Такада Кензо: «Женщины хотят быть свободными»

«Надо быть любопытным и делать только то, что нравится, даже если это не приносит денег», — сказал однажды Такада Кензо, гениальный восточный дизайнер. В мире его называют «самым европейским из всех японских модельеров». Дитя Страны восходящего солнца, основатель моды на все японское, он прост и в то же время столь загадочен. Все, что Кензо делает, становится шедевром мирового масштаба: от пряных, магических ароматов до экзотических образов в его коллекциях.

«Надо быть любопытным и делать только то, что нравится, даже если это не приносит денег», — сказал однажды Такада Кензо, гениальный восточный дизайнер. В мире его называют «самым европейским из всех японских модельеров». Дитя Страны восходящего солнца, основатель моды на все японское, он прост и в то же время столь загадочен. Все, что Кензо делает, становится шедевром мирового масштаба: от пряных, магических ароматов до экзотических образов в его коллекциях. Именно он предложил Европе рукава-кимоно, набивные рисунки и яркие цветы на юбках, внес во французскую моду так называемое Couture Destructuree — оттенок конструктивного и деконструктивного творчества, представил общественности длинный широкий пиджак, ставший популярным у многих модниц и модников, а также шорты до колена, мини-пальто, платья-свитера и огромные береты.

Content image for: 451732

Кензо родился 27 февраля 1939 года в провинции Хиого в образцовой семье владельца чайного домика. Уже в юном возрасте он с увлечением рассматривал страницы популярного журнала мод Sunflower и рисовал костюмы для бумажных кукол. Проучившись семестр на факультете английской литературы, Такада бросил учебу и устремился в Токио — без средств и связей, но точно зная, что мода — его призвание. Целеустремленный во всем, он не подчиняется общественным правилам, он меняет правила под себя.

В 19 лет Такада стал первым юношей в старейшей японской школе модельеров Bunka Gakuen (до этого туда брали только девушек), и его совсем не смущал вечно хихикающий за его спиной женский коллектив.

Спустя три года упорной учебы Такада завоевывал уважение своей школы, победив на престижном национальном конкурсе Soen в 1960 году, и начал работать на заказ для сети элитной женской одежды Sanai. Столь стремительный подъем вдохновлял модельера, но единственным желанием оставалась вершина модного Олимпа — Париж, где каждый день рождались новые имена, новые стили, новые идеи.

Удача не заставила себя долго ждать: Кензо внезапно «разбогател», получив от властей компенсацию в размере 350 тысяч иен за снос ветхого дома на окраине Токио, где он в то время обитал. Осознав уникальный шанс покорить страну своих грез и получить мировое признание, Такада бросает все и в 1965 году переезжает в Париж. Однако, как это часто бывает, первое впечатление всегда обманчиво, ведь его там никто не ждал: он не говорил по-французски, и у него не было работы, поэтому он больше молчал, слушал, смотрел и запоминал. «Ни в одном уголке мира я не чувствовал себя так хорошо, как в Париже, — рассказывает модельер. — Здесь каждый камень, каждое облако, каждый прохожий помогают мне в творчестве. Хотя в душе я остался японцем».

Такада Кензо
Такада Кензо

В 1970 году кутюрье создает свои первые 30 моделей, пять из которых купила жена известного дизайнера Луи Феро. Тогда Кензо вспомнил свои истинные «корни»: японские сады сакуры, музыку, смех и пение гейш. И начать с кимоно показалось ему вполне естественным. «В Японии в начале 70-х было два основных направления для кимоно — простое и очень строгое или очень красочное, как японский театр кабуки. Я выбрал второе, — вспоминает мастер. — В Париже, решив внести что-то свое, я подумал о смеси кимоно с западной одеждой: свободные свитера, накладные плечи, строгие линии, просторные рукава».

Кензо Такада не был еще известен, он выполнял заказы для нескольких крупных магазинов и журналов. Все его модели были неподражаемы: полоска, клетка, цветочные и «звериные» рисунки смешивались в самых невероятных сочетаниях, оставляя ощущение радости и полной свободы. «Телу нужно пространство, — говорил модельер. — Как в физическом, так и в духовном смысле». Сам Кензо определял свой стиль как «разрушение Haute Couture», умело дополняя парижский шик дальневосточными и другими этническими деталями. Однако идея открыть собственный бутик никогда не покидала его: днем он работал, а вечером создавал свои шедевры.

На первый показ кутюрье пришло 50 человек. Увидев странные яркие одежды, сшитые из хлопчатобумажных тканей, зал умилялся. Уже тогда, пресытившись подчеркнутой линией талии и бедра, утомленная блеском гламура Европа требовала простоты кроя и форм, насыщенных красок и разнообразия тканей необычных текстур. Новая философия стала своеобразным толчком к распространению слухов о маленьком магазинчике — Jungle Jap — на площади Виктуар, доверху забитом яркими объемными вещами. В своем первом бутике Кензо сам нарисовал на стене огромную розу, ведь для него цветы всегда были и остаются особой формой выражения любви к жизни.

После ошеломляющего триумфа своего первого крупного дефиле на вокзале Orsay в 1972 году, Олимп мировой моды был покорен. Кензо становится своего рода экзотическим цветком на модной клумбе Парижа, создавая по пять коллекций в год. Он избавился от облегающего кроя, застежек-«молний» и пуговиц, предлагал носить оригинальные разноцветные платья с воланами, короткие жакеты, объемные свитера, «кимоно» и длинные юбки, сочетая французский шарм с «либерте» американского хиппи.

Однако признание международного бомонда к нему пришло лишь три года спустя, когда в Нью-Йорке, на открытии легендарного клуба Studio 54, Кензо представил свою новую коллекцию. В 1976 году он официально зарегистрировал собственный лейбл — KENZO — и открыл Дом моды. Каждая его вещь — это эксперимент, в котором смешиваются искусство и природа, восточные традиции и западный стиль. Такада с легкостью угадывает желания женщин: они хотят быть свободными, как птицы, неповторимыми, как цветки сакуры, непринужденными и дерзкими одновременно.

В 1987 году Такада выпустил первый женский аромат — Kenzo de Kenzo, на флаконе которого был изображен бутон цветка, существовавший лишь в душе самого дизайнера. Позже мир увидел целый букет ароматов Kenzo: L’Eau par Kenzo, Kenzo Jungle, Flower by Kenzo — коктейли из цитрусовых, сирени и мускуса, мандарин, тростника и мяты, фиалок, водяных лилий, ванили и роз.

Content image for: 451732

В начале 90-х группа LVMH, владеющая множеством французских модных домов, приобрела фирму Kenzo, что позволило мастеру впервые заниматься просто творчеством, не вникая в бизнес-процессы. Весной 1999 года Такада был удостоен американской премии мира — Time for Peace Award — «За космополитичную карьеру и стиль, впитавший в себя отголоски самых различных культур и традиций». Там же он представил светской публике свой первый наряд haute couture, расшитый цветами сакуры в ателье Франсуа Лесажа — Платье мира. Перед своим уходом из Дома моды Кензо сказал: «Я хочу взять год—полтора для переоценки ценностей, отдохнуть, набраться сил — я в этом очень нуждаюсь. Хочу много путешествовать — просто для удовольствия, хочу посвятить себя тому, на что раньше не хватало времени…».

Своими преемниками он назначил 38-летнего француза Жиля Розье и датчанина Роя Крейберга. «Они хорошо прочувствовали дух марки. И мне хотелось бы, чтобы, уважая этот дух, они добавили нечто новое, чтобы стиль эволюционировал». Эволюция стиля Кензо действительно состоялась, и уже в 2001 году Розье порадовал парижский подиум новой коллекцией, основным стилистическим приемом которой стала яркая вышивка на белой и серой тканях.

Такада напомнил о себе, вновь подписав контракт с LVMH, согласно которому компания должна была инвестировать крупную сумму не только в лейбл самого модельера, но и в развитие направления, производящего предметы интерьера. Однако возвращаться в качестве дизайнера одежды Кензо не собирается. Оставаясь верным себе, Такада продолжает искать свой собственный путь: «Когда ты вынужден реагировать на тенденции, которые тебе не очень близки... это лишает свободы. Мода — это календарь, всегда надо четко следовать расписанию».

«Экзотика — это я сам», — говорит о себе знаменитый дизайнер. Сегодня ему 63 года, и его новый лейбл называется Gokan Kobo — «Мастерская пяти чувств», новый виток в философии жизни. Он шьет одежду для людей богатых и не очень, восхваляя абсолют природы и простых радостей жизни.

Антонио Маррас
Антонио Маррас

А место арт-директора Дома моды Kenzo сейчас по праву занимает еще один талантливый странник по собственному внутреннему миру — Антонио Маррас. В своих коллекциях он часто «отправляет» поклонниц в далекие красочные путешествия, хотя сам редко выезжает за пределы родного острова Сардиния. Но это уже совсем другая история…

Фото: Jalag/Fotolink, All Over Press, Legion-Media.ru

Slide image for gallery: 1531 | KENZO.Осень-зима 2011-2012
Slide image for gallery: 1531 | KENZO.Осень-зима 2011-2012
Slide image for gallery: 1531 | KENZO.Осень-зима 2011-2012
Slide image for gallery: 1531 | KENZO.Осень-зима 2011-2012
7фотографий