Светлое искусство гениального урбинца вот уже пять столетий привлекает зрителей классической красотой, являясь, по выражению советского художника П. Корина, «идеалом чистейшего художества». Оно подчас вызывает споры, возникающие вокруг далеко не лучших работ художника или произведений учеников и последователей. Но, освобожденное от позднейших наслоений, его гениальное искусство предстает перед нами как редчайший синтез достижений Ренессанса. Недаром выдающийся мастер барокко Л. Бернини всегда считал Рафаэля первым среди великих и уподоблял его «большому морю, вбиравшему в себя воду всех рек».
Искусство и сама жизнь Рафаэля могут служить примером ренессансной ясности, влюбленности в жизнь, уравновешенности, благородной простоты. Многие художники стремились воплотить в своем творчестве эти идеалы. Но он был тем счастливым мастером, в чьих работах они получили законченное и совершенное отражение.
"Сама природа наделила его той скромностью и добротой, что случается иной раз наблюдать у людей, сочетающих в себе исключительно мягкий и отзывчивый нрав с таким бесценным украшением, как приветливость в обращении, всегда позволяющую быть милым и обходительным со всяким человеком и в любых обстоятельствах..". Так писал Вазари в 1568 году.
Вершиной творчества Рафаэля по праву считается Сикстинская мадонна
«И кисть моя смела, и краски живы,
Но как они мертвы перед тобой!
Как этих нежных лилий, роз отливы
Изобразить с такой красотой?»
Ее образ запечатлен великим художником в нескольких картинах, в том числе в знаменитой "Сикстинской Мадонне".
"Один раз человеческой душе было подобное откровение; дважды случиться оно не может... - писал поэт В.А. Жуковский, посетив в 1821 году дрезденскую галерею, где любовался "Секстинской Мадонной" Рафаэля. - Час, который провел я перед этой Мадонной, принадлежит к счастливейшим часам моей жизни".
Удивительно, но небесные черты Непорочной Девы списаны с создания, далеко не ангельского. Так кто же она, избранница гения, сумевшая завоевать его сердце?
«Прекрасна, как Мадонна Рафаэля» – эти слова вот уже больше четырех веков звучат высшей похвалой духовной и физической красоте женщины, гимном ясному и горькому материнскому счастью. Исследователей творчества гения Возрождения удивлял тот факт, что все образы Мадонн римского периода творчества художника объединяют общие черты. Кто же была та женщина, которую он рисовал с таким упоением? Долгое время легенда о прекрасной возлюбленной Рафаэля Форнарине считалась мифом.
«Прекрасна, как Мадонна Рафаэля» – эти слова вот уже больше четырех веков звучат высшей похвалой духовной и физической красоте женщины, гимном ясному и горькому материнскому счастью. Исследователей творчества гения Возрождения удивлял тот факт, что все образы Мадонн римского периода творчества художника объединяют общие черты. Кто же была та женщина, которую он рисовал с таким упоением? Долгое время легенда о прекрасной возлюбленной Рафаэля Форнарине считалась мифом.
Большинство элементов классического мифа о Форнарине сложились в XVIII—XIX вв. Достоверные свидетельства её существования все еще являются предметом исследования.
Как соглашаются большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (1518—1519) и «Донна Велата» (1514—1515). Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом «Сикстинской Мадонны», а также некоторых других женских образов Рафаэля римского периода (называют, например, «Мадонну делла Седия» и «Фригийскую сивиллу», а также фигуру в Станце д’Элиодоро и Психею на фреске виллы Фарнезины).
Большинство элементов классического мифа о Форнарине сложились в XVIII—XIX вв. Достоверные свидетельства её существования все еще являются предметом исследования.
Как соглашаются большинство искусствоведов, Форнарина изображена на двух знаменитых картинах Рафаэля — «Форнарина» (1518—1519) и «Донна Велата» (1514—1515). Указывается, что она вероятнее всего послужила прототипом «Сикстинской Мадонны», а также некоторых других женских образов Рафаэля римского периода (называют, например, «Мадонну делла Седия» и «Фригийскую сивиллу», а также фигуру в Станце д’Элиодоро и Психею на фреске виллы Фарнезины).
Модель изображена полуобнажённой, в полупрозрачном одеянии, прикрывающей грудь в стыдливом движении скульптуры «Venus Pudica» («Стыдливая Венера»). Её руку украшает браслет с подписью художника «RAPHAEL URBINAS».
Очистки XXI века позволили выяснить, что прежде существовал пейзажный фон, заменённый Рафаэлем на миртовое дерево. Кроме того, руку модели украшало кольцо, позже записанное, что послужило почвой к возникновению различных гипотез об истинных отношениях между изображённой женщиной, предположительно, возлюбленной мастера Форнариной и художником.
Модель изображена полуобнажённой, в полупрозрачном одеянии, прикрывающей грудь в стыдливом движении скульптуры «Venus Pudica» («Стыдливая Венера»). Её руку украшает браслет с подписью художника «RAPHAEL URBINAS».
Очистки XXI века позволили выяснить, что прежде существовал пейзажный фон, заменённый Рафаэлем на миртовое дерево. Кроме того, руку модели украшало кольцо, позже записанное, что послужило почвой к возникновению различных гипотез об истинных отношениях между изображённой женщиной, предположительно, возлюбленной мастера Форнариной и художником.
Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок.
Получив по завещанию после ранней кончины 37-летнего Рафаэля достаточное состояние, тем не менее, продолжала вести распутную жизнь и стала, как утверждают, одной из самых знаменитых римских куртизанок.
Римлянин Агостино Киджи,
богатый землевладелец и банкир, страстно любил не только богатство и роскошь, но и все прекрасное - от красивых женщин до бесценных произведений искусства. В своей последней страсти он соперничал с самим Папой Римским Львом Х. Владея великолепной виллой, название которой навечно вписано в мировую историю искусств, Агостино Киджи надумал однажды пригласить великого Рафаэля Санти, чтобы тот собственноручно украсил фресками его богатый дворец.
Вилла Фарнезина - жемчужина эпохи возрождения.
Римлянин Агостино Киджи,
богатый землевладелец и банкир, страстно любил не только богатство и роскошь, но и все прекрасное - от красивых женщин до бесценных произведений искусства. В своей последней страсти он соперничал с самим Папой Римским Львом Х. Владея великолепной виллой, название которой навечно вписано в мировую историю искусств, Агостино Киджи надумал однажды пригласить великого Рафаэля Санти, чтобы тот собственноручно украсил фресками его богатый дворец.
Вилла Фарнезина - жемчужина эпохи возрождения.
Однажды мечтательный молодой человек прогуливался в парке, размышляя о том, где взять натурщицу для полотна «Амур и Психея». Неожиданно он заметил отдыхающую в тени прекрасную девушку. Таких чистых черт, такого ангельского лица он ещё никогда не видел! «Психея» с интересом посмотрела на ослепленного её красотой Рафаэля.Её звали Маргарита Лути. Она жила в Трастевере, на западном берегу реки Тибр. Ей было 17 лет. Рафаэль сразу же предложил ей стать натурщицей для образа Психеи. Робкая девушка сказала, что сама-то она готова. Вот только нужно спросить разрешения у отца-пекаря и жениха — пастуха Томазо…
Однажды мечтательный молодой человек прогуливался в парке, размышляя о том, где взять натурщицу для полотна «Амур и Психея». Неожиданно он заметил отдыхающую в тени прекрасную девушку. Таких чистых черт, такого ангельского лица он ещё никогда не видел! «Психея» с интересом посмотрела на ослепленного её красотой Рафаэля.Её звали Маргарита Лути. Она жила в Трастевере, на западном берегу реки Тибр. Ей было 17 лет. Рафаэль сразу же предложил ей стать натурщицей для образа Психеи. Робкая девушка сказала, что сама-то она готова. Вот только нужно спросить разрешения у отца-пекаря и жениха — пастуха Томазо…
А есть и другая!
Второй вариант мифа о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью, их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.
Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где вскоре и умерла, хотя она могла уйти и сама. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.
Именем Форнарины также традиционно обозначают два портрета, написанных учениками Рафаэля — Себастьяно дель Пьомбо и Джулио Романо. На протяжении нескольких веков они приписывались самому мастеру, и лишь позже их истинное авторство было установлено. На портрете работы Романо обнажённое тело натурщицы было «одето» в поздней записи в голубое платье, и лишь с помощью расчистки XX века его вернули в первозданное состояние.
Себастьяно дель Пьомбо "Форнарина", Уффици, Флоренция
Джулио Романо. "Дама за туалетом, или Форнарина"
А есть и другая!
Второй вариант мифа о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью, их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.
Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где вскоре и умерла, хотя она могла уйти и сама. Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь одного монастыря, где она обозначила себя как вдову Рафаэля.
Именем Форнарины также традиционно обозначают два портрета, написанных учениками Рафаэля — Себастьяно дель Пьомбо и Джулио Романо. На протяжении нескольких веков они приписывались самому мастеру, и лишь позже их истинное авторство было установлено. На портрете работы Романо обнажённое тело натурщицы было «одето» в поздней записи в голубое платье, и лишь с помощью расчистки XX века его вернули в первозданное состояние.
Себастьяно дель Пьомбо "Форнарина", Уффици, Флоренция
Джулио Романо. "Дама за туалетом, или Форнарина"