Михаил Гребенщиков: «Я не хулиган, скорее – шутник»

Не все знают, что финалист самой первой «Фабрики звезд», прогремевший на всю страну своими хитами «Танцы-обниманцы» и «Булки», снова решил запеть и уже готовит к выпуску новый альбом. Что от него ждать поклонникам, чем его удивила Алла Пугачева, а также как болезнь заставила его вернуться на сцену, Михаил Гребенщиков рассказал в нашем интервью.
Михаил Гребенщиков
Михаил Гребенщиков

– Михаил, над какими проектами вы сегодня работаете?

– У меня своя звукозаписывающая студия, и там каждый день кипит работа: кто приходит вокалу научиться, кто песню в подарок записать, кто в хореографический зал потанцевать. Звезды постоянно захаживают, всех не перечислить – от Киркорова до Джигурды. Свой альбом параллельно пишу, долго думал и назвал его «Песни года». В него войдут и, как я их называю, «слюни о любви» и юморные треки – про геологов или курорт Увильды, например.

Если раньше я только писал музыку, то теперь решил снова петь. Случилось это из-за того, что в 2022-ом я принял участие в проекте «Ну-ка, все вместе!», очень впечатлился его участниками и понял, что снова хочу выходить на сцену. Так получилось, что после этого я еще и ковид перенес и болезнь положительно на меня повлияла – мои легкие будто «обновились», хоть это и странно звучит.

Вот так я снова запел и доказал своим примером: войти дважды в одну реку можно. Если бы на YouTube и в TikTok не отключили бы монетизацию, я бы уже был долларовым миллионером. Но не повезло…

Иногда люди, которые приглашают меня выступать к себе на мероприятие, знают мои песни лучше меня самого: у меня их больше 70, и те, с которыми я не часто выступаю, я не помню, поэтому у меня с собой всегда пюпитр. А люди помнят! Это приятно.

– Кто ваши слушатели сегодня – те, знает вас еще во времен «Фабрики звезд» или есть более молодая аудитория?

– Мне в соцсетях часто присылают ссылку, как совсем юные ребята включают в машине мои треки и угорают под них. Но в большинстве своем мои поклонники – это, конечно, те, кому за 35. Я их называю «сентиментальные алкоголики» – они любят повспоминать прошлое, пустить слезу.

– Как получилось так, что главный хулиган первой «Фабрики звезд» стал детским поэтом-песенником?

– Да какой хулиган, ладно вам! Хулиган – это который матом ругается и устраивает провокации. А я в подобном никогда замечен не был. Был, скорее, шутником. В 2004 году я был в «Орленке» и меня попросили написать музыку на текст, что я и сделал. Так вот уже 20 лет и пишу. Мне очень понравилось работать с детьми – с ними можно экспериментировать. Там, где взрослый скажет: «Я так не смогу», ребенок загорится: «Круто! Давай попробуем!»

Михаил Гребенщиков
Михаил Гребенщиков

– Вы окончили Воронежский монтажный техникум, а после службы в армии поступили на факультет журналистики Воронежского государственного университета, однако бросили учебу после четвертого курса. Как у вас без музыкального образования получается писать музыку?

– Да, у меня действительно нет музыкального образования. Как сказал мне Игорь Матвиенко: «У тебя все идет от меломании, ты музыкальный полиглот». Мне как папа в семь лет подарил магнитофон, так я с музыкой стал единым целым. Я ведь и до «Фабрики» был своего рода знаменитостью в своем родном Воронеже. Десять лет жил в ночных клубах – диджеил. К тому же, сколько у нас на «Фабрике звезд» было педагогов по вокалу и другим дисциплинам, я там хорошо подучился.

– Вы на российской эстраде с начала 2000-х. Как, на ваш взгляд, она изменилась с тех пор?

– Бузову по телевизору каждый день стали показывать, разве подобное раньше можно было представить? Артистов неплохих сегодня очень много, песен тоже – включишь в машине радио, там кто-нибудь поет, приятно послушать. Но проблема в том, что как только песня закончилась, ты и не вспомнишь, о чем она была. И тебе не интересно, кто ее поет. В этом и есть отличие: раньше артистов было мало и каждый был интересен как личность. А сейчас их много и никого запомнить не можешь – все какие-то одинаковые. Конвейер.

Я певца Niletto запомнил, потому что он себе тату на лбу набил. Кто он, что исполняет, – не знаю. Но в лицо помню, спасибо татуировке.

– Проект «Фабрика звезд» подарил нам огромное количество артистов, гораздо больше, чем, например, «Народный артист» или «Голос». Чем обусловлена, на ваш взгляд, популярность именно «Фабрики»?

– Тогда этот проект был первым в своем роде. Каждый его выход был событием, люди его ждали. После советской эстрады мы были глотком чего-то свежего. Многие устали от старых артистов и ждали, что мы их подвинем. А сейчас подобных проектов – десятки. Какой канал ни включишь – там шоу, кто кого перепоет или очередной «Последний герой». Телезрители пресыщены.

ТНТ сейчас возрождает «Фабрику звезд», вот-вот начнутся кастинги на новую часть проекта. Согласие стать наставниками уже дали такие музыкальные глыбы, как Сергей Жуков и Сергей Шнуров. Меня туда тоже позвали – спою какую-нибудь из своих песен. Надеюсь, на таком популярном канале и с такими крутыми действующими лицами проект зрителям зайдет.

Михаил Гребенщиков
Михаил Гребенщиков

– С кем из «фабрикантов» поддерживаете отношения, дружите?

– Ко мне на студию иной раз кого только не занесет. Недавно вот Катя Шемякина заезжала – с радостью поболтали. С Джемом регулярно общаемся. Я ни с кем с проекта не ругался, ничего не делил – со всеми хорошие приятельские отношения.

Забавно, что сегодня в мою студию приходят те, кто в мои школьные годы восхищал меня своей красотой, – Эвелина Бледанс, Лада Дэнс, Ирина Понаровская.

В интервью нам продюсер Иосиф Пригожин сказал, что считает певца Стаса Пьеху очень недооцененным. Ваше мнение: среди «фабрикантов» есть те, кто не до конца раскрыл свой потенциал?

– У нас там такие условия были: раскрывайся – не хочу. И педагоги нас обучали, и топовые поэты и музыканты песни нам и музыку дарили. Поэтому мое мнение: кто на проекте не раскрылся, просто лентяй. Шансы были у всех. После проекта надо было шевелиться: не ждать, когда тебе позвонит продюсер и предложит сотрудничество, а звонить самому. А многие сидели и ждали – в итоге их сейчас нигде и не видно.

– В одном недавнем интервью вы рассказывали, что оцениваете свое финансовое состояние на четыре с плюсом. В целом, какие у вас отношения с деньгами?

– Сверхбольших денег я никогда не видел. Хотя сегодня я материальным положением вполне доволен: заглядываю в отчеты своего лейбла и вижу там неплохие суммы. Дачу вот хочу купить. Пару лет назад я продавал недвижимость, чтобы с долгами расквитаться, а теперь вот покупаю – это радует. Я стал стоить дороже. А вот откладывать деньги, куда-то их складывать и «крутить» я так и научился – видимо, это не мое.

Михаил Гребенщиков
Михаил Гребенщиков

– Какая девушка могла бы вам понравиться?

– Я всегда был подвержен влиянию красивых девушек. Я всю жизнь обращал внимание на глаза – одно время поэтому был влюблен в Марину Влади. Наверное, вот такая девушка и могла бы обратить на себя мое внимание: с красивыми глазами и интересным внутренним миром. И чтобы семейная: шальные императрицы меня уже не интересуют. А еще – вменяемая, с мозгами. А то была у меня тут одна – Блиновской деньги носила. Я как узнал, офигел.

– В 2016-м вы стали героем телевизионного проекта Первого канала под названием «На 10 лет моложе» и в рамках шоу вам сделали целый ряд омолаживающих процедур: ринопластику, чек-лифтинг лица и верхнюю блефаропластику...

– Да, было дело. Когда мне предложили поучаствовать в программе, я подумал: «Когда я еще соберусь, накоплю денег, дойду до клиники?» А тут все бесплатно и у хороших специалистов – чего отказываться? Еще я наивно думал: «Может, сейчас помелькаю на ТВ, меня туда ведущим позовут». Но не срослось. Тем не менее, я не жалею о том, что принял участие в программе, – это был классный опыт.

Михаил Гребенщиков и Алла Пугачева
Михаил Гребенщиков и Алла Пугачева

– Нет ли мыслей сделать еще какую-нибудь пластическую операцию?

– Пока меня в моей внешности все устраивает. Хотя, помню, когда еще отекший после операции пришел на работу в Школу Пугачевой, Алла Борисовна, увидев меня, протянула: «Ооо, в этом деле – только начни и уже не остановиться». Время покажет – может, она была и права.

– Кстати, о ней. Вы долгое время работали в школе эстрадного искусства для детей Аллы Пугачевой. Но потом писали о том, что ваши отношения разладились. Это правда?

– В школе Пугачевой я занимался всем: аппаратурой, администрацией, сайтом. Когда в 2018 Алла Борисовна решила ее закрыть, она попросила меня продолжить сотрудничество с несколькими мамами детей, но я отказался: одно дело – работать под началом Примадонны, а другое – богатых мамаш, возомнивших себя продюсерами, которые будут мне диктовать, что и как делать. После моего отказа в дружественном с Аллой Борисовной СМИ тут же вышла статья про то, что я, оказывается, пять лет к ней на работу пьяный ходил. Тогда я понял: приблизившись к Алле Борисовне, всегда можно что-то получить в спину.

Фото: Архив пресс-служб