Скидки и комплименты: о чем стоит узнать перед походом в ресторан

Сегодня для похода в кафе или ресторан не нужен особый повод: это вполне привычное место семейного отдыха и встреч с друзьями. А как сделать такое времяпрепровождение еще и выгодным, разбираемся с экспертом — Ниной Макогон, основательницей кадрового агентства RABOTARESTORAN и ресторанным обозревателем FOODIKA.

Скидки в определенные часы посещений

Пожалуй, одна из самых выгодных историй. В большинстве заведений скидка предоставляется в дневное время по будням, часов с 11—12 и до 16—17 и составляет от 10 до 25%. В вечернее время скидки часто предоставляют в кафе-булочных, кондитерских. В ночные часы — в некоторых барах.

Content image for: 492946

Комментарий эксперта. У каждого заведения зачастую скачкообразная наполняемость, которая главным образом зависит от расположения ресторана, поэтому есть часы, когда посещаемость проседает. В связи с этим рестораторы стремятся привлечь гостей специальными акциями, чтобы обеспечить постоянный денежный поток. К тому же такие маркетинговые акции способствуют лояльности и таким образом привлекают посетителей в другое время.

Примеры. В ресторане Chips меню разделено по модной европейской системе на дневное и вечернее. И с 12 до 16 любимые блюда можно заказать по более демократичным ценам. К примеру, днем брускетту с бычьими хвостами можно попробовать за 450 рублей, а вечером — уже за 750.

В «Остерии Бьянка» с понедельника по среду с 16:00 до 19:00 вино по бутылкам идет со скидкой 50%, а с 1 ночи до 7 утра скидка на все меню — 25%. Настоящий ночной дожор!

Скидки в день рождения

Во многих уважающих себя (и посетителей) заведениях именинникам предоставляется скидка. Иногда ресторан «отделывается» бесплатным десертом — обычно это кусок торта, иногда даже со свечкой — что в общем-то тоже неплохо.

Комментарий эксперта. Как правило, когда ресторатор проводит подобные акции, он рассчитывает на то, что человек помимо «торта в подарок» закажет что-то еще, к тому же приедет не один. Таким образом, убиваются два зайца — формируется положительный имидж, и гость возвращается. Расходы на подобные акции вполне подъемны, так как с лихвой оправдывают себя.

Примеры. В New Place Moscow скидка имениннику составляет 20%, в ресторане Valenok и кафе-баре «Чердак» — 10%. Бывают и особенные случаи: в квест-кафе «Кусочки» в день рождения именинник получает скидку равную половине исполнившихся лет (бабушкам и дедушкам особенно повезло). Кстати, здесь же делают скидку и на девичник — она равняется количеству подружек невесты (чем больше, тем лучше). А в кафе «Пироги Вино и Гусь» скидка для именинника действует аж 2 недели в размере 10%.

Скидки для беременных и детей

Кроме именинников и невест под скидки часто попадают еще две категории посетителей — беременные и дети. Беременным предоставляются скидки, а детям — бесплатное меню. Кроме того, во многих ресторанах есть бесплатная детская комната, иногда даже с аниматорами, что, безусловно, выгодно — не материально, конечно, а морально: можно спокойно провести время с родными, друзьями или коллегами, а ребенок при этом не будет страдать и надоедать.

Комментарий эксперта. Ребенок много не ест — это знает любая мама, поэтому ресторан вполне может покрыть данные расходы с целью привлечения семейной аудитории. Так как за подобными застольями не принято экономить.

Примеры. В той же «Остерии Бьянке» любая беременная может получить карту «Скоро мама» (после заполнения анкеты на следующее посещение), по которой ей (но только ей одной!) можно есть со скидкой 50%. Вот так и начинают есть «за двоих»! После рождения ребенка карточка обменивается на карточку «Любимчик», по которой бесплатно «положено» есть уже не маме, а ребенку до 9 лет.  

Бесплатное детское меню действует и в других ресторанах: например, в Haggis pub and Kitchen детям до 12 лет дают специальное меню без цен, из которого они могут выбрать любые позиции совершенно бесплатно. А в «Честной кухне» по выходным ребенку до 8 лет любое блюдо — за счет заведения.

Для ресторана всегда важно как  привлекать к себе новых гостей, так и удерживать лояльных старых. Поэтому акции могут быть направлены или на привлечение, или на удержание, или и на то и на другое. «Притянутые за уши» акции никому не интересны и не дают нужного результата. Есть простое правило: если вы хотите, чтобы это сработало, не нужно жадничать. И только тогда это принесет свои плоды. Уж если ресторан решил сделать приятное гостю, то надо делать это круто. Всегда полезно поставить себя на место гостя и задать вопрос: «А что меня побудило бы прийти в первый раз/еще раз/в десятый раз (нужное подчеркнуть) в этот ресторан? Бесплатный кофе? Или десятый бесплатный коктейль?»
Мария Тюменёва
коммуникационное агентство «Аппетитный Маркетинг»

Комплименты от шеф-повара

Ресторанный «комплимент» — это маленькое, буквально «на один зубок», угощение от шеф-повара. Чаще всего это закуска, которая подается гостям в ожидании заказа или вместе с ним. Реже — десерт. «Комплиментом», конечно, сыт не будешь, но иногда, зная о том, что он есть, можно сэкономить на тех же закусках или хлебе (он в ресторанах тоже денег стоит!). Мелочь, как говорится, а приятно.

Комментарий эксперта. Пожалуй, комплимент — это показатель уровня заведения. Чем выше средний чек, тем больше вероятности, что вам преподнесут вкусный «подарок» от шефа. Его стоимость  уже входит в стоимость вашего чека, поэтому помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Примеры. В кафе-пекарне «Хлебная лавка» при заказе вторых и горячих блюд бесплатно дают хлебную корзину со свежеиспеченным хлебом — по сути, комплимент. В Molon Lave гостям угощение от шефа преподносят всегда: сейчас это оливки Каламата, греческий йогурт дзадзики или оливковая паста и хлебные палочки гриссини. Разве плохо?

Греческий комплимент от шеф-повара Molon Lave прекрасен!
Греческий комплимент от шеф-повара Molon Lave прекрасен!

А в ресторане дикой кухни «Шотландская клетка» комплимент — это маленький праздник для гурманов. Не так давно в качестве комплимента здесь подавали копченые орешки из собственной коптильни, бутерброды с салом кабана, капкейки с цветами, сейчас — бутерброды с копченой сельдью и икрой.

Бесплатные напитки

Отсутствие в ресторане свободных столиков или долгое обслуживание иногда имеют свои плюсы. В некоторых заведениях за предоставленные неудобства преподносят бесплатный напиток.

Комментарий эксперта. Такие опции обычно предлагаются в ресторанах с более высоким чеком, и поэтому если вам преподнесли бокал вина или кофе, все это учтено в маркетинговом бюджете.  Но нужно понимать: официанты далеко не всегда замечают «ожидающих» гостей, поэтому задача менеджера отслеживать вновь прибывших гостей и вовремя преподнести комплимент. Но так как бывает это в часы пик, и весь персонал загружен, гость может остаться ни с чем.

Примеры. В ресторанах Valenok и «Чердак» за долгое ожидание гостям приносят бокал чего-то согревающего. В «Остерии Бьянка», если нет свободных столиков, гостям предлагают сесть за барную стойку и бесплатно приносят кофе или бокал игристого — на выбор. Кроме того, если посетитель сел за стойку кухни, он может заказать повару пасту по своему уникальному рецепту (она не должна «перекликаться» с пастой из меню) и ее сделают в двойном объеме. Правда, съесть ее нужно будет, не отходя от кассы — то есть здесь же, за стойкой. 

Мирко Калдино, шеф-повар ресторана «Остерия Бьянка» с  «обычной» порцией пасты. Двойную представьте сами
Мирко Калдино, шеф-повар ресторана «Остерия Бьянка» с «обычной» порцией пасты. Двойную представьте сами

Выгода от местоположения ресторана

Если ресторан находится в необычном месте, то и выгода может быть особенной! Например, в Москве гости Ribambelle Green могут бесплатно проходить в Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород» (в заведении отдельный вход в него) и сэкономить 200 рублей — стоимость билета. 

Гости Mercedes bar и BUONO могут бесплатно подниматься на смотровую площадку гостиницы «Украина»  —  именно в ее здании и находятся заведения. Для всех остальных, кроме постояльцев гостиницы, вход на площадку — 1000 рублей.

Ужин в Mercedes bar – не самый дешевый (средний чек – 2500 рублей), но посмотреть на Москву с высоты птичьего полета можно совершенно бесплатно
Ужин в Mercedes bar – не самый дешевый (средний чек – 2500 рублей), но посмотреть на Москву с высоты птичьего полета можно совершенно бесплатно

Кратковременные акции

В некоторых заведениях, чаще молодежных, делают ставку не на «долгоиграющие» бонусы, а на различные кратковременные акции. Например, бесплатный десерт или напиток за активность в соцсетях.

Комментарий эксперта. Эффективность акции в той или иной сети зависит от аудитории. К примеру, ресторану нет смысла проводить акцию «Вконтакте», если средний чек выше 1500 руб., или в facebook если средний чек  до 700 руб. Разные возрастные аудитории тоже по-разному реагируют, поэтому не стоит ожидать взрыва интереса к подобным акциям в заведениях высокого уровня.

Пример.  В квест-кафе «Кусочки» посетители получали горячий шоколад, если показывали официанту подписку в соцсетях.

Подарки и скидки при заказе особенных блюд

Акции вроде «бесплатная кола при заказе фишбургера» чаще всего случаются в ресторанах быстрого обслуживания. В более «достойных» заведениях подобные предложения — большая редкость.   

Комментарий эксперта. У компаний, подобных Pepsi, Coca cola и др., предусмотрены бесплатные (или по себестоимости) продукты для популяризации своего бренда. Поэтому каждый год проходит определенное количество акций в подобных фастфудах, когда проводится мощная рекламная кампания с указанием второго бренда (то есть напитка). Таким образом, бренд получает рекламу взамен предоставления продукции.

Примеры. В кафе «Гранд Европейский экспресс» можно заказать к кофе что угодно, хоть мармеладку за 30 рублей, и скидка на чай и кофе будет 50% (так написано в меню). Это предложение действует на практике.   

Бывают и совсем щедрые предложения, например, в «Вино и Бургер» за покупку KillBurgera дарят целую бутылку испанского вина. Тут, правда, стоит сказать о цене бургера — 1500 рублей, и его весе — 1 кг! 

Контент недоступен

В общем, теперь вы знаете, о чем стоит узнать перед походом в ресторан. И лучше сделать это по телефону. Можно, конечно, и на месте выяснить — персонал обо всем расскажет (если есть о чем), но, согласитесь, с порога спрашивать о скидках, комплиментах и подарках — это как-то не комильфо. 

Фото: архивы пресс-служб