Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Леди закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Великий скульптор и его наследие

Выдающийся скульптор М.М. Антокольский (настоящее имя – Мордух Матысович) родился 21 октября (2 ноября) 1843 года в Вильно (Вильнюс) в бедной еврейской семье. Его фамилия происходит от названия пригорода Антоколь (Antakalnis, ныне один из районов города). Марк был младшим, седьмым ребенком в семье. Его родители содержали в Вильне небольшой трактир, но были людьми небогатыми и очень религиозными. С детства «страдал» тягой к рисованию и стал резчиком по дереву – в иудаизме, как в синагогах, так и в семьях, популярны узорно-украшенные деревянные коробки, футляры, шкафы для священных атрибутов . Его талант в этом прикладном искусстве был замечен женой генерал-губернатора той области и по ее рекомендации в 21 год он был принят в Академию художеств, где оказался в достойной компании соучеников – Репина, Васнецова ,Стасова,  с которыми сохранил дружбу на всю жизнь.
Отношения с преподавательским составом оказались менее лучезарными, в результате чего Антокольский был вынужден уйти из Академии. Счастье улыбнулось ему в том плане, что последняя его работа в ранге студента – статуя Ивана Грозного – была замечена одной из родственниц царя и куплена для царской коллекции, прямо вопреки негативному отношению к ней профессоров Академии. Положительное внимание царя Александра II к работам Антокольского продолжалось и впоследствии, благодаря чему большая их часть сосредоточилась в Русском музее Санкт-Петербурга.. Сейчас, например, в нем выставлено 8 полноформатных скульптур и 5 произведений меньшего формата (горельефы, бюсты).  В Третьяковской же галерее в открытой экспозиции стоит только одна  работа Антокольского.
Внимание царского дома не спасало от удушливой атмосферы искусствоведческого мира, пропитанного антисемитизмом, и Антокольский вынужден был покинуть Россию. С тех пор он жил и творил большей частью в Париже, но душой оставался в России, что отчетливо видно не только по его высказываниям, а, в первую очередь, по его произведениям. Вместе с тем, на Западе он был высоко оценен – получал первые призы на крупнейших выставках и стал членом художественных Академий некоторых европейских столиц.
Большая выставка его работ в Петербурге с одной стороны привела к его признанию и в российских пределах – ему, недоучившемуся студенту, было присвоено звание академика (вдогон к таким же европейским званиям), но с другой – к взрыву в черносотенной прессе – как это еврей имеет наглость отображать русскую историю.
Единственный голос Стасова в защиту талантливого скульптора не мог перевесить воплей своры охаивателей, а больше не нашлось внятных голосов защитников во всем искусстве необъятной России. В результате Антокольский до конца своей жизни оставался в Европе, там и был похоронен, и вернулся в Россию только уже в виде праха, перезахороненного на еврейском кладбище в С.Петербурге.
Mюмзик
Тема закрытаТема в горячихТема скрыта
Комментарии
66
Mюмзик
В 1865 году – серебряная медаль и стипендия Его Императорского Величества за горельеф "Еврей скупой" (слоновая кость, дерево, ГРМ).
Mюмзик
Уже первые горельефы Антокольского показали жизненность и реалистичность произведений художника. "Таких вещей, - писал В.Стасов, - у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях... Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне".

"Мальчик, крадущий яблоки", 1866. Гипс. Марк Антокольский
вячеслав В ответ на Mюмзик
Mюмзик
Уже первые горельефы Антокольского показали жизненность и реалистичность произведений художника. "Таких вещей, - писал В.Стасов, - у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях... Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне".

"Мальчик, крадущий яблоки", 1866. Гипс. Марк Антокольский
СсылкаПожаловаться
Ну это явно не в Польше дело было...
Поляки не знают куда яблоки девать после антироссийских санкций. И с досады даже выбрасывают их прямо на дорогу...
Mюмзик

Голова еврея Натан мудрый
«Сюжет взят из еврейско-испанской истории средних веков, когда евреи и мавры были изгнаны. Многие евреи приняли тогда христианство. Но только для виду, а в душе оставались тем, чем были прежде... В этом эскизе мне хотелось показать целый ряд еврейских типов, выработанных историческим ходом событий; но главное – показать это в скульптуре по-своему, до сих пор еще небывалым образом... Стоит только поставить эскиз боком к свету, и вся сцена освещается через окно барельефа» – писал скульптор Марк Матвеевич Антокольский в автобиографии

Эта работа, выставленная Антокольским на экзамене, вызвала неудовольствие академических профессоров, и начинающий скульптор уехал в 1868 году в Берлин, где в течение полугода занимался под руководством немецкого скульптора Р.Бегаса. По возвращении в Петербург, Антокольский продолжал работать над "Инквизицией", которая и была выставлена в академии в 1871 году. Отлитая потом из цинка, "Инквизиция" испортилась до такой степени, что скульптор более никому ее не показывал.
Комментарий удален.Почему?
MюмзикВ ответ на вячеслав
Комментарий удален.Почему?
История переписки2
обязательно надо отметить здесь из биографических данных, это религиозную составляющую всей жизни великого скульптора – от рождения и до самого своего конца Антакольский оставался иудеем, соблюдающим еврейские законы. Прямо таки документальным свидетельством этому (помимо конкретных воспоминаний и мемуаров, об этом упоминающих) является его портрет в талите , или, в более понятном для неевреев выражении, в молитвенной иудейской накидке
MюмзикВ ответ на Mюмзик
Mюмзик
обязательно надо отметить здесь из биографических данных, это религиозную составляющую всей жизни великого скульптора – от рождения и до самого своего конца Антакольский оставался иудеем, соблюдающим еврейские законы. Прямо таки документальным свидетельством этому (помимо конкретных воспоминаний и мемуаров, об этом упоминающих) является его портрет в талите , или, в более понятном для неевреев выражении, в молитвенной иудейской накидке
СсылкаПожаловаться
История переписки3
Антокольский формально должен проходить по христианскому ведомству – имеется свидетельство его родственницы, что еще в студенческую его пору его ЗАСТАВИЛИ креститься, заставили прямо пытками - палочными ударами по ногам, в сопровождении угроз, что при отказе он будет отчислен из Академии Художеств (и, по логике, то произошло, скорее всего, в самом начале учебы). Это свидетельство – письмо пра-пра-внучки родной сестры Антокольского, которой (т.е. своей сестре) он сам и рассказывал и про ту экзекуцию. Учитывая свидетельства очевидцев, что Антокольский сохранял верность иудаизму до конца своей жизни, можно сказать, что он был мараном российского разлива. Мараны – это евреи Испании 15-го века, крещеные практически принудительно, но продолжавшие соблюдать предписания иудаизма втайне от властей, за что нередко кончали свои жизни на кострах инквизиции..
MюмзикВ ответ на Mюмзик
Mюмзик
Антокольский формально должен проходить по христианскому ведомству – имеется свидетельство его родственницы, что еще в студенческую его пору его ЗАСТАВИЛИ креститься, заставили прямо пытками - палочными ударами по ногам, в сопровождении угроз, что при отказе он будет отчислен из Академии Художеств (и, по логике, то произошло, скорее всего, в самом начале учебы). Это свидетельство – письмо пра-пра-внучки родной сестры Антокольского, которой (т.е. своей сестре) он сам и рассказывал и про ту экзекуцию. Учитывая свидетельства очевидцев, что Антокольский сохранял верность иудаизму до конца своей жизни, можно сказать, что он был мараном российского разлива. Мараны – это евреи Испании 15-го века, крещеные практически принудительно, но продолжавшие соблюдать предписания иудаизма втайне от властей, за что нередко кончали свои жизни на кострах инквизиции..
СсылкаПожаловаться
История переписки4
Еще интересный факт из того же письма, нигде более не упоминаемый, о том, что царь даровал своему любимому скульптору гражданский чин, обеспечивающий получение дворянского звания. (Как пример, знаменитый – и заслуженно знаменитый - поэт Фет долго и трудно выслуживался до соответствующего армейского чина, что б заполучить вожделенное дворянство, но так и не дослужился). Антокольский же НЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ этим царским благодеянием, и, похоже, именно из-за этого сбежал заграницу. Вот ведь, какой неблагодарный еврей!
вячеслав В ответ на Mюмзик
Mюмзик
Еще интересный факт из того же письма, нигде более не упоминаемый, о том, что царь даровал своему любимому скульптору гражданский чин, обеспечивающий получение дворянского звания. (Как пример, знаменитый – и заслуженно знаменитый - поэт Фет долго и трудно выслуживался до соответствующего армейского чина, что б заполучить вожделенное дворянство, но так и не дослужился). Антокольский же НЕ ВОСПОЛЬЗОВАЛСЯ этим царским благодеянием, и, похоже, именно из-за этого сбежал заграницу. Вот ведь, какой неблагодарный еврей!
СсылкаПожаловаться
История переписки5
Да уж, евреи бывают очень противоречивыми и непонятными людьми.
MюмзикВ ответ на вячеслав
вячеслав
Да уж, евреи бывают очень противоречивыми и непонятными людьми.
СсылкаПожаловаться
История переписки6
но слава России прирастала именно евреями )) я имею ввиду искусство
вячеслав В ответ на Mюмзик
Mюмзик
но слава России прирастала именно евреями )) я имею ввиду искусство
СсылкаПожаловаться
История переписки7
Ну не только ими...
вячеслав В ответ на Mюмзик
Mюмзик
но слава России прирастала именно евреями )) я имею ввиду искусство
СсылкаПожаловаться
История переписки7
Только не говорите мне что черный квадрат это великое искусство!...
MюмзикВ ответ на вячеслав
вячеслав
Только не говорите мне что черный квадрат это великое искусство!...
СсылкаПожаловаться
История переписки8
свят, свят...упаси боже..
вячеслав В ответ на Mюмзик
Mюмзик
Антокольский формально должен проходить по христианскому ведомству – имеется свидетельство его родственницы, что еще в студенческую его пору его ЗАСТАВИЛИ креститься, заставили прямо пытками - палочными ударами по ногам, в сопровождении угроз, что при отказе он будет отчислен из Академии Художеств (и, по логике, то произошло, скорее всего, в самом начале учебы). Это свидетельство – письмо пра-пра-внучки родной сестры Антокольского, которой (т.е. своей сестре) он сам и рассказывал и про ту экзекуцию. Учитывая свидетельства очевидцев, что Антокольский сохранял верность иудаизму до конца своей жизни, можно сказать, что он был мараном российского разлива. Мараны – это евреи Испании 15-го века, крещеные практически принудительно, но продолжавшие соблюдать предписания иудаизма втайне от властей, за что нередко кончали свои жизни на кострах инквизиции..
СсылкаПожаловаться
История переписки4

Mюмзик
Во время учёбы в Академии М.М. Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (у него дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Царь Иван Васильевич Грозный», начавшая собой новый этап творчества Антокольского – работу над образами отечественной истории. Статуя "Иван Грозный" (1871, бронза, ГРМ; 1875, мрамор, ГТГ), которая экспонировалась на I выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок, принесла скульптору мировую славу. В дальнейшем Антокольский не раз участвовал в выставках Товарищества передвижников, с большой симпатией относясь к их поискам "правды в искусстве", противостоявшей канонам академизма. Под воздействием В.Стасова и И.Крамского Антокольский стал убеждённым реалистом-демократом, близким к передвижникам.
вячеслав В ответ на Mюмзик
Mюмзик
Во время учёбы в Академии М.М. Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (у него дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Царь Иван Васильевич Грозный», начавшая собой новый этап творчества Антокольского – работу над образами отечественной истории. Статуя "Иван Грозный" (1871, бронза, ГРМ; 1875, мрамор, ГТГ), которая экспонировалась на I выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок, принесла скульптору мировую славу. В дальнейшем Антокольский не раз участвовал в выставках Товарищества передвижников, с большой симпатией относясь к их поискам "правды в искусстве", противостоявшей канонам академизма. Под воздействием В.Стасова и И.Крамского Антокольский стал убеждённым реалистом-демократом, близким к передвижникам.
СсылкаПожаловаться
Кстати мама Ивана Грозного отнюдь русской не была. А совсем даже наоборот...
MюмзикВ ответ на вячеслав
вячеслав
Кстати мама Ивана Грозного отнюдь русской не была. А совсем даже наоборот...
СсылкаПожаловаться
История переписки2
зато красивая...
вячеслав В ответ на Mюмзик
Mюмзик
зато красивая...
СсылкаПожаловаться
История переписки3
Вы считаете что за красоту можно все простить?...
MюмзикВ ответ на вячеслав
вячеслав
Вы считаете что за красоту можно все простить?...
СсылкаПожаловаться
История переписки4
это тоже своего рода талант, а уж царям и так вечно втюхивали кота в мешке, не все же могли плюнуть на общественное мнение и жениться, как Пётр Первый на економке )
вячеслав В ответ на Mюмзик
Mюмзик
это тоже своего рода талант, а уж царям и так вечно втюхивали кота в мешке, не все же могли плюнуть на общественное мнение и жениться, как Пётр Первый на економке )
СсылкаПожаловаться
История переписки5
Я думаю что цари должны жениться на царевнах все же. Им же лучше будет.
Браки должны быть равными. Я так думаю...
Mюмзик
Любопытно разглядывать одно и то же произведение в нескольких повторениях. Скульптор мог изготовлять свои работы для одного заказчика в бронзе (такие брал царь), а для другого — в мраморе (такие предпочитал Третьяков). Поэтому «Иван Грозный» в Петербурге — металлический, а Москве — белоснежный.
MюмзикВ ответ на Mюмзик
Mюмзик
Любопытно разглядывать одно и то же произведение в нескольких повторениях. Скульптор мог изготовлять свои работы для одного заказчика в бронзе (такие брал царь), а для другого — в мраморе (такие предпочитал Третьяков). Поэтому «Иван Грозный» в Петербурге — металлический, а Москве — белоснежный.
СсылкаПожаловаться
Современник передвижникам, Антокольский старался изображать исторических персонажей реальными людьми. Его первая главная статуя,«Иван Грозный», потому и была отвергнута профессурой. Уж слишком беспокойный там царь: как настоящий, как у Репина в картине об убийстве сына 15 годами позже. Неудача, однако, обернулась успехом, причем опять помогли дамы. Президент Академии великая княгиня Мария Николаевна сама отправилась посмотреть на пресловутую статую, была ею впечатлена, а главное — рассказала о ней брату-императору. Перед визитом заинтересовавшегося Александра II в антресольную мастерскую начальство судорожно успело отремонтировать чуть ли не все здание. Император обласкал Антокольского, заказал «Ивана Грозного» в бронзе, осыпал похвалами и рублями. Дальнейший успех и гонорары были гарантированы — оставшуюся жизнь Антокольский провел в блаженной Европе, постоянно наезжая на родину за заказами.
MюмзикВ ответ на Mюмзик
Mюмзик
Современник передвижникам, Антокольский старался изображать исторических персонажей реальными людьми. Его первая главная статуя,«Иван Грозный», потому и была отвергнута профессурой. Уж слишком беспокойный там царь: как настоящий, как у Репина в картине об убийстве сына 15 годами позже. Неудача, однако, обернулась успехом, причем опять помогли дамы. Президент Академии великая княгиня Мария Николаевна сама отправилась посмотреть на пресловутую статую, была ею впечатлена, а главное — рассказала о ней брату-императору. Перед визитом заинтересовавшегося Александра II в антресольную мастерскую начальство судорожно успело отремонтировать чуть ли не все здание. Император обласкал Антокольского, заказал «Ивана Грозного» в бронзе, осыпал похвалами и рублями. Дальнейший успех и гонорары были гарантированы — оставшуюся жизнь Антокольский провел в блаженной Европе, постоянно наезжая на родину за заказами.
СсылкаПожаловаться
История переписки2
Совет Академии в 1871 году присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду – звание академика Императорской академии Художеств. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Восторженные строки посвятили автору И.С. Тургенев] и В.В. Стасов. Их статьи "Санкт-Петербургских Ведомостях" (1871 год, № 44 и 50) сделали имя Антокольского популярным в России. О нем заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство "с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но гораздо еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли". Лишенная канонической риторики, скульптура "Иван Грозный" по-настоящему драматична реалистической передачей "духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля".
вячеслав В ответ на Mюмзик
Mюмзик
Любопытно разглядывать одно и то же произведение в нескольких повторениях. Скульптор мог изготовлять свои работы для одного заказчика в бронзе (такие брал царь), а для другого — в мраморе (такие предпочитал Третьяков). Поэтому «Иван Грозный» в Петербурге — металлический, а Москве — белоснежный.
СсылкаПожаловаться
Видно в детстве у него игрушек было мало....
Mюмзик
В Риме Антокольский начал работать над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Решение создать статую Петра Великого возникло у скульптора почти одновременно с замыслом "Ивана Грозного". Работа проходила за границей, в Риме, но основное содержание образа и идейная трактовка определились еще в России. Антокольский писал, что беспристрастных суждений о Петре пока нет (имея в виду различие взглядов на петровское время у западников и славянофилов). Скульптор не мыслил раскрытия образа своего героя вне конкретного содержания его личности, психики и эстетического склада.
Памятники по этой модели были воздвигнуты в Кроншдтате,Таганроге, Архангельске, и так далее; один попал даже на нынешнюю 500-рублевую купюру. Такое признание своего мастерства Антокольский, пожалуй, одобрил бы: недаром даже небольшая выставка его работ показывает его как человека, который не только как знал, как творить, но и умел жить — навык, большинству русских гениев недоступный.
Жалоба отправленаОтменить
Бельевые тренды, которые помогут почувствовать себя женственно и роскошно
Как выглядят и чем занимаются знаменитые российские гимнастки после окончания спортивной карьеры
Готовимся к отпуску: что никогда нельзя надевать в самолет
Скинни, брюки и черный: новый стиль 69-летней Брижит Макрон
15 идей для празднования Пасхи: убираем, готовим, украшаем