22 февраля 1828 года был заключен Туркманчайский мирный договор между Россией и Персией (совр. Иран), по которому последняя уступила России Эриванское и Нахичеванское ханства, предоставила свободу плавания торговым судам по Каспийскому морю и выплатила военную контрибуцию.
Договор стал следствием войны, начавшейся летом 1826 года, когда науськиваемые англичанами персияне перешли Аракс, за месяц захватили все Восточное Закавказье и осадили Баку.
В помощь наместнику Кавказа Алексею ЕРМОЛОВУ были направлены генералы Иван ПАСКЕВИЧ
и Денис ДАВЫДОВ.
Давыдов не позволил захватить Грузию, Паскевич разбил персов у Елизаветполя (Гянджи), а Ермолов освободил Баку. Зимой в военных действиях возникла пауза, а весной и летом 1827 года сменивший Ермолова Паскевич провел успешный Эриванский поход, вынудив противника просить о заключении мира.
Дипломат и знаменитый автор пьесы «Горе от ума» Александр ГРИБОЕДОВ, прибывший с началом войны в Тифлис (Тбилиси), где за краткий срок успел организовать газету «Тифлисские ведомости» и Тифлисское благородное училище, теперь мог приступить к своим прямым обязанностям — ведению переговоров. У него уже был опыт работы секретарем русской миссии в Персии, потому противную сторону он знал хорошо. Персидский наместник в Азербайджане АББАС–МИРЗА услышал от русского дипломата: «При окончании каждой войны, несправедливо начатой с нами, мы отдаляем наши пределы и вместе с тем неприятеля, который бы отважился переступить их. Вот отчего в настоящем случае требуется уступка областей Эриванской и Нахичеванской. Деньги — также род оружия, без которого нельзя вести войну. Это не торг, ваше высочество, даже не вознаграждение за претерпенные убытки: требуя денег, мы лишаем неприятеля способов вредить нам на долгое время».
Такие формулировки лишали персов возможности торговаться. Когда они все же попробовали затянуть переговоры, Грибоедов настоял, чтобы Паскевич их прервал и двинул армию на Тегеран. Испугался не только персидский шах, но и его английские покровители. Текст договора редактировал Грибоедов, подписывали его с русской стороны Паскевич и царский посланник Александр ОБРЕЗКОВ. Мирный договор был отмечен в Туркманчае 101 артиллерийским залпом. Эта война стала последней в истории взаимоотношений России и Ирана.
Грибоедову была предоставлена честь доставить подписанный трактат в Петербург, где его торжественно встретили, щедро наградили и возвели в ранг полномочного министра–резидента России в Персии. Это время стало самым счастливым в его жизни. Подвергнутый опале после восстания декабристов, среди которых было немало его приятелей, он мог снова встретиться с друзьями: Александром ПУШКИНЫМ, Иваном КРЫЛОВЫМ, Адамом МИЦКЕВИЧЕМ, Михаилом ГЛИНКОЙ. В Тифлисе, куда стремилось его сердце, ждала юная красавица Нина ЧАВЧАВАДЗЕ. Но после сыгранной в конце лета свадьбы предстояла поездка в Тегеран для наблюдения за выполнением условий договора. Там у него было немало врагов...
Очень отдаленно Хабенского, из известных.
Очень отдаленно Хабенского, из известных.
23.02. в 1918 году ввели и совсем по другому поводу...