Истерия: что мы знаем о самой "женской" болезни?

В наш просвещенный век разговорная речь оказалась просто переполнена научными терминами, в первую очередь - медицинскими. И, порой, мы даже не отдаем себе отчета в том, что безосновательно ставим друг другу психиатрические диагнозы.

В наш просвещенный век разговорная речь оказалась просто переполнена научными терминами, в первую очередь - медицинскими. Не задумываясь об истинном смысле мудреных слов, мы спешим низкую самооценку назвать комплексом неполноценности, волнение - стрессом, плохое настроение - депрессией. И при этом даже не отдаем себе отчета, что безосновательно ставим друг другу психиатрические диагнозы.

фотобанк ЛОРИ
фотобанк ЛОРИ
 

Так, мы нередко называем истерикой бурную вспышку отрицательных эмоций, а вздорную и скандальную особу, которая не умеет владеть собой, спешим записать в истерички. Характерно, что речь при этом идет почти исключительно о женщинах, ибо лишь специалистам известно: слово "истеричка" с полным основанием может быть использовано и в мужском роде. Впрочем, специалисты еще многое могут рассказать про это, казалось бы, всем знакомое явление. И прислушаться к их словам нелишне - хотя бы для того, чтобы не награждать друг друга поспешно обидным ярлыком, а если какие-то основания для этого все-таки есть - попытаться совладать с этим недугом. Ибо истерия - это болезнь, и достаточно серьезная.

Испокон века ее считали болезнью сугубо женской, связанной с патологией матки. И само название болезни происходит от греческого хистера - матка. Античные эскулапы приписывали матке способность блуждать по телу, закупоривая дыхательные пути и влияя на душевное состояние. Вплоть до середины ХIХ века истерию пытались лечить хирургическими операциями на матке. Это небезопасное заблуждение лишь в конце ХIХ века опроверг французский невропатолог и психиатр Жан Мартен Шарко (известный у нас преимущественно как изобретатель душа оригинальной конструкции, а на самом деле прославленный и многими иными медицинскими новациями).

Когда стажировавшийся у Шарко Зигмунд Фрейд сделал у себя на родине, в Вене, доклад о проявлениях истерии у мужчин, он был буквально поднят на смех коллегами. Где это видано - чтобы болезнью матки страдали те, у кого и матки-то нет! Понадобились годы, чтобы специалисты признали вполне очевидную истину - истерии подвержены оба пола вне всякой связи с анатомией. Правда, подвержены не в равной мере. Обширные наблюдения позволили заключить: истеричек все-таки втрое больше, чем истериков.

Природа этого явления оставалась не совсем ясно до той поры, как в середине ХХ века американская антропологическая экспедиция в Мьянме не сделала сенсационное открытие. Экспедиция изучала народность, изолированно проживавшую в горных районах и практически не испытавшую влияний цивилизации. Самой характерной особенностью этого племени был царивший там матриархат. Психиатрам, которые входили в состав экспедиции, хотелось выяснить, существуют ли в рамках этой изолированной культуры те душевные расстройства, которыми страдают западные обыватели. Выявить удалось практически все известные формы психических болезней, в том числе и истерию. И соотношение между полами выявилось такое же - 3 к 1, но... в обратной пропорции. В условиях матриархата число истериков втрое превысило число истеричек! Вероятно, подчиненное, зависимое, бесправное положение человека заставляет его прибегать к такой своеобразной форме психологической самозащиты. Сегодня, когда в условиях нашей культуры мужское самосознание переживает кризис, не приходится удивляться широкому распространению истерических реакций и у пола, когда-то считавшегося сильным.

Важной особенностью истерии является формирование у больного подсознательной модели решения сложных и неприятных вопросов с помощью использования тех или иных симптомов болезни или полного "ухода в болезнь". Что же это за болезнь и каковы ее симптомы?

О болезнях такого рода часто говорят, что они возникают "на нервной почве". Это не совсем точно, если учесть, что сама эта "почва", то есть нервные ткани, никаких нарушений не претерпевает. Истерию относят к группе неврозов, то есть болезненных реакций на неблагоприятную жизненную ситуацию. Играет свою роль и некоторая врожденная предрасположенность, хотя наследственные факторы в происхождении истерии еще недостаточно изучены. Более склонны к истерии личности слабые, зависимые, внушаемые, незрелые, однако с повышенными амбициями. Частыми качествами истериков являются эмоционально-образный характер мышления и склонность к демонстративному, "театральному" поведению.

Считается, что в случае невротического срыва (истерики) снижается влияние коры головного мозга на отделы, руководящие эмоциями. Происходит своего рода "соскальзывание" на более примитивный, детский уровень - растормаживаются модели поведения, связанные со скрытыми амбициями, влечениями и комплексами. На этой почве могут даже возникать временные расстройства зрения или слуха ("глаза б мои не смотрели на этот отвратительный мир!"), нарушается дыхание, расстраиваются движения - иногда до полного паралича.

Истерию иногда называли "великой притворщицей", имея в виду не преднамеренную симуляцию, а невольную самозащиту в роли вздорного дитя или беспомощного страдальца. Укорять человека за такие реакции нелепо - он над ними практически не властен. Важно разобраться, что же толкает его на этот путь. Этим вот уже более ста лет, начиная с Фрейда, занимаются психоаналитики и психотерапевты. Иногда им в самом деле удается понять, от каких неприятностей (реальных или воображаемых - у истериков это почти одно и то же) человек пытается защититься столь извращенным способом. А поняв причину, можно попытаться ее устранить.

Но тут уже главная роль принадлежит самому больному. Ему необходимо сделать выбор в пользу разумного, конструктивного решения своих проблем. Это совсем не просто. По крайней мере, биться в истерике в ответ на любое жизненное неудобство - гораздо легче. Для некоторых это попросту становится стилем жизни. Их близким не позавидуешь. И понятно, почему слово "истеричка" превратилось чуть ли не в оскорбление.

Штильке Герман Антон Жанна д' Арк на костре. Фото: picram.ruru
Штильке Герман Антон Жанна д' Арк на костре. Фото: picram.ruru

Вот только любое оскорбление совершенно непродуктивно. Если человек болен, ему надо помочь. А если вы замечаете у себя склонность к нездоровым реакциям, то постарайтесь в первую очередь трезво отдать себе отчет в своих проблемах. По сути дела, в этом и состоит задача психоанализа. Порой для ее решения не обойтись без квалифицированного специалиста. Но ни один специалист не сможет так глубоко проникнуть к источникам ваших жизненных проблем, как вы сами.

Из истории

Орлеанскую деву «голоса» довели до костра. Знаменитая Жанна Д'Арк, по мнению многих психиатров, страдала истерическим психозом. Если отвлечься от абсолютно нереалистичных героических образов, созданных кинематографом, приходится признать, что реальная Жанна была не слишком умной, но сильно экзальтированной девицей с чрезвычайно развитым воображением.

На подвиги ее вдохновляли «ангельские голоса», удивительно своевременно диктовавшие ей инструкции на тему «как нам обустроить Францию». Небезынтересно, что голосами Жанна неплохо, хотя и безотчетно, управляла - ей удавалось вызвать их в самые подходящие политические моменты. Корыстные политики охотно использовали Жанну для воодушевления масс, а потом - попросту «сдали».

Одержимые бесом. История сохранила немало свидетельств, которые с позиций современной психиатрии могут быть расценены как примеры острых истерических расстройств. Иногда случались целые эпидемии, которые привычно называли «кликушеством».

В 1592 году во Франции в семье баронов де Бельцер родилась дочь, которую нарекли Иоанной. Девочка была физически слаба, часто болела, а внешность ее портил небольшой, но заметный горб. При этом Иоанна была очень капризной, вспыльчивой, мнительной и внушаемой. Замуж она не вышла и в 30-летнем возрасте постриглась в монахини. И тут началось: Иоанна во всеуслышание объявила, что по ночам в своей келье занимается любовью (причем самыми немыслимыми способами!) с неким священником Грандьером, а заодно и с бесами, которые являются с ним за компанию. С самим Грандьером она никогда в жизни не встречалась, однако без устали расхваливала его мужские достоинства.  Слух об этом безобразии дошел до всесильного кардинала Ришелье, у которого были свои счеты с «соблазнителем». В результате безвинный Грандьер был арестован и заживо сожжен.

Но и после этого сестра Иоанна не угомонилась и продолжала утверждать, будто Грандьер по-прежнему посещает ее по ночам. В соответствии с духом времени было предпринято несколько кошмарных в своей жестокости и абсурдности попыток изгнать дьявола, якобы вселившегося в монахиню. Но дьявол не сдавался. Более того, он стал периодически вселяться в других монахинь. По французским монастырям прокатилась настоящая эпидемия истерического психоза. Прежде благонравные монахини вдруг заявляли, будто они живут плотской любовью с разными мужчинами, да еще и позволяли себе разные богохульства и непристойности, с визгом катались по полу, впадали в оцепенение и неделями не приходили в себя.

Поразительно, но «лечение» порой давало свои плоды: некоторые кликуши после унизительных и болезненных процедур изгнания бесов присмирели, страшась дальнейших мучений. Что же до блаженной Иоанны, то с нею «сеансы психотерапии» пришлось проводить многократно. Во время одного из них несчастная скончалась, не выдержав истязаний.

Белокурая бестия. Секс-символ середины ХХ века Мерилин Монро, по свидетельствам знавших ее людей, была крайне неуравновешенной особой: из-за ее истерик нередко срывались концерты и киносъемки. Она понимала, что с ней творится что-то неладное, и обращалась за помощью к специалисту высочайшего класса - Анне Фрейд, единственной из шести детей Зигмунда Фрейда, кто унаследовал дело отца. Диагноз был поставлен неутешительный - «истерический склад личности».

Впрочем, эту особенность нетрудно было подметить и неспециалисту. Заурядная актриса с далекой от совершенства внешностью в силу исключительно удачных обстоятельств сумела пробиться к вершинам славы. Этому во многом способствовала ее вызывающе демонстративная, амбициозная манера поведения, а также страстное желание компенсировать всеобщим преклонением горечь трудного детства (дочь алкоголички, она росла в приюте) и тернистый, полный унижений путь к славе.

Личная жизнь звезды складывалась неудачно, ни один из ее браков не принес ей счастья. Боготворимая миллионами чужих людей, она не могла ни с кем найти подлинной близости. Приступы депрессии пыталась «лечить» алкоголем, потом наркотиками. Существует много версий ее гибели, в том числе и убийство по политическим мотивам. Однако психиатрам кажется вполне вероятной и версия самоубийства в состоянии острого аффекта.