Метатели тортов: кулинарные поединки в кино

Зачастую торт в лицо — лишь начало большой кулинарной баталии. В самых первых кинобитвах в качестве метательного «оружия» использовались только торты, но со временем в «снаряды» записались и другие виды блюд.

Торт в лицо — самый знаменитый кулинарный штамп мирового кинематографа. Считается, что впервые тортом в лицо запустила актриса Мэйбл Норманд (Mabel Normand) в короткометражном фильме Мака Сеннета «Шум из глубины» (A Noise from the Deep). Это произошло в 1913 году, и с тех пор «парящие» десерты стали появляться в кадре регулярно. Сегодня некоторые критики даже делят комедии на те, в которых все шутки из разряда «торт в лицо», и те, что с более интеллектуальным юмором. Впрочем, далеко не всегда этот кулинарный киноштамп говорит о жанре тупой комедии. К примеру, фильм «Игрушка» вообще сложно назвать комедией, скорее это изящная драма, но и в ней герой Пьера Ришара, репортер Франсуа Перрен, запускает тортом прямо в лицо ребенку. Или другой пример — фильм «Утомленные солнцем 2: Предстояние» начинается со сцены сна, в которой герой Никиты Михалкова окунает в торт самого Иосифа Сталина — вот уж действительно страшный сон советского человека.

Зачастую торт в лицо — лишь начало большой кулинарной баталии. В самых первых кинобитвах в качестве метательного «оружия» использовались только торты, но со временем в «снаряды» записались и другие виды блюд. Кажется, что хуже всех было вовсе не актерам, участвующим в битвах, а поварам, которые были вынуждены готовить впустую — чаще всего их шедевры герои даже не успевали попробовать! Но чего не сделаешь ради искусства! Да и перевод продуктов все-таки жертва не такая уж и жестокая. Особенно, если битва того стоила. Например, как в этих фильмах.

«Битва столетия» (The Battle of the Century, 1927 год)


В этом фильме происходит одна из самых впечатляющих битв тортами в истории немого кино. Развязали «войну» знаменитые «толстый» и «тонкий» мирового кинематографа — Оливер Харди и Стэн Лорел: спеша организовать несчастный случай только что застрахованному Стэну, Оли бросает на тротуар банановую кожуру, на которой поскальзывается вовсе не Стэн, а торговец тортами («чьорт побьери!»). Чтобы отомстить за свое падение, он запускает в лицо Оливеру тортом… За несколько минут в битву оказывается вовлечена вся улица: и пациент дантиста, сидящий в стоматологическом кресле, и сантехник, высунувший голову из люка, и джентльмен, только что воспользовавшийся услугами чистильщика обуви, и посетитель парикмахерской, и садящаяся в автомобиль элегантная дама… Известно, что для съемок фильма было приготовлено порядка четырех тысяч десертов.

«Великий диктатор» (The Great Dictator, 1940 год)


Кулинарные киноштампы в фильмах Чарли Чаплина не редкость: в комедии «Вечер в мюзик-холле» (1915 год) один из героев обстреливает окружающих мороженым, а другой запускает тортом в лицо актеру на сцене; в ленте «Новые времена» рабочего «избивает» едой кормящая машина. Но самая занимательная фуд-битва, правда, так и не развернувшаяся в полную мощь, происходит в фильме «Великий диктатор». Обсуждая острую ситуацию на границе, диктатор Томэнии Аденоид Хинкель (пародия на Гитлера) и его союзник Бензино Наполони (намек на Муссолини) то и дело хватают «дубинки» — палки колбас — или замахиваются друг на друга тарелками с едой. Но все-таки героям удается прийти к согласию, а тортом в лицо получает любопытный представитель международной прессы.

«Большие гонки» (The Great Race, 1965 год)


Великолепная приключенческая комедия «Большие гонки» относится к тем фильмам, которые не стареют, их можно пересматривать много раз. И каждый раз вновь и вновь смеяться над знакомыми шутками. Эпизод с битвой тортами — не исключение. После долгого напряженного соперничества героев — привлекательного испытателя Лесли по прозвищу Великий, завистливого изобретателя профессора Фейта и красотки-репортерши Мэгги, кондитерская «разрядка» смотрится вполне уместно. Тортом в лицо получают все голливудские звезды этого фильма — Джек Леммон, Тони Кертис, Питер Фальк и Натали Вуд.

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973 год)


В отличие от американцев русские на экране чаще ведут бой не десертами, а основными блюдами. В любимой всеми советской комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» в ход идут традиционные блюда русской кухни — почки заячьи верченые, головы щучьи с чесноком, икра черная, икра красная, а также «заморская» икра — баклажанная. Как известно, в фильме много исторических ляпов, один из которых не лишен и кулинарного смысла. Оказывается, «заморскую» баклажанную икру завезли в Россию из Ирана только в XVII веке, то есть гораздо позже происходящих в фильме событий. А при съемках — это удивляет еще больше — на царском столе лежала вовсе не баклажанная, а кабачковая икра.

«Багси Мэлоун» (Bugsy Malone, 1976 год)


Музыкальная комедия «Багси Мэлоун» — это пародия на гангстерские фильмы. Все без исключения роли — и преступников, и певичек из кабаре — исполняют дети: они гениально обыгрывают все штампы гангстерского кино. Правда, бои не на жизнь, а на смерть ведутся в фильме тортами и кремом. Как и в классическом гангстерском кино, в «Багси Мэлоун» противостоят друг другу две банды — Денди Дэна и Толстяка Сэма. Их главным оружием считается торт с заварным кремом, которым наносятся как смертельные ранения (в голову,  грудь,  живот), так и несмертельные (в руку или ногу). Неожиданно у Денди Дэна появляется «заморское» оружие — кремовый автомат, и его банда становится практически непобедимой. Толстяк Сэм, потеряв всех своих товарищей, понимает, что «ручное» метание тортов не идет ни в какое сравнение с «настоящим» стрелковым оружием. И здесь на выручку Сэму приходит находчивый Багси Мэлоун, которому удается раздобыть партию кремовых автоматов и найти для банды новых ребят. В финальной сцене фильма превосходства в численности и вооружении ни у кого нет — кремовый бой идет на равных. Интересно, что создатели фильма планировали использовать вместо крема пену для бритья, но она щипала «жертвам» глаза и обладала плохими стрелковыми качествами, пришлось обратиться за помощью к кулинарам. Комедию стоит посмотреть и поклонникам Джоди Фостер: 14-летняя Джоди сыграла одну из главных ролей.

«Трудный ребенок – 2» (Problem Child 2, 1991 год)


Многие семейные комедии сложно представить без сцены, в которой случайно или целенаправленно еда попадает кому-нибудь в лицо. Так происходит в фильмах «Один дома», «Двое: я и моя тень», «Трудный ребенок-2». В последнем битва случается в пиццерии, среди ее участников — сразу два трудных ребенка и пара взрослых, которым кулинарное сражение позволило сблизиться. Невозможно умолчать об оружии битвы: пиццы кажутся совершенно ненастоящими! Во всяком случае их начинка больше напоминает клей, чем сыр или соус. Вряд ли такие могли приготовить профессиональные повара, скорее это дело рук бутафоров.

«Катись!» (Whip It, 2009 год)


Режиссерский дебют Дрю Берримор также не обошелся без фуд-битвы. Еда помогла в разборках между игроками разных команд по роллер-дерби — подающей большие надежды семнадцатилетней Блисс (Эллен Пейдж) и главной роллершей 36-летней Айрон Мэвен (Джульетт Льюис). Битва происходила в фастфуд-кафе и была чисто женской. После бананового коктейля, неприятно растекшегося по волосам Блисс, едой стали бросаться и другие члены команд, а главные героини, наоборот, предпочли выяснить отношения более традиционным способом — с помощью кулаков.