Мэрил Стрип: «На собственной кухне я выгляжу лучше, чем в кадре»

Она - стервозный редактор, носящий Prada, психоаналитик в уютном свитере, ребячливая хозяйка гостиницы в джинсовом комбинезоне. В ее фильмографии - невероятное количество блестяще прожитых жизней, а биография - история одной из лучших актрис современности.

Она - стервозный редактор, носящий Prada, психоаналитик в уютном свитере, ребячливая хозяйка гостиницы в джинсовом комбинезоне. В ее фильмографии - невероятное количество блестяще прожитых жизней, а биография - история одной из лучших актрис современности. Она носит Prada, но не любит корсетов, на днях стала почетным академиком и в шестнадцатый раз была номинирована на «Оскар» - у Мэрил Стрип стоит поучиться и женской мудрости, и секретам успеха.

Секрет первый. Метаморфозы гадкого утенка

Родители в ней души не чаяли. Милый, трогательный гадкий утенок с неуемной фантазией. Мэри Луиза не отличалась красотой - своеобразные черты лица, очки с толстыми стеклами, скобки на зубах и волосы того неопределенного оттенка, который молодые девушки стараются как можно раньше замаскировать стойкой краской. Зато она по-матерински заботилась о двух младших братьях и сама мечтала о большой счастливой семье. Мамина дочка, тот самый ребенок, которого остальным детям ставят в пример, и те - на удивление - не против такого образца для подражания.

А больше всего на свете Мэри Луиза любила фантазировать. Она представляла себя оперной певицей и, набросив на плечи мамины платки, выводила экспромтом замысловатые партии. Она представляла себя театральной актрисой и по-настоящему плакала, играя трагическую роль. Позже она расскажет в интервью - в этот миг ее ослеплял свет софитов, а перед собой она видела лишь темный зал, до отказа заполненный восторженными зрителями.

Мэрил Стрип и Джон Казале. Фото: Global Look Press, Starface.ru
Мэрил Стрип и Джон Казале. Фото: Global Look Press, Starface.ru
 

В пятнадцать лет мир изменился. Подружки вырастали в прекрасных девушек, друзья пропадали на свиданиях, а у Мэри Луизы настал тот период, когда в глянцевые журналы смотришь охотнее, чем в зеркало. У дурнушек есть два пути - спрятаться поглубже в свитера и книжки или явить миру улучшенную версию себя.

Девушка сначала спряталась в свитера, потом решительно переоделась в модные платья в горох, перекрасилась в блондинку, сняла скобки и заменила очки контактными линзами. Длинное и скучное имя Мэри Луиза сменила запоминающимся, собственного сочинения - Мэрил. А еще - по привычке, отрепетированной с детства, начала играть в настоящую красавицу, ведь роль красотки ничуть не сложнее роли оперной дивы или театральной примы.

Выпускной стал днем ее триумфа, превращением гадкого утенка в прекрасного лебедя. Мэрил Стрип была признана королевой бала - роль красавицы блестяще удалась. Вот только одно дело - перемены, другое - измена самой себе. Несмотря на советы доброжелателей, Мэрил так и не сделала пластику носа, заявив: «Мой нос - это мой характер». Много позже она останется верной своему принципу, отказываясь от операций, обещающих искусственную молодость, от изнуряющих диет и жестких корсетов.

Секрет второй. Два дела одновременно

Привычка воображать себя театральной примой и оперной дивой сделала свое дело - Мэрил успешно поступила в Йельский университет на отделение драмы. Она сразу стала любимицей учителей, и однокурсников - амбициозных начинающих актеров - это не могло не задевать. В начале каждого месяца группа выстраивалась перед преподавателем в линейку, и тот выбирал тех, кто будет играть роли. Мэрил каждый раз оказывалась в числе счастливчиков и - автоматически - одиночек.

Недостаток общения нисколько ее не смущал - все свое время девушка проводила либо на сцене, либо за сценой. Параллельно с актерством, пробовала себя в роли художника по костюмам, брала уроки вокала и танцевала. Однажды ей позвонил режиссер Джозеф Папп и предложил место в труппе одного из лучших нью-йоркских театров. На его сцене и отшумел первый и последний в жизни актрисы громкий скандал.

Партнером по спектаклю «Око за око» был Джон Казале. После двух частей «Крестного отца» харизматичный актер с лицом то ли мафиози, то ли грустного ангела, был невероятно популярен. У него была семья и известность, у начинающей Мэрил - талант и обаяние, и сначала под перешептывания жителей закулисья, затем под кричащие заголовки прессы Джон ушел из дома и поселился у Мэрил. Вместе они получили роли в фильме «Охотник на оленей», но как только задумались о свадьбе, актеру поставили диагноз - рак костей в последней стадии.

Это был самый черный период в жизни актрисы. Съемки были изнуряющими, актеры играли перед камерами чужую жизнь, в то время как у одного собственная подходила к концу, а другая готова была отдать свою в обмен на чудесное исцеление. А со съемочной площадки «Охотника на оленей» Мэрил уехала на съемки «Холокоста» - она умоляла продюсеров снять ее с роли, но начинающая актриса не смогла бы выплатить многомиллионную неустойку. Домой она вернулась за несколько дней до смерти Джона. Актер так и не узнал, что за роль в «Охотнике» его невеста была впервые номинирована на «Оскар», за роль в «Холокосте» получила «Эмми».

Мэрил ушла из квартиры, в которой так недолго была счастлива. Брат предложил ей пожить в мастерской своего друга скульптора, уехавшего в Европу, и девушка согласилась. Она залечивала раны в маленькой комнате, разучивая новые роли и пытаясь очередной выдуманной кем-то жизнью заполнить пустоту в жизни собственной. Такой ее и встретил вернувшийся с другого материка хозяин квартиры - скульптор Джон Гаммер.

Фото: Global Look Press, Starface.ru
Фото: Global Look Press, Starface.ru

Пресса еще много напишет про их отношения, про слишком раннее утешение актрисы, про свадьбу спустя полгода после смерти Казале. Коллеги говорили, что брак для Мэрил сродни антидепрессанту, сама же актриса первые комментарии дала спустя несколько лет. Про то, как Гаммер выхаживал свою уставшую от горя, но так и не сломленную гостью, как помогал вернуться на сцену и как радовался ее первым успехам в кино. Сейчас в семье Гаммер-Стрип четверо детей, они вместе по сей день и представляют собой одну из немногих крепких пар, прошедших испытание Голливудом и желтой прессой.

Когда Мэрил приглашают на телешоу, любые разговоры неизменно сводятся к секрету ее семейного счастья, на что актриса как-то ответила: «Когда я была молодой, у меня застряла в голове фраза Кэтрин Хепберн, которая сказала: "Ты можешь делать либо одно, либо другое. Ты не можешь делать хорошо два дела одновременно". Когда я поняла, что беременна, то подумала: "Теперь мне никогда не стать Кэтрин Хепберн". Ну что ж, нет так нет». К слову, рекорд госпожи Хепберн она уже побила - 16 номинаций на «Оскар» против 8. Несмотря на то, что каждое утро провожает на работу мужа и детей - ведь кто может приготовить завтрак вкуснее хозяйки?

Секрет третий. Менять амплуа

Сразу после свадьбы Мэрил Стрип снялась в «Манхэттене» Вуди Аллена и «Крамер против Крамера» Роберта Бентона. За вторую картину она получилась «Оскар» и «Золотой глобус». В следующие годы завоевала звание самой востребованной актрисы, снимаясь в нескольких фильмах в год и получая премии одну за другой.

О секрете творческих успехов Мэрил не распространяется, каждый раз говорит, что не считает себя блестящей актрисой и куда органичнее смотрится дома в переднике. Но начинающие актеры изучают ее фильмографию как самый надежный учебник.

Об амплуа Мэрил Стрип говорить невероятно сложно. Она блестяще сыграла в драмах «Выбор Софи», «Из Африки», «Беспокойное сердце», в комедиях «Смерть ей к лицу», «Дьяволица», «Мой лучший любовник». Она одинаково органично смотрится в кресле главного редактора женского глянца в «Дьявол носит Prada» и на кухне с ощипанным цыпленком в руках в «Джули и Джулия». Быть может потому, что амплуа - это что-то вроде любимого платья, из которого непросто, но необходимо выбираться. В шкафу - целая коллекция любопытных вещиц, и примерять их необходимо хотя бы для того, чтобы взглянуть на себя новую.

В этом году взглянуть на новую Мэрил можно в картинах «Лед на дне мира» и «Самый первый». В апреле Стрип стала почетным членом элитной американской Академии искусства и литературы и первое время отказывалась этому верить: «Мне казалось, что я недостойна даже находиться на их кухне».

Ей шестьдесят, и своего возраста актриса не скрывает , хотя бы потому что возраст актрисы куда правильнее измерять наградами и номинациями. Ведь мы-то знаем: юной Мэрил - шестнадцать, ровно по числу «Оскаров».

Фото: Global Look Press, Starface.ru