Сверкающей громадой встает над ювелирным горизонтом планеты Восток. Сегодня этот мультикультурный регион создает огромное количество украшений. Только индийские мужчины и женщины покупают в год золота на 20 миллиардов долларов. В остальных странах Азии тяга к красоте столь же сильна, хотя и выражается в других цифрах. Таиланд вот уже несколько лет успешно конкурирует с ювелирным чемпионом планеты — Италией. А все потому, что европейцы заказывают продукцию там. Тайцам пришлось перейти на итальянские дизайны и стандарты работы. Кольца из Бангкока и Веченцы сегодня с трудом различат неспециалисты. Поговаривают, что пальму первенства среди ювелиров на Востоке держит Гонконг. Именно там сегодня появляются шедевры, которые стоят миллионы. «Леди Mail.Ru» — о главных азиатских ювелирах и шедеврах.
К живым классикам ювелирной миниатюры причисляют китайца Уоллеса Чана. Его бренд Wallace Chan сегодня является одним из самых дорогих на планете. Не так давно основатель и главный художник компании (в прошлом скульптор) продемонстрировал колье из королевского нефрита. Колье с крупными округлыми камнями цвета подернутого ряской водоема предлагалось к продаже за 50 миллионов долларов. Безусловно, большая половина этой суммы — стоимость бренда, ведь Чан — мастер-волшебник. В отличие от тысяч своих коллег по всей Азии Чан не стремится угнаться за Европой, неинтересны ему и великолепные подражания итальянским мастерам (которые, к примеру, производит тайская компания Mvee). Чан не просто создает оригинальные украшения, его работы сегодня — это стиль, глубоко укорененный в китайской древней эстетике и воспроизводящий ее на принципиально новом для Азии качественном уровне. Чан возглавил кропотливую работу по переводу богатого культурного наследия своей страны на язык высокого ювелирного искусства, который понятен во всем мире. Получилось шедеврально.
Украшения Wallace Chan — это тщательно проработанные объекты растительного и животного мира Китая. Вся палитра драгоценных камней использована мастером сполна. Особое пристрастие Чан питает к сплавам титана, которые позволяют добиться необходимой фактуры поверхности (крыльев бабочки-брошки, например), а также к опалам всевозможных оттенков. Опал вообще сегодня выдвинулся на первые позиции в ювелирном мире. Весьма неоднозначный камень с точки зрения расцветки и фактуры: он похож на перламутр, жемчуг и в то же время он предельно живописен, что открывает широкие перспективы для воплощения любой идеи. Свои работы Чан называет «носибельной скульптурой». Действительно, украшения Wallace Chan — это больше, чем просто драгоценности. Это очень дорогой… буддизм!
Сингапурская художница Синди Чао тоже продает свои работы под собственным именем. В азиатском мире она настолько популярна, что украшения Cindy Chao практически не доходят до европейских берегов — их тут же покупают местные ценители. Последние работы художника-ювелира забирали буквально из мастерской и сразу же продавали на площадках Sotheby’s, причем цены доходили до миллиона долларов. Синди — женщина, создающая украшения для женщин (в Азии такое не редкость). Драгоценности Cindy Chao культивируют эстетику необарокко: чрезвычайно пышные, многоцветные формы, невероятная пластика деталей, сложнейшая инкрустация — все это дополняют редкие, крупные камни (обычно рубины, сапфиры, изумруды). Чао любит формы живой природы, в ее украшениях полностью отсутствует симметрия, технологизм, даже неизбежные детали крепежа камней мастер стремится представить как естественные части драгоценного цветка или растения.
Коллега Синди — художник-ювелир Венди Ю — также достигла больших успехов в искусстве. Wendy Yue не настолько ушла в отрыв, чтобы создавать только умопомрачительные шедевры. Ее украшения можно носить, они — не для музейной экспозиции, как многие работы Чена или Чао. С точки зрения эстетики творения Венди — это гонконгский стиль, где поровну смешались американские и китайские веяния. Как и все китайцы, Венди неравнодушна к резному камню — нефрит, жадеит, коралл, опал. Ее украшения — букет камней, резных и ограненных, на второстепенных ролях — инкрустация. Ювелир также любит и часто использует черненое золото: для кольца или броши в виде драгоценного букета золотая чернь весьма подходит, подчеркивая жизнеподобие работы. Украшения компании с успехом продаются за океанами — в США и Европе.
Как и Венди Ю, ювелир Бао Бао Ван демонстрирует женский взгляд на природу ювелирного искусства. Кружева — постоянный элемент декора украшений Bao Bao Wan. Даже если это кольцо с крупным камнем, его необходимо максимально украсить кружевом в стиле традиционных китайских орнаментов. Кружевным золотом окаймлены и жемчужины, часто встречающиеся у мастеров Дальнего Востока. Жемчуг — материал эффектный, но весьма непростой в работе. Сегодня в моде барочный жемчуг неправильной, природной формы, который весьма трудно вписывается в эстетический замысел украшения. Настоящим мастерам удается выгодно представить такие жемчужины в виде тельца животного или птицы, цветочного бутона. Жемчужины правильной округлой формы имеют свою специфику — под них приходится специально продумывать закрепку ввиду отсутствия углов у этого камня. Бао Ван же умудряется не только надежно закрепить жемчужину в золотом кружеве, но и декорировать жемчуг бриллиантами, что технически весьма сложно по причине хрупкости перламутра.
Без всяких ухищрений, делая ставку исключительно на естественную красоту материала, продает свои украшения с жемчугом японская компания Mikimoto. К последним достижениям японцев можно отнести коммерческую коллекцию, созданную в содружестве с брендом Hеllo Kitty. Дорогой и стильный инфантилизм с жемчугом, рубинами и ониксом! Высокое искусство производится ювелирами компании в единичных экземплярах и служит поддержанию бренда.