Вадим Судаков: «На создание стильного образа уходит больше времени, чем денег»

Молодой белорусский дизайнер подробно рассказал о себе и своей работе.

В рамках знакомства читателей с начинающими дарованиями отечественной модной индустрии, которых ежегодно открывает нам Республиканский фестиваль-конкурс моды и фото «Мельница моды», Pret-a-portal решил побеседовать с победителем номинации «Мастер моды 2016», дизайнером Вадимом Судаковым об источниках вдохновения, отечественном образовании в сфере дизайна одежды и творческих планах.

Вадим Судаков
Вадим Судаков

— Как и когда вы пришли к осознанию своего предназначения в качестве дизайнера?

— Не могу сказать, что в какой-то момент я осознал себя дизайнером. Скорее я просто попробовал, и у меня получилось. Как и многие, в детстве я пробовал шить одежду для игрушек, но связать свою жизнь планировал с другой сферой. Собирался стать экономистом, но… не прошел по баллам. Пришлось в ускоренных темпах заново искать для себя ответ на вопрос «кем быть». Учиться мне хотелось в Гомеле, поэтому, проконсультировавшись с Интернетом, остановился на лицее легкой промышленности — там как раз открылась новая специальность — «технология производства швейных изделий; демонстрация одежды».

И раз уж первоначальный план дал сбой, я подумал: «А почему бы и нет?» Первый год после поступления я присматривался, пытаясь осознать, куда я попал и нужно ли мне это вообще. На втором году обучения я попробовал создать эскизы коллекции, принес их на отборочный этап «Мельницы моды», прошел, отшил коллекцию. И, несмотря на то, что в финал «Мельницы…» я с первого раза не попал, весь этот творческий процесс меня захватил. В этот момент, пожалуй, и началось мое становление как дизайнера.

Content image for: 491107

 Сколько вам было лет, когда вы создали свое первое изделие?

— Мое первое сколько-нибудь серьезное изделие было создано в учебной мастерской, на производственной практике. Мне тогда было 16 лет.

— Как вы оцениваете уровень отечественного образование в области дизайна одежды: достаточно ли его для того, чтобы стать успешным дизайнером, или нужно учиться где-то еще?

— Для того чтобы стать хорошим дизайнером одежды, белорусского образования на мой взгляд недостаточно. Как таковых учреждений, обучающих именно дизайну одежды от и до, у нас нет. На сегодня, если я не ошибаюсь, конкретно дизайнеров одежды с соответствующей записью в дипломе готовит только Витебский государственный технологический университет. Причем данная специальность существует у них сравнительно недавно.

Что касается меня, то по образованию я швея-портной четвертого разряда, и в какой-то степени меня можно назвать дизайнером, поскольку я создаю одежду по собственным эскизам. Однако, работая над коллекцией, я часто ощущаю нехватку профессиональных знаний, создающую определенные сложности в творческом процессе. Знания по отдельным дисциплинам в моем лицее были даны крайне поверхностные.

На журналистке юбка из коллекции «Rags»
На журналистке юбка из коллекции «Rags»

Взять хотя бы конструирование одежды — этот важный для любого дизайнера навык до сих пор приходится совершенствовать самостоятельно, поскольку в лицее уделяли внимание лишь наиболее простым, базовым изделиям. Какие-то моменты, например, конструирование верхней одежды, и вовсе обошли стороной. Удручало и отношение некоторых преподавателей, считающих, что для нас, студентов, получение новых знаний по умолчанию не представляет никакого интереса, а раз так, то им незачем и стараться.

Впрочем, я не могу однозначно негативно отзываться о своем образовании. Так, швейной практики было более чем достаточно, и это, конечно же, позволило мне совершенствоваться в создании тех изделий, которые все-таки вошли в учебную программу.

— Как бы вы охарактеризовали ваш стиль как дизайнера одежды и почему?

— Мне близок минималистичный подход к созданию моделей, мои основные инструменты — это цвет и крой. Я уделяю много внимания деталям, но не как чисто декоративным элементам, а скорее как элементам кроя. Быть может, они не сразу бросаются в глаза, но задают настроение и позволяет модели выглядеть интересно, небанально.

Коллекция Вадима Судакова «Rags»
Коллекция Вадима Судакова «Rags»

Кроме того, в моих работах отчетливо прослеживается дух готики, не молодежной субкультуры, а периода в развитии средневекового искусства. Кому-то готическая архитектура может показаться мрачной, но меня зачаровывают эти устрашающе величественные замки, соборы, монастыри. Все эти элементы характерны для католицизма. Даже цветовая гамма моих моделей в какой-то степени объясняется влиянием готики в целом и католицизма в частности: это черный, белый и красный цвета. Впрочем, в моих коллекциях чистого прочтения готики вы не найдете, это скорее ее современная версия.

— Где вы черпаете вдохновение для создания коллекции?

— Источником вдохновения для меня служит в первую очередь созерцание: коллекций дизайнеров, чье творчество мне близко, нетривиальных фоторабот с интересной концепцией, старых черно-белых фильмов, готической архитектуры, пронизанной духом мрачного средневекового католицизма… Все это настолько красиво своей особой красотой, что просто не может не вдохновлять.

Что касается моей последней коллекции, «Rags», то она рождалась очень долго и мучительно. У меня длительное время не было абсолютно никакой инспирации, я понимал, что вот-вот уже нужно будет что-то показывать в рамках тура «воплощение», и буквально за последнюю неделю худо-бедноотшил коллекцию большей частью из тканей, оставшихся от предыдущих работ. Светлане Гнеденок (художественный руководитель конкурса «Мельница моды» и член жюри. — Ред.) она не понравилась, мне, если честно, тоже. И вот, уже на стадии награждения участников регионального этапа она сказала мне: «Я хочу, чтобы из вашей коллекции получилось что-то более сложное, более интересное».

Content image for: 491107

До фотосессии для каталога «Мельницы моды» оставалось буквально пару дней, но ее слова меня сильно мотивировали, и за эти два дня я полностью переконструировал коллекцию. Результат, как видите, оценил не только я сам, но и члены жюри.

 Ранее вы уже побеждали в номинациях «Мельницы моды», но в качестве фотографа, а не дизайнера. Что объединяет ваши модели и фотографии?

— Я бы сказал, что это своего рода черно-белая эстетика, которая прослеживается и в моих моделях, и в моих фото. Даже фильтры в Instagram я в основном выбираю черно-белые.

— Творчество кого из отечественных и зарубежных дизайнеров вам наиболее близко?

— Как это ни удивительно, глядя на мои работы, но Dolce&Gabbana. Я восторгаюсь их стилистикой и способностью виртуозно подать простые, в сущности, модели. Нельзя придумать что-то, что уже было придумано до тебя, и Доминико и Стефано это прекрасно осознают: они работают с привычными всем фасонами, но благодаря потрясающим тканям, бесстрашному подходу к декору, всей этой ювелирной работе с мельчайшими деталями получают совершенно особый, ни с чем не сравнимый результат.

Фотография Судакова из серии «Мэрилин Монро»
Фотография Судакова из серии «Мэрилин Монро»

Мне близка их идея сложного, почти кутюрного подхода к prêt-a-porter, и я бы с удовольствием попробовал реализовать подобное в своих моделях в рамках привычной мне стилистики, если бы нашел талантливого исполнителя для своих идей: самому мне, к сожалению, не хватает терпения для такой скрупулезной работы. Что касается отечественных дизайнеров, мне близка эстетика Апти Эзиева. Я бы с удовольствием пообщался с ним и приобрел пару вещей его авторства.

— У вас есть иконы стиля?

— С точки зрения стиля я скорее творец, нежели подражатель. Я могу отмечать какие-то удачные идеи у других людей, как знаменитых, так и просто случайных прохожих, но мне трудно назвать конкретные имена. Существует мода и существуют тренды, но у каждого человека свой путь и свой стиль. Именно этим он и интересен.

Content image for: 491107

— Кого из известных личностей — в Беларуси или же за ее пределами — вы бы хотели одевать?

— Не могу сказать, что я стремлюсь одевать знаменитостей. Однако мне импонирует взгляд на моду Леди Гаги: ее эпатажные образы, ее бесстрашные образы, ее склонность ломать устоявшиеся стереотипы и пренебрежение мнением общества, не привыкшего к столь смелому самовыражению. С ней наверняка было бы интересно поработать.

— Вы предпочитаете работать над женскими или же мужскими моделями?

— Пожалуй, создание мужских моделей мне ближе: если присмотреться, то можно заметить нотку маскулинности даже в моих женских коллекциях. Кроме того, мне интересно попробовать себя и в создании детских коллекций, ведь дебютная, затевавшаяся как чистый эксперимент, получиладовольно-таки неплохие отзывы. Меня привлекает создание популярных на данный момент family looks, которые на белорусском подиуме активно продвигает Ольга Барабанщикова.

Модель из коллекции Вадима Судакова «Little Lady»
Модель из коллекции Вадима Судакова «Little Lady»

— Какими достижениями в вашей творческой биографии вы наиболее гордитесь?

— Конечно же, это победа в номинации «Мастер моды» в рамках последней «Мельницы моды». Кроме того, это моя черно-белая серия фотографий «Мэрилин Монро», которая была позитивно встречена международным жюри мероприятия и также завоевала награду, только годом ранее.

Немаловажную роль в моем профессиональном развитии сыграла подиум-школа «Хрустальная Нимфа», где я являюсь не только моделью, но и преподавателем. И хотя мои выпускницы на данный момент не могут похвастать громкими достижениями в модельном бизнесе и лишь делают свои первые шаги, их победы, пусть пока и небольшие, также дают мне повод для гордости.

 Расскажите о своем недавнем поощрительном путешествии от «Мельницы моды».

— Для дизайнеров-победителей «Мельница моды» организовала участие в международных творческих мастерских. Мы посетили Варшаву, Прагу и Краков, по пути останавливаясь и в некоторых небольших городах. Поездка была организована преимущественно с целью повышения нашего профессионального уровня: мы посещали различные мастер-классы, знакомились с особенностями европейского профильного образования, демонстрировали свои коллекции зарубежным коллегам и получали обратную связь. Ну и, конечно, вдохновлялись окружающими нас красотами.

Content image for: 491107 | Вадим Судаков

Более всего меня впечатлила Высшая школа дизайна в Кракове, причем и как дизайнера, и как фотографа: это учебное заведение готовит и тех, и других. У них совершенно иная, более свободная и непринужденная атмосфера образовательного процесса, а результат — итоговые коллекции выпускников — говорит сам за себя. Кстати, эти коллекции всеми выпускниками отшиваются из одной и той же ткани, дабы преподаватели могли максимально объективно оценить модели.

Сами ткани, с которыми работают будущие дизайнеры, разительно отличаются от тех материалов, к которым имеют доступ белорусские студенты. Конечно же, учащиеся витебского технологического университета, подобно своим коллегам из Высшей школы дизайна, имеют возможность создавать ткани под свои коллекции не отходя от учебного процесса, но у всех остальных такой возможности нет. Разнится и подход к преподаванию: если нас учат создавать максимально носибельные и простые изделия, то в Кракове, напротив, начинают обучение с самого сложного: нестандартных форм, нетривиальных конструкторских решений, оригинальных дизайнов.

 Что у вас в списке ближайших творческих планов?

— Работать, работать и еще раз работать. Мне бы очень хотелось создать две коллекции prêt-a-porter: мужскую и женскую. Цветовая гамма по-прежнему будет представлена моими излюбленными черным, белым и красным, возможно с добавлением серых оттенков. Планирую наконец-то начать работать с верхней одеждой.

Content image for: 491107

Также я обдумываю сотрудничество с дизайнерами обуви и аксессуаров, которые могли бы органично вписаться в стилистику моих моделей. В будущем я, возможно, попробую самостоятельно создавать аксессуары: сумки, украшения. Но сейчас мой приоритет — одежда. Однако, несмотря на это, я не собираюсь вычеркивать из жизни фотографию: уже поступил ряд предложений касаемо организации персональной выставки моих работ.

Многие спрашивают, планирую ли я участвовать в каких-либо мероприятиях белорусской Недели моды: показах, инсталляциях… На данный момент скорее нет, чем да. Сейчас я не вижу свое развитие в контексте BFW, но через пару лет — кто знает? Возможно, этот шаг станет более целесообразен и более доступен в финансовом плане.

 Что бы вы посоветовали читательницам, которые находятся в поиске своего стиля?

— Следить за стильно одетыми людьми — неважно, в журналах, на показах, в кино или на улице, — и отмечать для себя удачные решения. Только так можно определить, что тебе близко, а что — нет. Может показаться, что создание стильного образа требует больших финансовых затрат, но это не так: на сегодня можно без особого труда отыскать бюджетный аналог любой приглянувшейся вещи от именитого бренда. Главное — отчетливо понимать, что именно тебе нужно. Так что в процессе создания стильного образа зачастую тратится больше времени, чем денег.

Фото: Pret-a-portal.by