83 военных похода, 19 мирных договоров с половцами, объединение Руси, казнь более 200 князей, 4 литературных произведения — таковы краткие итоги правления Владимира Всеволодовича Мономаха. Он снискал славу справедливого властителя и отважного военачальника. В быту выдающийся деятель был на редкость скромен, парадной одежде он предпочитал простую, торжественным приемам – чтение. Близкие знали его как рачительного хозяина и внимательного к своим подданным правителя.

Владимир Всеволодович Мономах родился 26 мая 1052 году. Он был сыном Всеволода Ярославича и Анны, дочери императора Византии Константина IX. С 1067 года княжил в Смоленске, а с 1078 года – в Чернигове.
Во время своего княжения в Смоленске заложил в 1101 году Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, в который была помещена икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что значит «Путеводительница». По церковному преданию, она была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название "Одигитрия Смоленская".
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых.
3 мая 1113 года Мономах вступил на Киевский Великокняжеский престол и до 1125 года был Великим Киевским князем.
Став великим князем в 60 лет, энергичный и умный Владимир правил твёрдой рукой, не допуская усобиц, с помощью своих сыновей. При Владимире и его сыне Мстиславе был создан наиболее полный свод законов – «Пространная Русская Правда», трактовавший вопросы собственности, наследования, правового положения женщин, ограничивавший права князя по отношению к боярству и тому подобное. Понимая необходимость морального авторитета для собирания рассыпающейся страны, Владимир ввёл культ Бориса и Глеба, поддерживалось летописание. Большую роль играли собственные литературные произведения Мономаха, обладавшего незаурядным писательским даром.
Деятельность Владимира Мономаха позволила объединить большую часть территории Руси и отодвинуть время начала феодальной раздробленности.
1. Хорошо образованный и начитанный, Владимир Всеволодович требовал того же от своего окружения. Мысль о постоянном самосовершенствовании — лейтмотив его «Поучения.» «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится», — писал Мономах. Он придавал большое значение сохранению нравственных ценностей, проявлению сострадания к больным и нищим. И эти слова не были пустой риторикой; к Владимиру Всеволодовичу выстраивалась очередь из просителей, которым неизменно оказывался теплый прием. «Чтите приходящих к вам гостей и послов», — это правило Мономах соблюдал без исключений.
1. Хорошо образованный и начитанный, Владимир Всеволодович требовал того же от своего окружения. Мысль о постоянном самосовершенствовании — лейтмотив его «Поучения.» «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь — как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран. Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится», — писал Мономах. Он придавал большое значение сохранению нравственных ценностей, проявлению сострадания к больным и нищим. И эти слова не были пустой риторикой; к Владимиру Всеволодовичу выстраивалась очередь из просителей, которым неизменно оказывался теплый прием. «Чтите приходящих к вам гостей и послов», — это правило Мономах соблюдал без исключений.
4. Помимо чтения у Мономаха было еще одно увлечение — охота. Он признавал, что именно это занятие научило его владеть оружием. В 1821 году под Черниговом нашли золотой амулет, принадлежавший правителю. Вероятнее всего, он потерял его во время охоты. Амулет украшает змеевидная фигура, призванная защищать его владельца от болезней. На лицевой стороне — изображение архангела Михаила. «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей», — писал о своих приключениях Владимир Всеволодович.
4. Помимо чтения у Мономаха было еще одно увлечение — охота. Он признавал, что именно это занятие научило его владеть оружием. В 1821 году под Черниговом нашли золотой амулет, принадлежавший правителю. Вероятнее всего, он потерял его во время охоты. Амулет украшает змеевидная фигура, призванная защищать его владельца от болезней. На лицевой стороне — изображение архангела Михаила. «А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал. Вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул, и Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей», — писал о своих приключениях Владимир Всеволодович.
6. Князь был женат на английской принцессе Гите Уэссекской, которую прозвали «Лебединой шеей». Она разделяла все сложности походной жизни вместе со своим мужем. В браке родились 11 детей. Спустя год после смерти Гиты Мономах женился на гречанке Ефимии.
7. Примечательно, что Владимир Всеволодович простил убийцу своего сына — Олега Святославовича Черниговцева. Он написал ему письмо, предложив забыть о прежних распрях и заключить мир.
8. Свой родовой замок Мономах распорядился построить в Любече, на берегу Днепра.
9. Примером тонкой политической игры князя стала история, приключившаяся в 1114 году. Тогда на Руси объявился самозванец Лжедиоген II, провозгласивший себя сыном византийского императора. Мономах использовал этот шанс для того, чтобы пойти на Византию — он признал самозванца законным наследником и собрал огромное войско.
6. Князь был женат на английской принцессе Гите Уэссекской, которую прозвали «Лебединой шеей». Она разделяла все сложности походной жизни вместе со своим мужем. В браке родились 11 детей. Спустя год после смерти Гиты Мономах женился на гречанке Ефимии.
7. Примечательно, что Владимир Всеволодович простил убийцу своего сына — Олега Святославовича Черниговцева. Он написал ему письмо, предложив забыть о прежних распрях и заключить мир.
8. Свой родовой замок Мономах распорядился построить в Любече, на берегу Днепра.
9. Примером тонкой политической игры князя стала история, приключившаяся в 1114 году. Тогда на Руси объявился самозванец Лжедиоген II, провозгласивший себя сыном византийского императора. Мономах использовал этот шанс для того, чтобы пойти на Византию — он признал самозванца законным наследником и собрал огромное войско.
И совсем не его, как оказалось )
Конец 13 — начало 14 века . Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка . Высота 18,6 см; окружность 61 см . Оружейная палата . Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов.
И совсем не его, как оказалось )
Конец 13 — начало 14 века . Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, мех; скань, зернь, литье, чеканка, гравировка . Высота 18,6 см; окружность 61 см . Оружейная палата . Москва Самая знаменитая из всех царственных головных уборов.
Автор Патерика, говоря об огне с неба, передаёт: "Слух об этом разошелся по всей земле Русской. Поэтому-то Всеволод с сыном своим Владимиром приехал из Переяславля, чтобы видеть то великое чудо. Тогда Владимир был болен, и тем золотым поясом опоясали его, и он тотчас же выздоровел молитвами святых отцов наших, Антония и Феодосия".
В тот год Мономах княжил в Ростове. Патерик повествует: "И во время своего княжения христолюбец Владимир, взяв размеры той божественной церкви Печерской, создал во всем подобную церковь в городе Ростове такой же вышины, ширины и длины… и все это было повторено по образцу той Великой, Богом ознаменованной церкви". Великую церковь освятили на Успение 1089 года".
Автор Патерика, говоря об огне с неба, передаёт: "Слух об этом разошелся по всей земле Русской. Поэтому-то Всеволод с сыном своим Владимиром приехал из Переяславля, чтобы видеть то великое чудо. Тогда Владимир был болен, и тем золотым поясом опоясали его, и он тотчас же выздоровел молитвами святых отцов наших, Антония и Феодосия".
В тот год Мономах княжил в Ростове. Патерик повествует: "И во время своего княжения христолюбец Владимир, взяв размеры той божественной церкви Печерской, создал во всем подобную церковь в городе Ростове такой же вышины, ширины и длины… и все это было повторено по образцу той Великой, Богом ознаменованной церкви". Великую церковь освятили на Успение 1089 года".
Юрий Владимирович Долгорукий, говорит Патерик, "в своём княжении построил в городе Суздале церковь в ту же меру". Примечательно, что как в Великой церкви Киева был погребён Шимон (в крещении Симон), а затем и его сын, много жертвовавший на монастырь, так потомки Симона были погребаемы в суздальском храме.
При внуке Мономаха, Андрее Боголюбском, Успенский собор возведён в новой столице — Владимире на Клязьме; при правнуке, по линии старшего Мстислава — во Владимире Волынском. А через 390 лет после Великой, в 1479 году, и в Московском Кремле, где Успенский собор стал главным храмом государства, вокруг которого собрались все русские земли, как в свой час при Мономахе.
Д.С. Лихачёв отмечает: "Храмы, посвящённые Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси особое место. Три момента здесь привлекают наше внимание: их распространенность; расположение в центре оборонительных сооружений (кремлей, монастырей); единство традиционного архитектурного образа".
Юрий Владимирович Долгорукий, говорит Патерик, "в своём княжении построил в городе Суздале церковь в ту же меру". Примечательно, что как в Великой церкви Киева был погребён Шимон (в крещении Симон), а затем и его сын, много жертвовавший на монастырь, так потомки Симона были погребаемы в суздальском храме.
При внуке Мономаха, Андрее Боголюбском, Успенский собор возведён в новой столице — Владимире на Клязьме; при правнуке, по линии старшего Мстислава — во Владимире Волынском. А через 390 лет после Великой, в 1479 году, и в Московском Кремле, где Успенский собор стал главным храмом государства, вокруг которого собрались все русские земли, как в свой час при Мономахе.
Д.С. Лихачёв отмечает: "Храмы, посвящённые Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси особое место. Три момента здесь привлекают наше внимание: их распространенность; расположение в центре оборонительных сооружений (кремлей, монастырей); единство традиционного архитектурного образа".
Автограф-граффити Владимира Мономаха в Софийском соборе
В памяти народа он остался как "братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю".
Автограф-граффити Владимира Мономаха в Софийском соборе
В памяти народа он остался как "братолюбец, нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю".
Памятник Владимиру Мономаху в г. Владимире
Святой благоверный великий князь оставил нам урок победы над врагом внешним и внутренним. Его победы — это победы нравственного устроения мира над хаосом разложения. Мономах устранил внешних врагов и собрал воедино Русские земли.
Это дорогого стоит, бесценный опыт.
Святой благоверный великий князь оставил нам урок победы над врагом внешним и внутренним. Его победы — это победы нравственного устроения мира над хаосом разложения. Мономах устранил внешних врагов и собрал воедино Русские земли.
Это дорогого стоит, бесценный опыт.
Мономаху посвящены разделы в трудах наших выдающихся первых историков — В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьёва. К составленной ими картине немного прибавляет Н.И.Костомаров; В.О.Ключевский проясняет экономико-правовой аспект; А.А.Шахматов, Д.С.Лихачёв, Б.А.Рыбаков, А.Н.Сахаров и многие другие положили годы своих жизней для воссоздания во всей хрустальной ясности панорамы мономаховой эпохи.
В былинном эпосе образ Мономаха сливается с образом Владимира Крестителя — из-за созвучности времён и одинаковости имён.
Мономаху посвящены разделы в трудах наших выдающихся первых историков — В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьёва. К составленной ими картине немного прибавляет Н.И.Костомаров; В.О.Ключевский проясняет экономико-правовой аспект; А.А.Шахматов, Д.С.Лихачёв, Б.А.Рыбаков, А.Н.Сахаров и многие другие положили годы своих жизней для воссоздания во всей хрустальной ясности панорамы мономаховой эпохи.
В былинном эпосе образ Мономаха сливается с образом Владимира Крестителя — из-за созвучности времён и одинаковости имён.
Первый такой съезд состоялся в 1097 году в Любече на Днепре (ныне посёлок городского типа Черниговской области)… Для русских той поры Любеч значил много. Из Любеча родом была прапрабабка наших князей — Малуша, мать Владимира Крестителя. Близ Любеча их дед Ярослав Мудрый в 1015 году разбил войско Святополка Окаянного, убийцы Бориса и Глеба. В Любече родился преподобный Антоний, основатель Печерского монастыря…
Академик Б. Рыбаков называет княжеский дворец в Любече неприступным замком. И создаёт его реконструкцию. Дворец был трёхэтажным, на втором этаже располагался большой зал, где могли разместиться столы на сто человек.
Первый такой съезд состоялся в 1097 году в Любече на Днепре (ныне посёлок городского типа Черниговской области)… Для русских той поры Любеч значил много. Из Любеча родом была прапрабабка наших князей — Малуша, мать Владимира Крестителя. Близ Любеча их дед Ярослав Мудрый в 1015 году разбил войско Святополка Окаянного, убийцы Бориса и Глеба. В Любече родился преподобный Антоний, основатель Печерского монастыря…
Академик Б. Рыбаков называет княжеский дворец в Любече неприступным замком. И создаёт его реконструкцию. Дворец был трёхэтажным, на втором этаже располагался большой зал, где могли разместиться столы на сто человек.
Решили, что отныне каждый будет владеть тем, чем владел их отец (то есть каждый из внуков Ярослава Мудрого становится наследником своего отца)… И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все…""
Какое славное решение! Жаль, тут же было злодейски нарушено.