Фрукты-гибриды: сделано человеком

Фрукты-гибриды не имеют ничего общего с генно-модифицированными экземплярами, это заслуга исключительно селекционеров. Клементины, танжерины, плуоты, пичерины удивительны на слух и превосходны на вкус.

Фрукты-гибриды не имеют ничего общего с генно-модифицированными экземплярами, это заслуга исключительно селекционеров. Клементины, танжерины, плуоты, пичерины удивительны на слух и превосходны на вкус. Кроме того, они еще и полезны для здоровья. Сложно поверить, но выведенные человеком гибридные растения существовали уже в XVII веке!

«Не ждите милостей от природы»

История селекции берет свое начало еще с неолита, когда человеку приходилось выбирать лучшие семена для дальнейших посевов. Правда, в те времена никто даже и не подозревал, что этот простой метод может изменить растительный мир в полезном человеку направлении. Отборные семена с каждым разом давали больший и лучший урожай, и до XVI века люди довольствовались этим достижением, совершенно не задумываясь о чем-то большем.

В 1694 году немецкий биолог Камерариус публично выступил с идеей искусственного скрещивания различных видов растений, и уже через 23 года английский садовод Фэрчайлд реализовал мечту ученого, получив гибридные гвоздики.

Одним из основоположников искусственного отбора и гибридизации растений был русский ученый И.В. Мичурин. Его не зря называют отцом научной отрасли в сельском хозяйстве, ведь без опытов Мичурина средняя полоса России вряд ли могла бы похвастаться таким обилием плодовых деревьев.

Скрещивая местные растения с их географически удаленными видами, ученый вывел несколько сотен новых сортов плодово-ягодных культур, которые не только отлично приспосабливались к местному климату, но и ничуть не уступали по качеству своим иностранным собратьям из жарких стран.

«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее — наша задача!» — под этим девизом жил и работал великий ученый.

Цитрусовая революция

Основной задачей гибридизации было вовсе не создание диковинных фруктов, а борьба с болезнями и улучшение вида в целом. Впрочем, иногда подобные эксперименты заканчивались весьма любопытно: гибридные плоды нередко отличались от оригинала не только по вкусовым качествам, но и по внешнему виду.

Первые программы гибридного разведения были внедрены уже в конце XIX века в Италии, когда от фитофторы погибли все цитрусовые плантации. Примерно в это же время во Флориде сильные заморозки погубили практически весь урожай лимонов и апельсинов. В надежде защититься от дальнейших напастей, селекционеры прибегли к помощи гибридизации. Именно из этих экспериментов и получились «улучшенные» виды мандаринов: клементины, тангоры, минеолы и другие.

Мандарины

Мандарин, насчитывающий в своей истории более 3000 лет, был вывезен из Китая в XIX веке, и с тех пор селекционеры не дают бедному фрукту покоя: он стал основой для стольких гибридов, что упомянуть все их разновидности практически невозможно.

Танжерин — самый распространенный вид, полученный в результате скрещивания мандарина и померанца (горький апельсин). Этот гибрид был назван в честь марокканского порта Танжер, который еще не так давно считался основным пунктом экспорта мандаринов. Танжерины легко отличить по слегка вытянутой форме и пухлой ярко-оранжевой кожуре, которая легко чистится, но довольно резко при этом пахнет.

Клементин — результат скрещивания нескольких видов мандаринов с померанцем. Маленькие ароматные плоды с тонкой кожицей появились уже в XX веке и взяли имя создателя — французского миссионера в Алжире, Клемана Дозье (Clément Dosier).

Тангор, гибрид апельсина и мандарина или танжерина, — приплюснутый «почти-апельсин», красно-оранжевого цвета, с толстой пористой кожурой.

Минеолу и танжело получили в результате скрещивания танжерина и грейпфрута. Это довольно крупные фрукты грушевидной формы, сладкие и сочные.

Еще один интересный «потомок» мандарина — юзу. Этот гибрид мандарина и ичангской папеды был привезен в Японию буддийскими монахами около 2500 лет назад и с тех пор успел стать частью национальной культуры наряду с сакурой. Плоды юзу по форме напоминают мандарин, но их желтая кожура больше похожа на лимонную. Правда, она куда более грубая и шероховатая, с неровными выростами.

Эфирное масло юзу широко используют в парфюмерии, а из сока делают разнообразные соусы и напитки. Помимо этого, с плодами юзу можно принимать горячие ванны — японцы утверждают, что эта процедура поможет изгнать злых духов и к тому же сделает кожу гладкой.

Апельсины

Существует великое множество сортов апельсинов, но мало какие из них действительно гибридные. Из-за своей необычной окраски сицилийские апельсины ошибочно считают гибридом помело и мандарина. На самом деле это разновидность обычного апельсина. Кстати сказать, очень богатая натуральными антиоксидантами.

Самый популярный гибрид апельсина — конечно же, грейпфрут. Этот фрукт обнаружили в 1750 году на Барбадосе, и, как ни странно, селекционеры тут вовсе ни при чем — природа постаралась за них, создав грейпфрут путем естественного скрещивания апельсина с помело (хотя по этому поводу ученые до сих пор спорят). Между прочим, название «грейпфрут» появилось неслучайно, ведь плоды растут гроздьями, совсем как виноград! (В переводе с английского grapefruit — виноградный фрукт.)

Грейпфрут, как и все цитрусовые, плод чрезвычайно полезный. К тому же он стимулирует обмен веществ, а значит, практически незаменим в любой диете.

Персики, абрикосы и сливы

Всеми любимые нектарины — вовсе не гибрид персика и сливы, как думают многие, а сорт персика с гладкой кожицей, полученный в результате мутации. Однако гибриды персика все же существуют.

Пичерин (peacherine) — результат скрещивания персика и нектарина, появившийся не так давно. Это довольно большой по размеру плод с гладкой кожей, по вкусу — нечто среднее между нектарином и персиком.

Манговый нектарин (вопреки своему названию) был получен гибридизацией двух разновидностей нектаринов со светлой мякотью. Однако по вкусу и текстуре он напоминает манго!

Нектакотум «состоит» из равных частей нектарина, абрикоса и сливы. На вид он напоминает крупный нектарин, но кожица у него темнее — как у сливы, и мягче — как у абрикоса. Вкус описать довольно сложно, но определенно это стоит попробовать!

Впрочем, у слив и абрикосов и без участия персиков дело пошло, и в результате получилось два совершенно новых фрукта.

Плуот — 75% сливы и 25% абрикоса. Если поменять процентные coотношения местами, получится априот. Главное достижение этих двух гибридов — интенсивный вкус и сладость. Oт излишне кислой кожуры, характерной для всех слив, не осталось и следа!

Эти гибриды еще не получили широкого распространения, но ведущие специалисты высокой кухни пророчат плуотам и априотам большое будущее.

Яблоки

Яблочные родословные настолько гибридны, что уследить за всеми скрещиваниями между видами практически невозможно. Тем не менее встречаются просто фантастические гибридные комбинации, в которые и поверить-то сложно.

Швейцарский садовод Маркус Коберт (Markus Kobert) более 20 лет работал над новым гибридным сортом яблока и томата. Результат превзошел все ожидания — блестящие фрукты насыщенно-малинового цвета с «акварельными» пятнами в разрезе покоряют с первого взгляда! Недаром их назвали Red Love. К тому же «плоды любви» не просто красивы, но и вкусны, а также богаты витаминами и антиоксидантами. Ко всему прочему, само дерево восхитительно цветет, почти как японская вишня. Уже сейчас любой желающий может приобрести саженцы этого чуда, а еще через какие-то 10 лет фрукты появятся в магазинах.

Фото: StockFood/FOTODOM.RU, Legion-Media.ru