Александр Васильев: «Можно хорошо выглядеть и в мешке»

Знаменитый историк моды Александр Васильев в эксклюзивном интервью lady.mail.ru рассказывает, как развивается мода в постсоветских странах, почему наши мужчины не стремятся выглядеть лучше, какой сюрприз ожидает девушек в Европе и как можно создать свой неповторимый стиль.

Знаменитый историк моды Александр Васильев в эксклюзивном интервью lady.mail.ru рассказывает, как развивается мода в постсоветских странах, почему наши мужчины не стремятся выглядеть лучше, какой сюрприз ожидает девушек в Европе и как можно создать свой неповторимый стиль.

Александр Васильев
Александр Васильев

— Александр, недавно вы посетили Беларусь и Казахстан с моноспектаклем «Загадка Коко Шанель». А теперь и в украинской столице состоялась ваша лекция «Голливуд и мода». Расскажите немного о том, как собирался материал для этих моноспектаклей?

— Сбор информации и фотографий для этих моноспектаклей потребовал много времени. Этот материал собирался на протяжении 25 лет, и не забывайте, что кроме того как собрать этот материал, его необходимо было систематизировать, адаптировать и проанализировать. В результате родились моноспектакли, которые пользуются большим успехом во многих странах.

— Ваши выступления, лекции, книги пользуются огромным успехом во всем мире. Вы заметили разницу в восприятии тех или иных тем в разных городах и странах? Можно ли сказать, что, например, украинцам более интересна мода голливудского образца, а белорусам или казахам – что-то иное? Свидетельствует ли это о существовании неких культурных ареалов, в которых сильны те или иные тенденции?

— Никакой разницы нет, поскольку все жители советских республик СССР выросли за железным занавесом, они не знали моды межвоенья. Разница чувствуется только в прибалтийских республиках, в странах, где до войны была демократия, где женщины носили платья-чарльстон и пользовались духами Шанель. Там публика наиболее интересуется историей моды.

— Как Вы в целом оцениваете развитие моды в постсоветских странах? Какие позитивные и негативные тенденции можно обозначить на современном этапе?

— Позитивная тенденция – это наличие денег. Кризис в Европе не охватил с той же силой Россию, Украину, Казахстан, Азербайджан, Беларусь, то есть страны, богатые нефтью, газом и углем. Именно отсутствие мужчин и изобилие женщин в этих странах делает их основными потребителями мирового люкса, да и вообще моды. Мода у нас не развивается стремительно. Люди боятся выразить себя на улице, выражение моды заключаются в женской одежде. Мужчинам выражаться не нужно, их и так мало.

Александр Васильев
Александр Васильев

— Наш разговор прочитают не только в Украине, но и в Казахстане и Беларуси. В одном из недавних интервью Вы отмечали «брендоманию» жителей этих стран. А смогли ли простые граждане, модники и модницы на улицах по-настоящему заинтересовать или удивить Вас своими образами?

— Конечно! Ведь наличие или отсутствие вкуса не зависит от материального благосостояния или положения в обществе. Масса примеров существует того, насколько не состоятельны в создании грамотного элегантного образа представители шоу-бизнеса, бизнес-элиты, элиты политической, несмотря на широкие материальные возможности. Так что, конечно, это заблуждение, будто все, что дорого, то и хорошо, и простые граждане ошибаются, думая: вот мне бы деньжат побольше, тогда бы и я приоделся как следует. Обладая чувством стиля, можно хорошо выглядеть и в мешке из-под картошки и в платье из марли. Я вижу таких людей. Их мало, но они есть.

— По-прежнему ли мужская мода в этих странах остается в тени женской? Сегодня многие мужчины на улицах наших городов предпочитают не просто слиться с толпой, но и вовсе не обращают внимания на свой внешний вид. О чем это свидетельствует и изменится ли ситуация в ближайшие годы?

— Небрежное отношение мужчин к собственному внешнему виду свидетельствует только о том, что у них нет к этому никакой мотивации. У женщин есть. Женщин в нашей стране почти вдвое больше, чем мужчин. А если вычесть из всей совокупности представителей сильной половины человечества всех мальчиков допризывного возраста, которые еще не могут участвовать в празднике жизни, и всех мужчин старше шестидесяти, которые уже не могут в этом празднике жизни участвовать, отнять всех алкоголиков, наркоманов, заключенных, военнослужащих и лиц, относящихся к нетрадиционной сексуальной ориентации, так и вовсе вырисовывается печальная статистика. Получается, что женщина женщине – конкурентка. И в этой борьбе за кусочек женского счастья в ход идут любые средства – косметика, краска для волос, солярий, модная одежда, фитнес-клубы, пластическая хирургия и прочее. Перед мужчинами в России такой проблемы не стоит, их мало, их возьмут в любом виде, просто для запаха. Подберут, отмоют, почистят, приоденут и будут любить.

— Как Вы уже отметили, в женской моде названных стран доминирует желание выделиться любыми средствами, часто на грани пошлости. Правы ли те, кто объясняет такую тенденцию провинциальными комплексами?

— Скорее, правы. В понимании наших граждан поездка в Европу представляет собой какое-то свершение. Путешествие в Париж, Лондон, Рим, Мадрид для большинства — как путешествие в сказку. В особенности для женщин. Они готовятся загодя, размышляют, что же из одежды взять с собой, чтобы не посрамить Родину перед европейками. Ведь в понимании наших женщин француженки, англичанки и итальянки — это образчики высокого вкуса и чувства стиля, и нужно непременно выглядеть не хуже! Поэтому в пятидневное путешествие, например, в Париж пакуются грандиозные багажи, с ворохами самых лучших платьев. Дамы садятся нарядными уже в самолет, чтобы сойдя с трапа на французскую землю, тут же начать соответствовать мировой столице моды и, услышав по отношению к себе ласкающее слух «мадемуазель», быть этой самой мадемуазель. Что это, если не комплекс провинциала? И стоит ли говорить, какое разочарование настигает наших женщин, когда они сталкиваются с суровой парижской или лондонской действительностью. Европейки ходят в джинсах и кроссовках, совершенно неприметные, без боевой раскраски на лицах, не обвешанные драгоценностями и брендовыми вещами.

Александр Васильев
Александр Васильев

— У каждой эпохи есть свои стандарты и стереотипы по поводу мужских и женских образов. Вот, например, наш портал отсылает к образу леди. Каковы эти стандарты сегодня и как часто они меняются в наше время?

— Стандартов множество и меняются они регулярно, но леди мне встречаются все реже и реже. И преимущественно в Англии. Так что Вы занимаетесь благородным и нелегким делом.

— Какой совет Вы дадите украинцам, белорусам и казахстанцам, которые хотят создать свой неповторимый образ?

— Те, кто мог создать неповторимый образ, наверняка его уже создали, а тем, кто хотел бы, но не может, я советую обращаться к специалистам – имиджмейкерам, стилистам, визажистам. Это не стыдно – не уметь, стыдно не признавать свою несостоятельность в чем-то.

— Кто сегодня диктует моду в Украине, России, Беларуси, Казахстане? Кино? Политика? Дизайнеры? Транснациональные корпорации?

— К сожалению, звезды шоу-бизнеса очень «влияют» сегодня на тенденции моды! Они становятся ее законодателями, а зачастую создателями новых направлений и стилей, как правило, не имеющих ничего общего с таким понятием как «вкус».

— Недавно Вы пополнили свою знаменитую коллекцию нарядом казахской певицы Розы Рымбаевой. Платье какой известной украинки, нашей современницы или исторической личности, Вы были бы не против получить?

— Мечтаю получить в свою коллекцию платья Таисии Повалий и Софии Михайловны Ротару.

— Мы надеемся, что Вы еще не раз посетите Киев с выступлениями. О чем может быть Ваша следующая лекция?

— Например, об истории ювелирных украшений, которые так любят Ваши соотечественницы.

Фото: пресс-служба Александра Васильева