Как известно, театр начинается с вешалки. Но этот театр начался с ресторана. Ресторан был в Москве на старинной улице Никольской и назывался «Славянский базар», он и сейчас так называется. И прославился он тем, что 14 июня 1898 года в нем встретились два молодых интеллектуала: один – представитель пишущей богемы, писатель-драматург Владимир Иванович, а другой – выходец из богатейшей купеческой семьи Алексеевых, страстный актер-любитель Константин Сергеевич. Владимир Иванович послал свою визитку Константину Сергеевичу с приглашением посетить вышеуказанное место и приписал: «Я буду в час. Не увидимся ли?» Они встретились и разговаривали почти сутки. Обсудили все – от творческой концепции будущего театра до выбора авторов и разделения обязанностей. Наутро отправились на дачу к знакомому миллионеру Мамонтову для решения финансовых вопросов. Так был создан знаменитый МХАТ Немировичем-Данченко и Станиславским.
День открытия 14 октября (26 по новому стилю) им нагадала цыганка (обязательно в среду!) Так что ничто человеческое им оказалось не чуждо, впрочем, без помощи великой княгини Елизаветы Фёдоровны ,Саввы Морозова и многих других фиг бы что у мэтров выгорело.. Десять раз театр мог прогореть, потому что публике было скучно...но спасали авторы -сначала Чехов своей Чайкой, потом Булгаков спецом для МХАТа написал Дни Турбиных...Однако систему Станиславского признали во всём мире ( помните шедевральную фразу - НЕ ВЕРЮ! ) Только МХАТ был под покровительством и великих князей и самого Сталина, только ему давали всё и даже больше, ни один театр в мире не был так обласкан властью, как МХАТ, из его студий вышли многие театры.Именно МХАТу посвящён Театральный роман Булгакова , увековечив всех его главных действующих лиц .Ну и последний штрих -старики разругались почти сразу и не разговаривали друг с другом , руководя при этом театром! Как я их понимаю...))
Станиславский открыл:
а) "подтекст", дублирующий исполняемый текст или противоречащий ему; психологический инструмент, информирующий о внутреннем состоянии персонажа, устанавливающий дистанцию между тем, что сказано в тексте, и тем, что показано на сцене; подсознательный фон текста сосуществует параллельно с текстом, реально произносимым персонажами, образуя нечто вроде непрерывного и по-своему значимого второго смыслового ряда;
б) мизансцену как физическую ощутимость сокровенного смысла драматургического текста;
в) тяготение текста пьесы к претексту, перемежающемуся паузами: персонажи не смеют до конца выражать мысли или не могут это делать, они общаются друг с другом полунамеками, или же говорят, чтобы ничего не сказать, заботясь о том, чтобы это ничто было понято собеседником как нечто, наполненное реальным смыслом.
Станиславский открыл:
а) "подтекст", дублирующий исполняемый текст или противоречащий ему; психологический инструмент, информирующий о внутреннем состоянии персонажа, устанавливающий дистанцию между тем, что сказано в тексте, и тем, что показано на сцене; подсознательный фон текста сосуществует параллельно с текстом, реально произносимым персонажами, образуя нечто вроде непрерывного и по-своему значимого второго смыслового ряда;
б) мизансцену как физическую ощутимость сокровенного смысла драматургического текста;
в) тяготение текста пьесы к претексту, перемежающемуся паузами: персонажи не смеют до конца выражать мысли или не могут это делать, они общаются друг с другом полунамеками, или же говорят, чтобы ничего не сказать, заботясь о том, чтобы это ничто было понято собеседником как нечто, наполненное реальным смыслом.
А в самом начале сезона 1938/39 года, 7 августа, в процессе работы над "Тартюфом" умирает и Константин Сергеевич. Причина — сердечная недостаточность, вероятно, ишемическая болезнь. Аортокоронарное шунтирование изобрели только полвека спустя.