Ив Сен-Лоран: ученик чародея

Он был больше, чем просто великий кутюрье, больше, чем художник, Сен-Лоран был человеком, совершившим революцию в поведении и образе жизни современной женщины. Он сделал нас свободнее, сильнее и красивее.

Он был больше, чем просто великий кутюрье, больше, чем художник, Сен-Лоран был человеком, совершившим революцию в поведении и образе жизни современной женщины. Он сделал нас свободнее, сильнее и красивее.

Content image for: 119735
Со смертью Сен-Лорана закончилась эпоха. Конечно, это журналистский штамп. Но это, тем не менее, правда. Он отошел от дел уже восемь лет назад, но пока
Content image for: 119735
он был жив, казалось, - великая эпоха французской высокой моды продолжается. Он был фигурой символической, и его жизнь, пусть даже недоступная прессе и поклонникам, впрямую ассоциировалась с французской модой.

Он был рожден в 1936 году. Мальчик из благополучной семьи, чье детство мирно текло в алжирском городе Оране, любимчик красавицы-матери рос настоящим эстетом. Этот мальчик был обречен стать художником.

И он стал им, причем, в совсем юном возрасте. Ему было всего лишь девятнадцать, когда его рисунки понравились великому Кристиану Диору. Он стал его помощником, а затем и преемником. Но столь блистательно начавшаяся карьера прервалась службой в армии, нервным срывом, за которым последовала больница. Он так и остался на всю жизнь вундеркиндом-неврастеником.

Content image for: 119735
В 1961 году двадцатитрехлетний Сен-Лоран открывает собственный Дом. Брючные костюмы и смокинги, прозрачные блузки на голое тело, матроски и бушлаты, кожаные тренчи и байкерские куртки - он увидел двусмысленную прелесть этих «мужских» вещей и понял, что они станут лучшим фоном для классической женственности его кутюрных клиенток.

Это был шок, а точнее, шоковая терапия, потому что Сен-Лоран, быть может, именно в силу своей молодости почувствовал, что времена изменились.

Женщина, чье расписание не ограничивается балами и обедами, чья жизнь начинается рано утром, а заканчивается поздно вечером. Именно такую женщину одевал Ив Сен-Лоран.

Он взял архитектурные формы Баленсиаги, цветущую женственность Диора и непринужденность Шанель и создал стиль, не похожий ни на кого из них.

Ив Сен-Лоран никогда не скрывал своей гомосексуальности и пристрастия к алкоголю и наркотикам. Но женщин он просто боготворил. Музами, сопровождавшими его всю жизнь, были две

Content image for: 119735
женщины, полярно противоположные друг другу по стилю. Лулу де ля Фалез и Бетти Катру.

Первая - воплощение трогательной женственности, с кудряшками и глазами в пол-лица. Вторая - андрогинное существо с бесконечными ногами и прямыми, как сухая солома, волосами. Для одной он создавал куртки-сафари, для другой - цыганские платья.

Он был первым, кто открыл магазин готовой одежды на левом, демократичном, берегу Сены, и первым кутюрье, который удостоился выставки в серьезном музее. Эта выставка в Метрополитен-музее в начале восьмидесятых, как ни печально, оказалась подведением итогов.

В конце 90-х его Дом был куплен, это казалось чудовищной несправедливостью по отношению к живому гению, пусть больному и немощному, но все же живому. Но когда коллекции под именем Yves Saint Laurent начал делать блистательный итальянец Стефано Пилати и вещи с этим логотипом стали покупать и носить, купля-продажа перестала выглядеть оскорбительно.

Content image for: 119735

Что подарил нам гений

Content image for: 119735
Смокинг. «Женский смокинг - лучшее свидетельство современности мышления Сен-Лорана. И спустя сорок лет после его создания он продолжает нести в себе эту гениальную двусмысленность: с одной стороны, это безусловно та одежда, о которой можно мечтать и которая создана для больших вечерних выходов, с другой стороны - смокинг несет в себе идею прагматичности и комфорта. Подобно пижаме, в которой мы проводим ночь, смокинг остается интимной одеждой. Он живет вместе с вами, принимает форму вашего тела, и чем дольше вы его носите, тем больше любите. Это принципиально новая манера одевать, думать и жить. Создателем которой был Ив Сен-Лоран». Альбер Эльбаз

Cафари. «В юности у меня совсем не было денег на дизайнерскую одежду, и, тем не менее, первой в моей жизни дизайнерской вещью стала куртка-сафари от Yves Saint Laurent. Для меня он всегда был первым, с него все начиналось. Разумеется, до него было много дизайнеров, но он один обладал даром предвидения. Такое чувство, словно он стоял у истоков моды, в том числе и сегодняшней. Он и сейчас современен. Да, именно это - правильное слово. Он современен». Вероник Лерой

Африка. «Сен-Лоран всегда был нарушителем приличий, этаким куртуазным мятежником, озаренным подлинным гением.

Content image for: 119735
Он открыл моде глаза, сделал ее экзотической и яркой. Он сумел увидеть красоту сафари и восточных базаров. Он был героем, истинным провидцем. Он смешивал стили и цвета, как Пикассо смешивал краски на своих полотнах. Он привил нам вкус к приключениям, с ним мы путешествовали по Африке и Азии, наслаждались красками Марракеша. Каждая его коллекция была похожа на волшебную сказку. Именно благодаря ему у меня возникло желание заниматься модой. Он был моим героем!» Джон Гальяно

Брючный костюм. «Когда я только начал заниматься модой, я стал рисовать брючные костюмы, понимая, что Сен-Лоран создавал эту одежду для того, чтобы дать женщине власть. Своим брючным костюмом он доказал то, что сегодня уже кажется очевидным: дизайнер - это не тот человек, который рисует воланчики, это социолог. Он рискнул использовать мужественность, чтобы подчеркнуть бесконечную женственность. Брюки дают женщине свободу движений, жакет дает силу. Таким образом, Сен-Лоран принял самое активное участие в деле освобождения женщины. Здесь речь уже идет не просто о моде, это политический и эротический костюм!» Жан-Поль Готье

Content image for: 119735
Прозрачность. «Я уже не помню, когда в первый раз увидела эту прозрачную блузку, надетую прямо на голое тело. Но точно знаю, что она показалась мне просто изумительной! Сен-Лоран и его современники многое сделали для освобождения женщин. Не будучи революционером, он сумел передать дух эпохи. И передал его очень точно. Эта блузка очень многое говорит о своем создателе. О том, что в нем было явного и скрытого. Ткань, которая видна и которая тем не менее абсолютно прозрачна, играет светом и тенью. Она двусмысленна, как собственно, и все, что создал Сен-Лоран». Соня Рикель

Платье «Мондриан». «Я отлично помню эту коллекцию. Мы тогда и представить себе не могли, что подобные прямые линии могут до такой степени украсить женский силуэт. Это был настоящий шок! Это Люсьенн, его мать, подарила Иву, когда тот был еще ребенком, книгу о Мондриане. И он стал первым, кто по-настоящему ввел искусство в модный лексикон, а моду поместил в контекст искусства. Это означало приблизительно следующее: если я ношу его платья, значит, я не безмозглая модница, а у меня есть голова на плечах, я свободна, таинственна и готова рисковать. Ну а потом, конечно же, он вдохновлял меня, когда я сама стала дизайнером. Я знала его с семидесятых годов и каждый раз, когда он приезжал в Нью-Йорк, я устраивала для него праздники вместе с Энди Уорхолом. Ив часто говорил, что хотел бы быть Матиссом, а мне кажется, что и Матисс хотел бы быть Сен-Лораном». Диана фон Фюрстенберг

Content image for: 119735

Цвет. «Он существовал между двух миров и двух эпох. С одной стороны, последние отблески довоенного высшего общества, в котором деньги, развлечения, хороший вкус, элегантность, роскошь и культура составляли прекрасный союз. А с другой стороны - шестидесятые, которые по сей день остаются самыми новаторскими и самыми вызывающими годами ХХ столетия. Он был частью андеграунда и никогда не терял связи с великим прошлым, с тем, что оставили после себя Баленсиага, Шанель, Диор. В его работах всегда была правильная пропорция безупречной классической элегантности и дерзость истинного новатора. Эта его манера сплавлять воедино то, что кажется полярно противоположным, по сути и породила абсолютно новую, невиданную до тех пор моду. В том, что касается цвета, он смотрел на великих мастеров и не боялся экзотики: его синий и черный мы находим у Брака, фуксию и красный - у Пикассо, Пуаре и Скьяпарелли, а соседство розового с алым - в тканях Северной Африки и Индии». Кристиан Лакруа