью. Первые кадры нового документального фильма "Свет его звезды" (киностудия "Отечество"
о Марисе Лиепе: он - в полете, в прыжках, долгих, словно затяжных, через все пространство сцены. Как распрямившаяся пружина. Чуть позднее мы услышим в фильме: в день спектакля, с утра, он сжимался, как пружина, и важно было это состояние не потерять, пружина срабатывала тогда, когда поднимался занавес.
Тринадцатилетний серьезный рижский мальчик: первое участие в конкурсе в Москве. Первое па-де-де из "Щелкунчика". Первый успех. Только с этого момента он решил, что балет - его судьба (раньше мог и удрать с класса на футбол и даже был однажды наказан за это поркой). "Балет не может быть карьерой, балет может быть только судьбой".
"Он был такой маленький, щупленький". А на его могиле всего два слова: "Выдающийся танцовщик". Одержимый?
Он был азартен, страстен в любом проявлении. Лиепа с детьми на "чертовом колесе" - в бурном восторге, как и они, Лиепа сажает дерево, и тоже со страстью, с любовью. Лиепа бежит вприпрыжку на занятия к ученикам, легкий, неотличимый от них, юных, в толпе. И учит он тоже легко и страстно, падая на колени, зажигаясь сам и хваля, хваля безудержно, потому что знает: балет - это гигантский труд. Балет - это боль (однажды, сажая маленькую дочку Илзе на шпагат, он увидел в ее глазах боль и запомнил это не только по себе).
Он прожил жизнь, как факел или звезда - вспыхнул и погас. Он не смог бы, наверное, доживать, угасать. Он умел и хотел только - жить. "Я чувствую себя как автогонщик, все лечу и лечу и не могу остановиться". "Когда я уйду из Большого - я умру". Большой был его единственным театром. Он был максималистом, романтиком. И балет был его единственной судьбой.
Жаль, но другого выбора у него не было, дети всегда дороже работы, да и всего прочего...но без работы он жить не смог...
Коленный сустав можно заменить....
Коленный сустав можно заменить....
Марис Лиепа в роли Красса в балете "Спартак". 1973
Бронза. 60 х 20 х 20
Марис Лиепа в роли Красса в балете "Спартак". 1973
Бронза. 60 х 20 х 20
Тринадцатилетний серьезный рижский мальчик: первое участие в конкурсе в Москве. Первое па-де-де из "Щелкунчика". Первый успех. Только с этого момента он решил, что балет - его судьба (раньше мог и удрать с класса на футбол и даже был однажды наказан за это поркой). "Балет не может быть карьерой, балет может быть только судьбой".
"Он был такой маленький, щупленький". А на его могиле всего два слова: "Выдающийся танцовщик". Одержимый?