Доктор, это нормально?

Мой папа, недавно переживший удаление желудка, должен сидеть на строгой диете: максимум калорий в минимуме пищи. Ему нельзя алкоголь, жирное, соленое, острое, такое, сякое и вообще практически ничего. А мне можно все. Но я старательно себя ограничиваю, представляя, как тот или иной кусок торта или свинины уютно залегает у меня на попе.

На днях я серьезно задумалась над тем, где норма еды и где самоограничения.

Мой папа, недавно переживший удаление желудка, должен сидеть на строгой диете: максимум калорий в минимуме пищи. Ему нельзя алкоголь, жирное, соленое, острое, такое, сякое и вообще практически ничего. Шаг влево — и приходится переживать серьезные физические неприятности, проще говоря — боли. Папа на них, кстати, охотно идет. Оказалось, что съесть кусок сала и закусить его палочкой маринованной черемши стоит два часа острой боли. Кусок запеченной индейки — полтора часа. Пирожок с мясом — полтора-два часа и так далее. Никогда папина еда не была такой разнообразной — и никогда, похоже, не доставляла такого удовольствия и не была столь желанной. Но у каждого куска вкусной для папы еды есть своя стоимость. И знаете, папа вдруг понял, что не готов себя ограничивать. Напротив, готов платить — лишь бы его жизнь не казалось ему пресной и похожей на протеиновый коктейль с химическим ароматом клубники.

А мне можно все. Но я старательно себя ограничиваю, представляя, как тот или иной кусок торта или свинины уютно залегает у меня на попе. Нет, сменить это все на протеиновые коктейли я тоже не готова. Но я не готова платить за еду собственным жиром. И пусть мне светит пожизненная пароварка — я не сойду с этой тропинки и никогда не смогу на самом деле получить удовольствие именно от куска торта. Только от праздника непослушания. Но оно того, поверьте, не стоит.

Вот так и живем: папа — стараясь урвать у жизни запрещенный вкус, я — стараясь лишний раз не съесть лишнего. Кто из нас прав? И где в этом вопросе понятие нормы?

Психологи продолжают уверять, что нормы в принципе нет — с ней лично никто не знаком. Давайте рассмотрим предлагаемые варианты. И если отойти от понятия «правильного» и «неправильного» питания, в котором из «правильного» исключается все вкусное и калорийное, то остается только понятие нормы потребления.

Диетологи давно пытаются рассчитать, сколько же нужно человеку калорий для счастья и здоровья. Например, за одну минуту найденная мною версия гласит, что для женщин 30—35 лет эта формула выглядит вот так: 650 + 9.6 x [вес, кг.] + 1.8 x [рост, см.] – 4.7 x [возраст, лет]. За сидячий образ жизни мне еще надо умножить все это на коэффициент 1,3. В целом получается 2106 калорий в день. А для похудения мне надо исключить из этого количества калорий 300—400, то есть съедать еды на 1800—1700 ккал в день. И если я буду столько, простите, ЖРАТЬ, через месяц меня не узнает даже любимая кошка.

Существует мнение, что есть надо определенное количество раз маленькими порциями. Опять же первая попавшаяся на просторах Интернета теория гласит, что есть надо пять раз в день, а порция еды не должна превышать размер кулака того, кто эту еду ест. Я, конечно, попыталась мысленно измерить «в кулаках» суп, кусок паровой курицы и гречку, которые я приготовила себе на рабочий обед, — получилось плачевно.

Потыкавшись в поисковик, я обнаружила еще парочку бредовых идей о том, что такое «питаться правильно, ни в чем себя не ограничивая». И поняла, что ни одна из них мне не подходит. И не подходит моему папе. Не подходит и моим друзьям, которые опять принесли с собой вина. Ну не выдавать же им вместе с бокалами и сырной тарелкой таблицу калорийности сыров и миску приблизительного размера «с кулак», чтобы они могли отмерить себе прием пищи и не дай бог не переесть.

Можно положиться на организм и естественный аппетит — мол, природа поправит все перекосы. Ха! Расскажите это тем, кто «заедает» печали и радости или доводит себя до полного отсутствия аппетита влюбленностью или переживаниями. Можно установить режим и приучить желудок к определенному объему пищи — и с легкостью слететь с него, чуть только жизнь внесет свои коррективы в ваши строжайшие планы съесть сегодня ровно в 16.00 ровно 200 граммов рыбы и овощей-гриль.

Так где же эта норма? Что же принимать за исходную позицию?

Я договорилась с собой, что норма — в балансе. И хотя я до сих пор не знаю, сколько это «в кулаках», калориях и прочих параметрах, в глубине души я точно знаю, когда надо отъесть от торта, когда — заказать ночью суши, а когда просидеть весь день на гречке и кефире. И чем более внимательно мне удается выслушать себя, тем меньше перекосов дает организм. Но он у меня все-таки женский, поэтому каждый раз, выслушивая его, я задаю ему множество уточняющих вопросов вроде: «Точно хочешь? А это не ПМС? А ты знаешь, что намешали в этот паштет? А может, сначала воды?» И оказалось, что разговаривать с организмом намного интереснее, чем запихивать в него первое попавшееся пирожное—– недавно выяснилось, что мой организм не любит тирамису. А не поговори мы — он до сих пор обламывался бы, что ему это тирамису нельзя.

Фото: BEW/Fotolink