Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Нижнее белье, стиляги и запреты: что на самом деле было модно в 1960-е

1960-е годы вошли в историю моды как эпоха перемен, время, когда «заговорила» молодежь. В манере одеваться появилась свобода, экспрессия, яркость. О том, как на самом деле одевались московские девушки, нам рассказали модницы 60-х Галина Вергунова и Нинэль Тимирязева.
1
Модные тенденции
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Нинэль Тимирязева:

Мода 1960-х была очень красивой! Мы носили пышные юбки, широкие пояса, приталенные блузки из нейлона, которые вошли в моду после Всемирного фестиваля молодежи. Помню, что пышная юбка, прозрачная блузка и туфли на каблуках-гвоздиках очень хорошо смотрелись вместе. Под платья надевали специальную пышную юбку для дополнительного объема. Она могла быть из жесткой сетки, а по форме напоминала колокол. У меня до сих пор хранится одна такая.

К красивым вещам стремились практически все. Не было какой-то серости, отрицания моды. Единственно, некоторые танцы действительно осуждались многими, считалось что это неприличное поведение, но мы все равно танцевали! В моем окружении осуждения или негативного отношения к тем же стилягам точно не было. От этих людей не хотелось отстраняться, наоборот, хотелось что-то перенять. Может, и не до такой степени, потому что кто-то из ребят действительно слишком старался и переходил через край: например, они носили ботинки на огромной ребристой платформе. Такая обувь и правда в то время смотрелась вульгарно. В очень популярном тогда журнале «Крокодил» стиляг в карикатурах изображали именно в такой обуви и с «коком» на голове.

Галина Вергунова:

В первую очередь моду 1960-х определяли актеры, телеведущие. Мы смотрели разные программы вроде «Голубого огонька», а также не пропускали кинопремьеры. Вот, например, как сейчас помню, в картине «Неподдающиеся» Надежда Румянцева ходит в легком, изящном, пышном платье. Многие потом себе покупали похожее. Я помню, мы шили себе платья-рубашки, как у Майи Кристалинской. А в фильме «Осторожно, бабушка!» Ариадна Шенгелая носила приталенное платье с пышной юбкой и рукавами-фонариками. Такие тоже покупали, с нижними юбками — для большей пышности. Но замечу, что хоть все и было просто, но совсем не серо, как это показал Валерий Тодоровский в «Стилягах». Такого точно не было. Даже молодые люди носили желтые пиджаки, а девушки старались себя как-то украсить, добавляли рюши на платья.

2
Мини-юбки, джинсы и брюки
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Галина Вергунова:

Немногие девушки в СССР решались на мини-юбки. В основном, длина тогда была до середины колена или чуть ниже. В 1960-е у нас были модными юбки с гофрировкой и плиссировкой. Как раз в тот период в магазинах появилась такая синтетическая ткань, как лавсан, которая очень хорошо держала форму. Из нее и делали гофре и плиссе. Причем в тех ателье, где их шили, указывали это даже на табличках.

Еще у нас был такой лайфхак, как это сейчас называют: после стирки такую юбку аккуратно сворачивали в трубочку и вешали сушиться в капроновом чулке. Это помогало вернуть ей первоначальную форму, сохранить ее.

В 1960-х нам стали привозить легкие импортные брючные костюмы, а еще бриджи, как у Натальи Варлей в «Кавказской пленнице». У меня были точно такие, как у актрисы.

Стали продавать джинсы. Правда, сначала их можно было купить в отделе рабочей одежды. Мы их использовали не для повседневной носки, а во время походов, субботников или спортивных мероприятий. Хотя вообще женщину было еще непривычно видеть в брюках.

Позже появились спортивные костюмы и олимпийки, которые мы носили с кроссовками. Тогда была очень популярна чешская фирма «Botas».

3
Нижнее белье
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Нинэль Тимирязева:

Хорошая обувь и белье были самыми дефицитными товарами. В 1961 году я вышла замуж, и мне достались свадебные талоны. Обычно их использовали для того, чтобы купить обувь и белье. В это же время муж подарил мне югославский гарнитур, он был настолько красивый, что комбинашечку от него я сохранила на память.

Белье на каждый день было безобразным, выглядело ужасно. Байковые панталоны почти до колен, теплые рейтузы с каким-то начесом, которые начинали скатываться с изнаночной стороны. Все это было на резинках… Более-менее удобное белье стало появляться позже, но особого выбора все равно не было. Помню как-то из Америки приехала подруга одной из моих коллег и привезла много белья. Роскошные шелковые комплекты, которые мы видели только в зарубежных журналах мод. Как же это было красиво! Я помню, что наш отдел корректуры, состоящий из 39 человек, накинулся на всю эту прелесть, не переставая восхищаться.

Я не помню, когда именно мы начали носить колготки, в ходу были чулки. У нас были пояса с резинками, которые фиксировали их. Сейчас такое надевают для особых случаев, а раньше это было ежедневным ритуалом. Невероятно модными были чулки со швом сзади и с «очерченной» пяткой. Это было очень красиво, но главное — надо было постоянно следить за швом, чтобы он никуда не сползал и не перекручивался.

4
Обувь
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Галина Вергунова:

Я помню, что вошли в моду изящные лодочки с узкими носами и на шпильке. Интересно, что легкую обувь без каблука можно было купить за 10—15 рублей, а самые дешевые туфли стоили уже от 20 рублей. Было много импортной обуви. Особенно хорошей и дорогой считалась из Австрии — фабрики «Гофман». А потом и Ленинградская фабрика начала производить симпатичные туфли с очень удобной колодкой.

5
Макияж и прически
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Галина Вергунова: 

Красились немногие. В основном, только подводили глаза. Тогда была известная ленинградская тушь в коробочке. Кстати, она выходила не только в черном, но и в зеленом, голубом, синем, коричневом цветах. Наносить ее было не очень просто, но ресницы она делала густыми. А еще стали завозить французскую косметику «Louis Philippe». Тушь их стоила 5 рублей, что было совсем недешево. Но женщины даже выстраивались за ней в очередь. В магазинах продавались хорошие рисовальные карандаши «Живопись». Вот оттуда мы брали черный карандаш и подводили им глаза. А некоторые вообще в качестве косметики использовали театральный грим. Например, замазывали все лицо целиком, чтобы спрятать веснушки.

Я носила популярную и сейчас стрижку «сэссон», когда волосы подвернуты к лицу. Как в фильме «Дайте жалобную книгу». Потом, после выхода картины «Бабетта идет на войну», стала невероятно популярна прическа с одноименным названием, как у Брижит Бардо. Волосы начесывали сверху, закрепляли огромным количеством лака и собирали в аккуратный пучок. Кстати, достать лак тогда тоже было непросто, поэтому некоторые его готовили сами. Шли на разные хитрости, чтобы выглядеть красиво и модно.

Нинэль Тимирязева: 

В 1960-е стали рисовать стрелки. Я помню на улице Горького (сегодня — Тверская), я часто видела девушку, которая делала что-то вроде сегодняшних смоки-айз: ее глаза были практически полностью заштрихованы черным карандашом. В то время это казалось ужасным, на нее оборачивались все и смотрели с осуждением. Мне повезло: я была в среде, где не было крайностей. Было много связей с заграницей, наши журналисты приезжали из командировок и много рассказывали, показывали, привозили интересные и красивые вещи.

6
Шопинг
ОдноклассникиВКонтактеFacebookTwitter

Галина Вергунова:

Все можно было купить в универмагах. В тех же ГУМе и ЦУМе или «Москве» на Ленинском проспекте. Они действительно были универсальными, поэтому там находили и одежду, и обувь, и головные уборы. Кто мог, сам себе шил наряды. В популярных тогда журналах «Работница» и «Крестьянка» были выкройки, там были даже вязаные купальники. А еще работало много ателье, в которых пошить одежду стоило недорого.

Нинэль Тимирязева:

Качественные и красивые вещи было очень непросто раздобыть. В основном все шилось в ателье, делали очень много заказов у портних, заботились о себе сами. В то время уже был распространен журнал Burda и там были выкройки, которыми все друг с другом делились. Мы специально ходили в ГУМ, помню, что там на последнем этаже был отдел, где можно было увидеть эти выкройки в увеличенном виде. Я работала в газете «Известия», и у нас была возможность выписывать Burda, поэтому было чуть проще.

Так как я была общественницей, занималась активно самодеятельностью, у меня был доступ к каким-то редким вещам. Помню, у меня было очень красивое черное муаровое платье с пышной юбкой и поясом-бантом.

Автор: Оксана Тищенко; Татьяна Пятых

Иллюстрации: Галина Воробьева

Подпишитесь на нас
Рассылка Леди Mail.Ru