«Не делать на холсте ни одного мазка, кроме как подсказанного жизнью»
Караваджо.
Микеланджело Меризи да Караваджо — художник, совершивший революцию в европейской живописи.
Ему подражали и его ненавидели. Трудно найти другого художника, который смог вместить так много в такой короткий срок: жизнь на грани возможностей, конфликты с законом, но и высокие озарения, перевернувшие историю живописи.
Портрет Караваджо работы его друга Оттавио Леони
Его религиозные образы наполнены светом и невиданным прежде драматизмом. Его герои — простолюдины. Бродячий музыкант, гадалка, картежник, неопытный юноша, городской щеголь, куртизанка, уличный торговец… никогда прежде искусство не было таким правдивым и реалистичным.
Яркая и короткая жизнь Караваджо была похожа на приключенческий роман, в котором были скандалы, слава, тюремные заключения, изгнания, любовные приключения, головокружительные взлеты и стремительные падения. Если бы не существовало Караваджо, этого дерзкого и своенравного гения, то его стоило бы придумать!
В Италии в одной частной коллекции обнаружено полотно великогохудожника эпохи барокко.
На обратной стороне холста, хранившегося у коллекционера, имя которого не обнародовано, есть надпись, из которой следует, что произведение принадлежало итальянскому кардиналу Шипионе Боргезе. Ну а Боргезе, в свою очередь, покровительствовал Караваджо и был большим ценителем его живописи.
Но главный признак, указывающий, что "Экстаз Магдалины" – подлинник, это техника и уникальная манера, в которой выполнено полотно. Множество признаков не оставили сомнений у специалистов – это точно Караваджо.
- Разнообразие оттенков тела, ярко выраженная мимика. Сложенные пальцы, потемневшие руки, роскошные волосы молодой девушки... Удивительное разнообразие цвета и света, к которому можно причислить и тень, закрывающую половину ее пальцев, - все это самые интересные и значимые черты… Это Караваджо", - сказала искусствовед Мина Грегори.
В Италии в одной частной коллекции обнаружено полотно великогохудожника эпохи барокко.
На обратной стороне холста, хранившегося у коллекционера, имя которого не обнародовано, есть надпись, из которой следует, что произведение принадлежало итальянскому кардиналу Шипионе Боргезе. Ну а Боргезе, в свою очередь, покровительствовал Караваджо и был большим ценителем его живописи.
Но главный признак, указывающий, что "Экстаз Магдалины" – подлинник, это техника и уникальная манера, в которой выполнено полотно. Множество признаков не оставили сомнений у специалистов – это точно Караваджо.
- Разнообразие оттенков тела, ярко выраженная мимика. Сложенные пальцы, потемневшие руки, роскошные волосы молодой девушки... Удивительное разнообразие цвета и света, к которому можно причислить и тень, закрывающую половину ее пальцев, - все это самые интересные и значимые черты… Это Караваджо", - сказала искусствовед Мина Грегори.
Уже к 13 годам стало ясно, насколько способен к живописи Караваджо. Произведения начинающего творца произвели впечатления на Симоне Петерцано, который в 1584 году согласился взять одаренного подростка к себе в мастерскую для обучения. Микеланджело провел в роли ученика всего 6 лет, так как в 1590 году у него не стало и матери, также умершей от болезни. Юноша получил свою часть наследства и вступил в самостоятельную жизнь.
Произведения художника Караваджо прекрасны, однако сам их создатель был склонен к разнообразным порокам, как и многие другие творческие личности. Он любил проводить время, предаваясь азартным играм, устраивая дружеские попойки. Неудивительно, что в Риме художник оказался без гроша в кармане.
Уже к 13 годам стало ясно, насколько способен к живописи Караваджо. Произведения начинающего творца произвели впечатления на Симоне Петерцано, который в 1584 году согласился взять одаренного подростка к себе в мастерскую для обучения. Микеланджело провел в роли ученика всего 6 лет, так как в 1590 году у него не стало и матери, также умершей от болезни. Юноша получил свою часть наследства и вступил в самостоятельную жизнь.
Произведения художника Караваджо прекрасны, однако сам их создатель был склонен к разнообразным порокам, как и многие другие творческие личности. Он любил проводить время, предаваясь азартным играм, устраивая дружеские попойки. Неудивительно, что в Риме художник оказался без гроша в кармане.
После выздоровления он отказывается от помощи посредников и пытается работать самостоятельно. Не исключено, что к живописцу после длительного перерыва возвращается вдохновение, так как в этот период он создает такие полотна, как «Кающаяся Магдалина», «Гадалка, предсказывающая судьбу». Позже исследователи будут называть их в числе лучших работ Караваджо. Произведения (картины) помогают ему найти первого серьезного покровителя, которым становится кардинал Монте.
Влиятельный сеньор не только разделяет с ним пищу, но и обеспечивает его богатыми клиентами, что позволяет Микеланджело забыть о финансовых проблемах. Слава творца растет, с черной полосой покончено.
После выздоровления он отказывается от помощи посредников и пытается работать самостоятельно. Не исключено, что к живописцу после длительного перерыва возвращается вдохновение, так как в этот период он создает такие полотна, как «Кающаяся Магдалина», «Гадалка, предсказывающая судьбу». Позже исследователи будут называть их в числе лучших работ Караваджо. Произведения (картины) помогают ему найти первого серьезного покровителя, которым становится кардинал Монте.
Влиятельный сеньор не только разделяет с ним пищу, но и обеспечивает его богатыми клиентами, что позволяет Микеланджело забыть о финансовых проблемах. Слава творца растет, с черной полосой покончено.
Произведения, биография творца – все свидетельствует о том, что он часами работал над прорисовкой мельчайших деталей, выглядящих малозначимыми на первый взгляд.Фигуры на его картинах, будто выступают из мрака, выхваченные яркими лучами света. Этот метод после смерти художника переняли многочисленные последователи.
Произведения, биография творца – все свидетельствует о том, что он часами работал над прорисовкой мельчайших деталей, выглядящих малозначимыми на первый взгляд.Фигуры на его картинах, будто выступают из мрака, выхваченные яркими лучами света. Этот метод после смерти художника переняли многочисленные последователи.
Маленький больной Вакх 1593, Галерея Боргезе, Рим
Маленький больной Вакх 1593, Галерея Боргезе, Рим
То его в 1603 году привлекают к суду за сатирические стихи в адрес художника Бальоне, которые тот посчитал клеветой, то Микеланджело избил в таверне официанта, который неточно выполнил заказ, то в пьяном виде оскорблял стражей порядка и пытался лезть с ними в драку. В общем, как говорил герой одного известного фильма, «вырисовывается такая картина маслом» - азартный игрок с буйным нравом и вспыльчивым характером.
В мае 1606 года художника обвинили в убийстве приятеля, кредитора и соперника Караваджо по имени Рануччо Томассони. Не дожидаясь, пока его придут арестовывать, Караваджо попросил перевезти его в родовой дворец маркизы Констанции Колонна (по мужу – Сфорца) в Пальяно, в 50 километрах от Рима. Там-то Караваджо узнал о том, что Папа Павел V «отблагодарил» его за свой портрет, вынеся смертный приговор. Кроме того, художник был объявлен вне закона, и за его поимку была назначена приличная сумма. Маркиза предложила укрыться в Неаполе, поскольку город, как и все Неаполитанское королевство, находился под юрисдикцией испанской династии Арагонов, и подготовила все к отъезду.
То его в 1603 году привлекают к суду за сатирические стихи в адрес художника Бальоне, которые тот посчитал клеветой, то Микеланджело избил в таверне официанта, который неточно выполнил заказ, то в пьяном виде оскорблял стражей порядка и пытался лезть с ними в драку. В общем, как говорил герой одного известного фильма, «вырисовывается такая картина маслом» - азартный игрок с буйным нравом и вспыльчивым характером.
В мае 1606 года художника обвинили в убийстве приятеля, кредитора и соперника Караваджо по имени Рануччо Томассони. Не дожидаясь, пока его придут арестовывать, Караваджо попросил перевезти его в родовой дворец маркизы Констанции Колонна (по мужу – Сфорца) в Пальяно, в 50 километрах от Рима. Там-то Караваджо узнал о том, что Папа Павел V «отблагодарил» его за свой портрет, вынеся смертный приговор. Кроме того, художник был объявлен вне закона, и за его поимку была назначена приличная сумма. Маркиза предложила укрыться в Неаполе, поскольку город, как и все Неаполитанское королевство, находился под юрисдикцией испанской династии Арагонов, и подготовила все к отъезду.
О пребывании художника в Неаполе практически нет сведений. Это и понятно, ведь он скрывался. Впрочем, известно, что благодаря связям Констанции Колонна, художник, даже находясь в опале, умудрился получить в Неаполе несколько заказов. Первым стала работа «Семь деяний милосердия» для алтаря церкви Пио Монте делла Мизерикордия.
О пребывании художника в Неаполе практически нет сведений. Это и понятно, ведь он скрывался. Впрочем, известно, что благодаря связям Констанции Колонна, художник, даже находясь в опале, умудрился получить в Неаполе несколько заказов. Первым стала работа «Семь деяний милосердия» для алтаря церкви Пио Монте делла Мизерикордия.
Еще Караваджо написал «Распятие апостола Андрея», работа была заказана графом Модика, адмиралом Хуаном Альфонсо Энрикесом де Кабрера-и-Колонна (3 марта 1597-6 февраля 1647), который в 1644 – 1646 годах будет назначен вице-королем Неаполя. Но результат Хуану Альфонсо не понравился. Мало того, картина, помещенная в неаполитанском соборе Амальфи, стала причиной столпотворений у храма, а потом и народных волнений против испанского владычества.
Еще Караваджо написал «Распятие апостола Андрея», работа была заказана графом Модика, адмиралом Хуаном Альфонсо Энрикесом де Кабрера-и-Колонна (3 марта 1597-6 февраля 1647), который в 1644 – 1646 годах будет назначен вице-королем Неаполя. Но результат Хуану Альфонсо не понравился. Мало того, картина, помещенная в неаполитанском соборе Амальфи, стала причиной столпотворений у храма, а потом и народных волнений против испанского владычества.
Другая картина средних размеров с полуфигурами — «Юдифь, убивающая Олоферна» (правда, во всех галереях эта картина датирована 1599 годом).
Другая картина средних размеров с полуфигурами — «Юдифь, убивающая Олоферна» (правда, во всех галереях эта картина датирована 1599 годом).
Призвание cвятыx Петра и Андрея
Призвание cвятыx Петра и Андрея
Он принял прошение художника в ряды Ордена и назначил срок послушничества, в течение которого Караваджо расписал церковь святого Иоанна и написал несколько портретов рыцарей-госпитальеров, в том числе и портрет самого Алофа де Виньякурта (1607-08, Музей Лувр, Париж). Магистра он изобразил в рыцарских доспехах и со скипетром Ордена в руке. Кстати, эти доспехи Алофа до сих пор хранятся в оружейной галерее Дворца в городе Ла Валлетта.
Портрет так понравился Магистру, что он подарил художнику немало подарков, в числе которых было два раба (которым, впрочем, Микеланджело через некоторое время дал вольную).
Кроме того, де Виньякурт удовлетворил просьбу художника – через год послушничества, 14 июля 1608 года, Караваджо, принеся клятву, был удостоен звания кавалера Мальтийского ордена. Заодно Магистр отправил в Ватикан прошение о помиловании художника.
Он принял прошение художника в ряды Ордена и назначил срок послушничества, в течение которого Караваджо расписал церковь святого Иоанна и написал несколько портретов рыцарей-госпитальеров, в том числе и портрет самого Алофа де Виньякурта (1607-08, Музей Лувр, Париж). Магистра он изобразил в рыцарских доспехах и со скипетром Ордена в руке. Кстати, эти доспехи Алофа до сих пор хранятся в оружейной галерее Дворца в городе Ла Валлетта.
Портрет так понравился Магистру, что он подарил художнику немало подарков, в числе которых было два раба (которым, впрочем, Микеланджело через некоторое время дал вольную).
Кроме того, де Виньякурт удовлетворил просьбу художника – через год послушничества, 14 июля 1608 года, Караваджо, принеся клятву, был удостоен звания кавалера Мальтийского ордена. Заодно Магистр отправил в Ватикан прошение о помиловании художника.
Впрочем, настроение и состояние духа Микеланджело в тот момент были не из лучших. Во-первых, он нервничал, ожидая ответ из Рима, во-вторых, как пишут историки, ему казалось, что за ним следят родственники убитого Томассони и желают убить его. От хмурых мыслей Караваджо отвлекала работа, по заказу Алофа де Виньякурта и в благодарность за его дружеское расположение художник начал работу над картиной «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, Оратория Сан-Джованни, Ла Валлетта).
Впрочем, настроение и состояние духа Микеланджело в тот момент были не из лучших. Во-первых, он нервничал, ожидая ответ из Рима, во-вторых, как пишут историки, ему казалось, что за ним следят родственники убитого Томассони и желают убить его. От хмурых мыслей Караваджо отвлекала работа, по заказу Алофа де Виньякурта и в благодарность за его дружеское расположение художник начал работу над картиной «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, Оратория Сан-Джованни, Ла Валлетта).
Но факт остается фактом. На следующий день, когда в церкви была торжественно освящена его картина, художника при выходе из церкви арестовали и отправили в тюрьму форта Святого Ангела, которая славилась своей камерой смертников – пещерой «Гува». Эта пещера представляла собой конусную яму в известняковой скале четырехметровой глубины без крыши, через это единственное окно сверху палило солнце и лили дожди.
Но факт остается фактом. На следующий день, когда в церкви была торжественно освящена его картина, художника при выходе из церкви арестовали и отправили в тюрьму форта Святого Ангела, которая славилась своей камерой смертников – пещерой «Гува». Эта пещера представляла собой конусную яму в известняковой скале четырехметровой глубины без крыши, через это единственное окно сверху палило солнце и лили дожди.
Эпилогом этой истории служит то, что Караваджо был «официально приговорен к лишению положения члена Мальтийского Ордена», то есть, исключен из его рядов (через несколько месяцев после принятия!).
До этого, конечно, были приняты меры по розыскам сбежавшего, глашатаи во всех людных местах прихода приглашали «брата Микеланджело да Караваджо» лично явиться в суд, а только уж потом на Общей Ассамблее Ордена под председательством Великого Магистра «означенный брат Микеланджело Меризи да Караваджо был отрешен от своего положения, и изгнан, и вышвырнут вон, как прогнивший и зловонный член, из нашего Ордена и Общины».
Эпилогом этой истории служит то, что Караваджо был «официально приговорен к лишению положения члена Мальтийского Ордена», то есть, исключен из его рядов (через несколько месяцев после принятия!).
До этого, конечно, были приняты меры по розыскам сбежавшего, глашатаи во всех людных местах прихода приглашали «брата Микеланджело да Караваджо» лично явиться в суд, а только уж потом на Общей Ассамблее Ордена под председательством Великого Магистра «означенный брат Микеланджело Меризи да Караваджо был отрешен от своего положения, и изгнан, и вышвырнут вон, как прогнивший и зловонный член, из нашего Ордена и Общины».
Караваджо оказался, практически, в западне. Как писал наш детский классик – «ищут пожарные, ищет милиция». К страху быть задержанным властями за убийство добавился страх быть убитым самому. Караваджо стало казаться, что за ним следят, его преследуют, каждый встречный словно заглядывает в лицо и с готовностью бежит заявлять на него карабинерам (ведь за поимку сулили неплохую сумму!). Поэтому почти два года (1608-1609) Караваджо скитался по городам Сицилии и югу Италии. Историки пишут, что в это время художник был на грани психического расстройства, он даже спал, не раздеваясь и с кинжалом.
При этом, он пытался продолжать писать. Среди работ последних лет называют «Христос, несущий крест» и «Давид с головой Голиафа».
Караваджо оказался, практически, в западне. Как писал наш детский классик – «ищут пожарные, ищет милиция». К страху быть задержанным властями за убийство добавился страх быть убитым самому. Караваджо стало казаться, что за ним следят, его преследуют, каждый встречный словно заглядывает в лицо и с готовностью бежит заявлять на него карабинерам (ведь за поимку сулили неплохую сумму!). Поэтому почти два года (1608-1609) Караваджо скитался по городам Сицилии и югу Италии. Историки пишут, что в это время художник был на грани психического расстройства, он даже спал, не раздеваясь и с кинжалом.
При этом, он пытался продолжать писать. Среди работ последних лет называют «Христос, несущий крест» и «Давид с головой Голиафа».
Точную дату смерти указывает в эпитафии римский друг Караваджо – юрист Марцио Милези: «Микеланджело Меризи — сын Фирмо да Караваджо, в живописи не имевший равного себе живописца, но лишь равный самой природе, проживший тридцать шесть лет, девять месяцев и двадцать дней, — умер восемнадцатого июля 1610 года».
31 июля 1610 года в римской «аввизи» появилась заметка: «Микеланджело да Караваджо, знаменитый художник, умер в Порто Эрколе в то время, как он был на пути из Неаполя в Рим, ибо ему было даровано прощение Его Святейшества после приговора о высылке, которой он был подвергнут за совершенное им важнейшее преступление». Художник так и не узнал, что Папа даровал ему полное прощение.
Точную дату смерти указывает в эпитафии римский друг Караваджо – юрист Марцио Милези: «Микеланджело Меризи — сын Фирмо да Караваджо, в живописи не имевший равного себе живописца, но лишь равный самой природе, проживший тридцать шесть лет, девять месяцев и двадцать дней, — умер восемнадцатого июля 1610 года».
31 июля 1610 года в римской «аввизи» появилась заметка: «Микеланджело да Караваджо, знаменитый художник, умер в Порто Эрколе в то время, как он был на пути из Неаполя в Рим, ибо ему было даровано прощение Его Святейшества после приговора о высылке, которой он был подвергнут за совершенное им важнейшее преступление». Художник так и не узнал, что Папа даровал ему полное прощение.