Давайте всё-таки вспомним о том, что некогда подразумевалось под правилами приличия.
Для умения вести светскую беседу немаловажно знать, каких тем лучше не касаться. В ряду запретных возраст, вероисповедание, зарплата и вообще денежные отношения между людьми (равно как и интимные).
Несмотря на то, что иногда так хочется обсудить за дружеским столом привычки или поступки отсутствующей подруги, не давайте себе воли. Словарь Ушакова даёт следующее определение слову "сплетня":
"Недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании неверных, неточных и измышлённых сведений." Так стоит ли опускаться до смакования этих измышлений? Так же, как жаловаться на мужа. Унижая его, супруга унижает себя и даёт повод считать себя неумной женщиной.
Есть забавная история о происхождении хороших манер.
Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали небольшую пещеру. Сбились в кучу - так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи пробовали самые различные комбинации, но никак не могли отыскать "золотой середины": то они кололи друг друга иглами, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. В конце концов ежи нашли то, что искали: устроились так, что никто никого не колол и всем было одинаково тепло. И вот это-то идеальное расположение, эту взаимоудобную позицую они и назвали "хорошими манерами".
В этой побасенке спрятана важная мораль: в эпоху, когда коммуникабельность, то есть система общения, способность связи человека с человеком, необычайно возросла, выросло и значение культуры общения.
Правило хорошего тона то же самое, что общий, всем понятный язык. Не собираюсь делать открытия, говоря, что иногда минутного разговора бывает достаточно, чтобы определить степень культуры и образованности собеседника. Точно так же обстоит дело и с умением вести в обществе: несколько минут наблюдения за совершенно незнакомым человеком, за его манерой поведения дают возможность создать о нем довольно точное представление.
Конечно, внешняя культура не заменяет и не может подменить собою культуру внутренней, культуры интеллекта. Вышколенный светским воспитанием аристократ, с детства впитавший в себя все премудрости дворцового этикета, очень часто оказывается человеком ограниченным и примитивным. Внешний лоск в таком случае служит лишь средством скрыть отсутствие подлинной культуры. Но всесторонне образованный человек никогда не позволит себе в обществе, которое он уважает, нарушить правила приличия, правила общепринятого поведения. Разумеется, за исключением тех случаев, когда он умышленно шокирует окружающих, когда он своим поведением протестует против условностей враждебного ему мира.
Но это исключение только подчеркивает общее правило: воспитанный человек всегда легко найдет ту линию поведения, которая наиболее правильна для каждого отдельного случая.
"Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость" - сказал мудрый писатель Сервантес.
Нет ничего проще, чем вести себя как принято, не доставляя хлопот окружающим и чувствуя себя свободным. И нет ничего труднее, чем овладение этой свободы, иначе говоря, хорошими манерами, для того, кто не осознал значения этих манер в повседневной жизни.