Вот и закончился 63-й Международный кинофестиваль в Каннах. Красную ковровую дорожку перед Дворцом фестивалей свернули, звезды разъехались в разные концы света, а заветные «пальмовые ветви» нашли своих обладателей.
Одним из последних в конкурсной программе был показан фильм мэтра отечественного кинематографа Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2: Предстояние».
Шум вокруг картины поднялся задолго до показа в Каннах: сначала в России, где по поводу фильма не высказался разве что ленивый, затем и на Лазурном берегу. Кинокритики разнесли «Утомленных...» в пух и прах и даже обвинили режиссера в симпатиях к сталинизму, из-за чего Никита Сергеевич сильно печалился и пил горькую в русском павильоне.
Но давайте все же отдадим работе Михалкова должное. Во-первых, сняться даже в эпизодической роли у мастера почитают за честь самые именитые актеры - с этим фактом поспорить трудно. Во-вторых, фильм прошел жесткий предварительный отбор: на участие в киноконкурсе было прислано свыше 1500 фильмов, и только 19 картин были допущены к просмотру, в том числе и «Утомленные солнцем-2». Уже одно это заслуживает как минимум уважения.
Журналисты долго не унимались, обвиняя создателей фильма в нарушении регламента. Дело в том, что показы фильмов в конкурсной программе должны быть мировыми премьерами, а «Утомленные солнцем-2» уже вышел в прокат, в том числе и в странах Балтии.
За словом в карман Никита Сергеевич не лез никогда. Он парировал, что российские прокатчики, вполне вероятно, «еще не считают страны Балтии заграницей», чем очень повеселил публику и разрядил атмосферу.
И вот настал самый торжественный момент. Зал замер, публика застыла в ожидании - сейчас назовут имена победителей. От ощущения скорой развязки отвлекал разве что пустой стул на сцене - его поставили в знак уважения к иранскому режиссеру Джафару Панахи, который должен был стать членом жюри и который сейчас находится в тюрьме в Иране по обвинению в создании антиправительственного фильма.
Главный приз - «Золотую пальмовую ветвь» - вручили тайскому режиссеру Апичатпонгу Вирасетакулу за фильм «Дядюшка Бунми, который вспомнил свои прошлые жизни».
«Это сюрреалистичная, гипнотическая медитация» - так отзываются о картине эксперты, которые уже успели оценить живущего на природе старика, за которым ухаживает дух его умершей жены, а также его давно пропавшего сына, появляющегося в образе обезьяны. Согласитесь, персонажи картины вызывают хотя бы любопытство, однако не каждому зрителю они придутся по душе - даже буддистам.
Второй приз - «Гран-при» - достался французскому режиссеру Ксавье Бовуа за его основанный на реальных событиях фильм «Про богов и людей». Это фильм о монахах-католиках, живущих в монастыре в Алжире и оказавшихся в эпицентре исламского террора. Тема животрепещущая, а фильм снят превосходно, так что это присуждение вряд ли кого удивило.
Приз за «Лучшую женскую роль» получила красавица Жюльет Бинош, которая сыграла в фильме «Заверенная копия», снятом иранским режиссером Аббасом Киаростами.
А вот приз за «Лучшую мужскую роль» получили сразу двое актеров. Жюри так и не смогло прийти к единому мнению, кому же присудить награду. Однако готовы поспорить, что прекрасная половина жюри наверняка голосовала за красавчика Хавьера Бардема и фильм «КрасАта» режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Другим претендентом - тоже, впрочем, весьма недурным собой - оказался Элио Джермано, сыгравший главную роль в фильме Даниэле Лукетти «Наша жизнь».
Во время награждения Хавьер Бардем публично признался в любви Пенелопе Крус, а вот Элио Джермано посвятил свою победу родине - прекрасной Италии.
«Лучшим режиссером» жюри посчитало француза Матье Амальрика за его работу «Турне», а приз за «Лучший сценарий» забрал фильм «Поэзия» южнокорейского режиссера Ли Чан Дона.
63 Международный кинофестиваль завершился. Звезды разъехались. Но только для того, чтобы ровно через год собраться здесь вновь. И будем надеяться, что именно в следующий раз заветную главную награду присудят нашему фильму!
Фото: Wireimage/Photas, PersonaStars.com, Starface.ru