Так ли уж далека эта тема от каждого из нас? Сектанты пытаются завязать общение в транспорте, на улице и втюхать свои рекламно-агитационные материалы. В этом случае контакт с ними можно быстро прервать. Когда они ведут свою агитацию в СМИ, ситуация хуже. Не сразу можно разобраться, что происходит. К тому же, сектанты пытаются манипулировать сознанием тех, с кем они общаются, предлагая им своеобразную «приманку». Так кто же они, сектанты? На какую приманку повелись они в свое время?
Предлагаю вашему вниманию выдержки из статьи В. А. Мартиновича «Портрет потенциального адепта секты»
Можно выделить как минимум пять распространённых частных социально-психологических характеристик, или, говоря точнее, личностных типов, потенциально склонных к уходу в секты и культы.
К первому типу относятся люди, имеющие какие-либо проблемы социального (неприятности на работе, в учёбе, недовольство своим статусом и положением в обществе и т.д.) или личного характера (семейные неурядицы, конфликты, психические или физические заболевания и т.д.). Люди этого типа осознанно или бессознательно ищут «спасения» от своих трудностей в секте. Последняя же претендует на глубокое понимание их сложных проблем, обещает дать готовые рецепты, как эти проблемы решить. Реальность с её сложными и неоднозначными ситуациями человек меняет на искусственный, простой и беззаботный мир секты, отдаляющий его от жизни. Ему так хочется поверить в то, что рассказываемая ему сказка - это «истинная» жизнь, что сектантам и трудиться особенно не нужно, чтобы привлечь его в свои ряды. Он уже готов нырнуть с головой в новую реальность и совершенно не задумывается о той цене, которую придётся за это заплатить. В современном обществе огромное количество людей пытаются спастись от себя и мира в алкоголе, наркотиках, азартных играх и... сектах.
Ко второму типу относятся, как ни парадоксально, люди, не имеющие по жизни никаких особых проблем. Устроенные и обеспеченные, они просто не знают, чем заняться в этом благополучном, но сером и однообразном мире. Сытый бунт выталкивает их на «поиск приключений». Секта для них - один из вариантов развлечения. Придя в религиозную организацию, они вполне могут в ней остаться и со временем искренне уверовать в её вероучение. Но изначальным мотивом в данном случае был не побег от проблем жизни, а поиск игры, развлечения, новых впечатлений, какого-то нового смысла в жизни. Снова и снова такой человек добровольно отправляется на поиск того, что ему кажется интересным приключением, но в конечном итоге может обернуться весьма печальными событиями для него самого и его близких.
Личности, относящиеся к третьему типу, далеки от крайностей первых двух. Как правило, это замкнутые, спокойные, хорошо воспитанные, умные и вежливые люди, практически не имеющие друзей и особых увлечений. Церкви они не посещают. Их достаточно развитый морально-этический кодекс, которым они руководствуются на практике, не имеет, однако, серьёзных оснований в виде стройной системы взглядов. Секта искусно предлагает им такое обоснование в своей доктрине и, самое главное, обеспечивает их общением с людьми, которые проявляют к ним интерес. К ним таким, какие они есть: замкнутым, пассивным и немножко скучным. Вероучение и ритуалы группы для них второстепенны. Важно само ощущение того, что их понимают и принимают, что с ними рядом есть кто-то, с кем можно поговорить, и кто, возможно, поможет в нужную минуту. Основная масса молодёжи, уходящей в секты, относится именно к этому типу.
К четвёртому типу относятся люди достаточно самоуверенные, стремящиеся к познанию чего-то нового, интересного и загадочного. Они способны, отдав все силы выбранному делу, впоследствии его без всяких проблем бросить, найдя новое увлечение. Такие люди не могут отличить серьёзную, стройную и глубокую систему знания от грубой подделки, претендующей на абсолютное господство во всех областях знаний сразу. Религиозное знание как таковое представляет для них основной интерес. «Религиозное» означает «хорошее» - таков их основной принцип. Различий они не видят и потому обречены на вечные скитания из одной секты в другую, всё принимая, со всем соглашаясь и ничего не понимая до конца. В тех случаях, когда эти люди отягощены достаточно большим зарядом активности, они могут погубить очень многих, уведя их в секту, которую впоследствии сами бросят.
К пятому типу относятся люди, стремящиеся к принятию эксклюзивных и «элитарных» вероучений и систем мировоззрения. Уровни образования и доходов у них могут быть самыми различными. Их объединяет неприятие любых форм массовости и коллективизма, которые являются для них си-нонимами чего-то примитивного и ложного. Владение истиной, по их мнению, является уделом немногих. Секты, ориентирующиеся на работу с этим типом людей, формируют у них уверенность в ценности, уникальности и неповторимости организации и предлагаемых ею знаний с помощью трёх достаточно простых и порой взаимно пересекающихся способов. В первом случае секта требует огромных денег (до нескольких тысяч долларов) за участие в её мероприятиях. Таким образом у человека создаётся впечатление, что он покупает чрезвычайно ценные знания, доступные лишь единицам. Высокая цена, заплаченная за эти знания, представляется ему залогом истинности, элитарности и эксклюзивности информации, получаемой, по сути, от обыкновенных мошенников. Люди этой категории не могут понять, что за деньги можно купить далеко не всё, а действительно сокровенные и глубокие истины даются человеку «бесплатно». Во втором случае секта создаёт многогранное и сложное вероучение, способное заинтересовать лишь более или менее образованных людей. Ощущение уникальности группы поддерживается не за счёт больших капиталовложений, а с помощью учения, доступного для понимания лишь избранным. При этом сложность и запутанность вероучения принимаются в качестве главного критерия и признака его истинности, глубины, ценности. В третьем случае имидж уникальности формируется за счёт серьёзных ограничений, налагаемых на вход в группу. Секта либо вообще не ведёт никакой миссионерской работы, либо приглашает строго ограниченное количество последователей. Последние составляют круг «посвященных» в тайну организации и наслаждаются ощущением своего превосходства над остальным населением планеты. Секты и культы, дающие людям чувство собственной уникальности, избранности среди тёмной и необразованной толпы, достаточно легко находят доверчивых жертв собственной мании величия или просто людей, стремящихся хоть в чём-то превосходить всех и вся.