Марк Джейкобс: мода для тех, кто любит перемены

Марк Джейкобс не только заставил бренд Louis Vuitton пережить модную эволюцию: придумывая каждую вещь для подиумной коллекции, он не уставал работать над собой.

Марк Джейкобс не только заставил бренд Louis Vuitton пережить модную эволюцию: придумывая каждую вещь для подиумной коллекции, он не уставал работать над собой.

Марк Джейкобс с Викторией Бекхэм и Дженифер Лопес, Нью-Йорк, сентябрь 2008 года
Марк Джейкобс с Викторией Бекхэм и Дженифер Лопес, Нью-Йорк, сентябрь 2008 года

Пару лет назад ему нравилось казаться нарочито неуклюжим. Под финал показа Марк выходил к публике в яркой, чуть мятой майке и мешковатых штанах. Старомодная оправа (безусловно, тщательно подобранная) дополняла образ. «Неинтересно казаться идеальным. Мне нравится то, что отходит от нормы». Подражателей нашлось слишком много (некоторые московские рестораторы так и не рискуют сменить массивную темную оправу на что-то более актуальное).

Он эпатировал светскую публику тем, что не старался скрыть неуверенность в себе. «Ты наш новый мистер Уорхол», – в конвульсиях восторга заходилась американская пресса. Джейкобс действительно вступал в успешные арт-проекты с новомодными художниками, придумывал безумные сумки, раскрашенные граффити, тяжелейшие босоножки и воздушные белые платья. Все, к чему он прикасался, становилось актуальным. Даже Анна Винтур, которую откровенно побаиваются некоторые дизайнеры, приезжала к нему в студию за день до официального показа коллекции, чтобы узнать, «что натворил наш гениальный Марк».

Лихая молодость Марка Джейкобса: с Вероникой Вебб, Нью-Йорк, 1990 год
Лихая молодость Марка Джейкобса: с Вероникой Вебб, Нью-Йорк, 1990 год

Марку Джейкобсу повезло родиться в самом лучшем городе на Земле (то есть в Нью-Йорке) в 1962 году. Первые годы он жил с матерью и младшим братом. Они постоянно переезжали из одного района Нью-Йорка в другой. Ночевать у бабушки было удобней. Она смотрела телевизор, закупала красивые вещи в универмаге на Пятой Авеню и вязала. Обитала в особняке недалеко от богатых домов Манхэттена. На собственном примере научила управляться со спицами и крючком. Но Марку было скучно проводить свободное время в обществе благостных старушек, выкроек и недовязанных шарфов. По ночам он срывался туда, где играл рок. Поиски приключений почти всегда были успешными: в 15 стал самым юным завсегдатаем клуба Studio 54. Приз за юный возраст и любовь к алкогольным экспериментам с ним поделила бы только милашка Дрю Бэрримор. Но Марку было далеко до светских персон. Он был достаточно увлечен модой, чтобы казаться амбициозным. В свои неполные 16 лет выполнял мелкие поручения в одном из авангардных бутиков. Образование получил в High School of Art and Design, затем без проблем поступил в Parsons School of Design. В середине 1980-х получил звание «Студент года». На одном из шоу встретил Роберта Даффи, который стал для Марка партнером, лучшим другом и вечным советником. Роберт работал консультантом на одну из модных марок, но мечтал о собственном деле. Талантливый, увлеченный, легкий на подъем Марк стал для Роберта идеальным партнером.

В выпускной год байер одного из шоу-румов увидела объемные свитера, которые Марк представил на учебном показе. Той провидице сразу захотелось запустить лимитированную коллекцию в продажу. Тогда мешковатые одежды, неровные по фактуре, представляли многие дизайнеры. Студент Джейкобс попал в правильное русло. Модный критик одного из еженедельников выбрал одну из вещей Марка для обзора. Неуклюжего молодого человека заметили: первую взрослую коллекцию он смог представить для бренда Reuben Thomas, затем выступал в качестве приглашенного модельера для дома Perry Ellis. Подавал надежды. Интересовался музыкой, которая напомнила бы «Нирвану» и стилем, который в последствии станут называть «гранжевым». В 1993 году показал под брендом Perry Ellis новаторскую коллекцию, которая всколыхнула модный мир. Council of Fashion Designers of America выбрал Джейкобса дизайнером года, а владельцы модной марки приняли решение молодого дизайнера… уволить. Акционеры разошлись с Марком в представлениях о вкусе – он же предлагал шить клетчатые рубашки из шелка и был влюблен в простоту армейских ботинок. С тех самых пор Джейкобс не держит рядом людей, которые не умеют идти вперед: «Люблю тех, кто увлечен идеей. Уважаю тех, кто смотрит в будущее и любит перемены. Я просто обожаю перемены. Берите с меня пример!»

Марк Джейкобс в костюме поросенка и Наоми Кемпбелл на рождественской вечеринке, 2005 год
Марк Джейкобс в костюме поросенка и Наоми Кемпбелл на рождественской вечеринке, 2005 год

В 1997 году Марка Джейкобса приглашают на должность арт-директора марки Louis Vuitton. Именно тогда бренд Louis Vuitton впервые допустил появление линейки прет-а-порте. В Париже молодой американец оказался в декорациях к жизни, о которой только мечтал. Искал подходящую квартиру – одна из таких ранее принадлежала Шарлотте Генсбур. Вот и она сама сидела на диване и кормила ребенка грудью, пока кто-то из знакомых показывал Марку гостиную и спальни. Он быстро вписался в суматошную парижскую мешанину. Стал водить дружбу с Софией Копполой. Приглашать на показы Наоми и Кристи. Личные апартаменты нашлись в седьмом округе, недалеко от Сен-Жермен-де-Пре. Часто заходили знакомые – перекусить и вести долгие дымные разговоры за сигаретами и крепким кофе. Если он вначале и скучал по жизни в Штатах, то только по пицце и сэндвичам с тунцом. Когда появилась парижская квартира, возникло и новое увлечение – Марк вдруг стал собирать мебель. В редкие выходные снова и снова оказывался на блошиных рынках. Часто рассказывает историю о том, как на одной из таких вылазок ему посчастливилось встретить уникальную по крою юбку. Форма вдохновила. Спустя несколько недель в коллекции появилась изящная, но очень замысловатая юбка. Только отшита она была из самого дорогого шелка. Ему по нраву брать за основу простую идею и доводить ее до роскошного исполнения – в ткани, причудливых швах или крое.

Спустя некоторое время он запускает и собственный бренд. Приходят месяцы тяжелейшей работы – он запирается на территории двух студий. Вокруг как в Штатах, так и Париже – только модели, редактора модных журналов и ассистенты. Все, что происходит снаружи, – релизы музыкальных пластинок, кинопремьеры, выставки – остается вне его мира. Вдохновение ловит из воздуха – мелкие цветы, старые фотографии, фактура ткани, профиль соседки за длинным рабочим столом – все считается. Раздражает, когда за ним следят объективы телекамер. Рядом с ним – кудрявая строгая нимфа-ассистентка. Один короткий комментарий? Только по согласованию с ней. Неформальные снимки? Нежелательны. Мастера отвлекать не положено. Ему не хочется заранее рассказывать въедливым светским обозревателям о своих планах: «Создание каждого нового образа – процесс творческий. Мы можем увлечься чем-то и перейти от одного замысла к противоположному. Никогда не знаешь, чем может завершиться поиск».

Теперь дизайнера Марка Джейкобса нельзя поймать вне влитого черного костюма, без бриллиантовой россыпи в каждом ухе. Вокруг – армия дерматологов и советчиков по правильному питанию. Из плохих привычек выжили две – страсть к никотину и маниакальная работоспособность. Мальчик из города, который постоянно в движении, так и не научился делить время на рабочие часы и остальную жизнь. Свой единственный выходной перед недавней неделей моды в Нью-Йорке провел на крыше: «Пять часов наблюдать за солнцем – это даже лучше, чем сон». Фанатично самокритичный и требовательный по отношению к самому себе, на каждом показе летает от одной модели к другой, не забывая поправить ленту или пригладить волос. Он научился казаться совершенным, но все еще не умеет прятаться за маской равнодушия.