23 января 1881 года состоялась премьера оперы Петра Ильича ЧАЙКОВСКОГО «Евгений Онегин» на сцене московского Большого театра.
Идея обратиться к произведению Александра ПУШКИНА появилась у композитора случайно. В мае 1877 года он был в гостях у певицы Елизаветы ЛАВРОВСКОЙ, когда зашел разговор о сюжетах для оперы. Недалекий муж певицы нес чепуху и предлагал самые невозможные варианты. Чтобы его остановить, хозяйка дома произнесла: «А что бы взять «Евгения Онегина»?» Чайковскому сама мысль об этом показалась, по его признанию, настолько дикой, что он промолчал. Уже оставшись один, он во время обеда в трактире вспомнил произнесенную фразу, задумался, к концу обеда решился и бросился домой отыскивать томик Пушкина.
Перечитал с восторгом и, проведя бессонную ночь, к утру имел полный сценарий оперы с текстом Пушкина. На следующий день композитор отправился к своему приятелю Константину ШИЛОВСКОМУ, чтобы предложить ему взяться за либретто. Шиловский пять лет служил актером Малого театра, сочинял романсы, был художественным критиком. Человек увлекающийся, он мог вдруг погрузиться в алхимию, заняться черной магией, изучать быт Древнего Египта, а то целиком уйти в допетровскую эпоху и ходить летом в боярском одеянии. Он с жаром взялся за поставленную задачу, а Чайковскому предложил перебраться в его имение Глебово в 60 вертах от Москвы, где композитору был выделен отдельный флигель и никто не мог отвлекать его от работы.
Только в нашем рассказе об опере никак не обойти вниманием историю женитьбы композитора со столь же драматическим развитием событий, что и история главных героев Пушкина, но с еще более трагическим финалом. Сами участники и свидетели по-разному трактуют все происходившее, еще больше догадок позволяют себе биографы, рассуждая, как переплелись и влияли друг на друга жизнь и художественный вымысел. Случайное знакомство Чайковского с Антониной МИЛЮКОВОЙ, которой он посоветовал вместо поступления в консерваторию выйти замуж, спустя 5 лет действительно кончилось ее замужеством, причем избранником девушки стал сам композитор. При первой встрече ее поразили его «чудные, дивные глаза… Они грели издали так же, как вблизи». Влюбившаяся и поверившая, что понравилась сама, она несколько лет тайно переживала свой воображаемый роман, пока не решилась написать, чтобы излить на бумаге свои чувства. Так невольно Чайковский оказался в роли Онегина, получившего письмо Татьяны.
Чайковский решил: «Судьбы своей не избежать… в моем столкновении с этой девушкой есть что–то роковое… Пусть будет что будет…» — и сделал Антонине предложение. Свалил на нее все заботы, сам уехал в Глебово, где успешно трудился над оперой, никого не поставил в известность, сообщив о предстоящей женитьбе лишь за день до свадьбы, потому знали о ней только отец и брат Анатолий, единственный из родственников приглашенный на венчание. Он был почему–то уверен, что слепая любовь Антонины позволит обойтись уверениями, что он станет ей преданным и благодарным другом, хотя и не любит ее. Жизнь под одной крышей уложилась у новобрачных в 5 недель — три в июле, две в сентябре, после чего Чайковский сбежал за границу. В дальнейшем он называл свою супругу только «гадиной» или, если не мог говорить резко, «известной особой». Так и неизвестно, осознала ли жена, что женщин в жизни ее мужа просто не может быть. Она пережила Чайковского, оставила свои воспоминания, но свои дни кончила в сумасшедшем доме.
Завершал работу над «Евгением Онегиным» Чайковский уже в следующем году.
Композитор думал, что театру опера не будет интересна, так как в ней нет сценического движения, но при этом он говорил, что те, кто ищет «обыденных, простых, общечеловеческих чувствований, могут остаться довольны моей оперой».
Видимо, из этих расчетов впервые ее поставили в марте 1879 года как ученический спектакль Московской консерватории.
Потом пришла пора Большого, на столичной постановке настоял император АЛЕКСАНДР III, а заграничные премьеры стали триумфом автора.
Татьяна и Онегин
Татьяна и Онегин
Среди вседневных, модных сцен,
Учтивых, ласковых измен,
Среди холодных приговоров
Жестокосердой суеты,
Среди досадной пустоты
Расчетов, душ и разговоров,
В сем омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья.
Среди вседневных, модных сцен,
Учтивых, ласковых измен,
Среди холодных приговоров
Жестокосердой суеты,
Среди досадной пустоты
Расчетов, душ и разговоров,
В сем омуте, где с вами я
Купаюсь, милые друзья.
Татьяна и Онегин
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне всё вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть рады вам и рады простодушно.
как же это вечно!!!
как же это вечно!!!
Наталья Петрожицкая в роли Татьяны
Наталья Петрожицкая в роли Татьяны
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны...
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
Даже в самых закрытых странах опера Евгений Онегин всегда была любимой
5 февраля 2014 г по случаю 10-летия заключения Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между КНДР и РФ Генеральный секретарь ТПК, Председатель ГКО КНДР Ким Чен Ир послушал оперу «Евгений Онегин»
.
Слушали ее также и командный состав армии, ответственные работники ЦК ТПК, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в КНДР и дипломаты этого посольства.
Ким Чен Ир советовал поставить на сцену национальные классики и мировые шедевры, и сердцем восприняв его наставление, в Пхеньянской консерватории имени Ким Вон Гюна воссоздали в соответствии с нуждами нового столетия российскую оперу «Евгений Онегин», что в 1958-м году шло в КНДР.
Представление шло под гром восклицания от оригинальности идейно-тематического содержания, сильных и красивых голосов певцов, высокого уровня актерского мастерства и совершенства живой театральной декорации и др.Лидер страны был очень доволен тем, что педагогический коллектив и студенты этой консерватории воссоздали прекрасную оперу высокого художественного мастерства, высоко оценил их за творческие достижения и выразил им благодарность.
Даже в самых закрытых странах опера Евгений Онегин всегда была любимой
5 февраля 2014 г по случаю 10-летия заключения Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между КНДР и РФ Генеральный секретарь ТПК, Председатель ГКО КНДР Ким Чен Ир послушал оперу «Евгений Онегин»
.
Слушали ее также и командный состав армии, ответственные работники ЦК ТПК, Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в КНДР и дипломаты этого посольства.
Ким Чен Ир советовал поставить на сцену национальные классики и мировые шедевры, и сердцем восприняв его наставление, в Пхеньянской консерватории имени Ким Вон Гюна воссоздали в соответствии с нуждами нового столетия российскую оперу «Евгений Онегин», что в 1958-м году шло в КНДР.
Представление шло под гром восклицания от оригинальности идейно-тематического содержания, сильных и красивых голосов певцов, высокого уровня актерского мастерства и совершенства живой театральной декорации и др.Лидер страны был очень доволен тем, что педагогический коллектив и студенты этой консерватории воссоздали прекрасную оперу высокого художественного мастерства, высоко оценил их за творческие достижения и выразил им благодарность.
Отмечая, что российская классическая опера «Евгений Онегин» и сегодня имеет реальное значение, подчеркнул он: и потому нужно дать ее слушать всем представителям молодого поколения.