Что такое Кроссовки

В конце XVIII века обувь, отдаленно напоминающую кроссовки, носили бедные люди. Она была резиновой, а башмаки не разделялись на правый и левый. В XIX веке долгое время кроссовки были обувью для тенниса. Благодаря резиновой подошве их было не слышно при ходьбе. Поэтому кроссовкам в английском языке дали название «sneakers» (от слова «sneak» – красться, подкрадываться). Однако сникерсы стали обувью не спортсменов–атлетов, а мошенников и грабителей. Плохая репутация бесшумных кроссовок зародилась еще в XX веке: в 1979 году New York Times опубликовал статью с заголовком: «Для бегунов и грабителей: модные кроссовки».

Индустриализация 1920–х сделала кроссовки широко доступным и недорогим товаром. Одной из самых первых компаний по производству кроссовок была Converse. В 1908 году они начали с производства галош, а через десятилетие представили свои первые баскетбольные кроссовки All Star. Маркус Конверс использовал удачный маркетинговый ход: заручился поддержкой баскетбольных тренеров и видных игроков. Среди представителей бренда был Чарльз Х. «Чак» Тэйлор: на всех играх он появлялся в кроссовках со звездой. Его имя осталось не только в истории бренда, но и материализовалось в подпись на боковой нашивке на кедах: Chuck Taylor.

Актриса Джанет Ли в кроссовках и пальто; Американская теннисистка, 1950 год.
Актриса Джанет Ли в кроссовках и пальто; Американская теннисистка, 1950 год.

В XX веке, после Первой мировой войны, росла популярность национализма и евгеники. Евгеника – наука о способах улучшения наследственности человека, и, следовательно, его физического здоровья. Интерес к спорту вырос, а вместе с ним продажи кроссовок. Власти разных стран пропагандировали физическое совершенство во многом для того, чтобы быть готовыми к следующей войне. Так было в Германии, Италии и Японии.

Тогда же кроссовки стали камнем преткновения в политике. Так, в 1936 году на Олимпиаде в Берлине американский темнокожий спортсмен Джесси Оуэнс выиграл четыре золотые медали (в беге, эстафете и прыжках в длину) и поставил мировой рекорд, Своим блестящим выступлением Джесси Оуэнс пошатнул веру нацистов в их расовую теорию, и Гитлер отказался жать ему руку. Но еще больше уязвило немецких нацистов то, что темнокожий спортсмен тренировался в кроссовках немецкой фирмы Dassler, которая потом разделилась на Puma и Adidas.

Адольф Дасслер; Джесси Оуэнс.
Адольф Дасслер; Джесси Оуэнс.

Во время предвыборной кампании в США 2016 года кроссовки New Balance были названы «официальной обувью белых людей». Дело в том, что бренд поддержал Дональда Трампа, многократно обвиняемого в расизме. Многим американцам не понравился такой расклад дел, и они объявили New Balance бойкот, стали сжигать, выкидывать и топить их обувь.

Вернемся к истории. Во время Второй мировой войны в США нормировали использование резины, и это могло сказаться на производстве любимой всеми американцами обуви. Люди устраивали протесты, чтобы защитить производителей кроссовок, и у них это получалось.

На телевидении долгое время был культовым образ профессионального спортсмена в крутых кроссовках (вспомните Чарльз Х. «Чак» Тэйлора). После выхода фильма «Бунтарь без причины» в 1955 году, в котором главного героя играет Джеймс Дин, не менее популярным стал образ подростка–сорвиголовы. Благодаря этому фильму, кроссовки стали носить как повседневную обувь, а не только для занятий спортом. В 1970–е годы бег трусцой овладел умами американцев, и высокотехнологичные кроссовки стали делать стильными для повышения продаж. В 1977 году Vogue писал, что настоящие беговые кроссовки теперь символизируют статус человека; их носили секс–символы 1970–х Фэрра Фосетт или вокалист The Rolling Stones Мик Джаггер.

Мик Джаггер в кроссовках Adidas; Мэтт Диллон в Converse.
Мик Джаггер в кроссовках Adidas; Мэтт Диллон в Converse.

У человека должно было быть много кроссовок разных расцветок и форм для разных мероприятий. Обувь стала средством самовыражения в хип–хоп группировках, у скейтеров и баскетболистов на улицах Нью–Йорка. Хип–хоперы предпочитали носить Nike, Adidas или Puma, а рок–н–рольщики выбирали Converse или Macbeth.

После сексуальной революции 1980–х возрос интерес к телу. Женщины занимались шейпингом и аэробикой, а бренды спортивной обуви придумывали новые модели кроссовок. На этой волне Reebok создали свои модели Freestyle и Princess. В это же время появились слипоны, изначально – обувь для серфинга. После фильма «Беспечные времена в «Риджмонт Хай»» каждый мечтал о паре черно–белых, как шашечная доска, слипонов Vans.

В 1990–х кроссовки проникли в мир высокой моды. Модели на показах дизайнера Хельмута Ланга ходили по подиуму в Stan Smith Adidas. Одним из символов тех лет стали кроссовки Nike на подушке Air Max.

Рекламная кампания FENTY PUMA BY RIHANNA; Рекламная кампания Yeezy Boost 350.
Рекламная кампания FENTY PUMA BY RIHANNA; Рекламная кампания Yeezy Boost 350.

Сейчас бренды спортивной обуви вдохновляются дизайном кроссовок 1990–х, ярким и далеким от минимализма. К примеру, известные Yeezy Runner – совместная работа рэппера Канье Уэста и Adidas – напоминают «Адидасы» 1998 года – EQT Solution.

Даже массивные кроссовки, как Air Max, могут смотреться очень женственно, особенно когда их украшает принт роз и сирени (капсульная коллекция Nike 2015 года, посвященная мегаполисам мира).