Леор Гофман: «Мне нравится соединять искусство с визуальными образами»

Белорусский дизайнер рассказал о своем творчестве и бизнесе.

Лет 5 назад часто доводилось слышать, что моды в Беларуси нет и точка; когда пару лет спустя отрицать очевидное стало бессмысленным, скептики сместили свой фокус и стали парировать, что если она и есть, то исключительно на любительском уровне и функционирует в кухонных масштабах.

Поэтому всегда отрадно представить в противовес новые бренды, которые выстраивают бизнес-модели в соответствии с требованиями времени и даже больше — на вырост, на перспективу. О своей работе и бренде в интервью Pret-a-portal рассказал белорусский дизайнер Леор Гофман.

Леор Гофман
Леор Гофман

— Леор, когда вы пришли к осознанию своего предназначения как дизайнера? Сколько вам было лет, когда начали шить-кроить?

— Никто в моей семье, включая меня самого, вплоть до 11 класса, не предполагал, что я буду дизайнером. Все рассчитывали, что я стану классическим музыкантом, уеду в Израиль и буду продолжать жизнь и работу там.

Я не столько музицировал в свое удовольствие, сколько это была обязательная программа: я всё же учился в очень серьезном заведении — республиканском колледже им. Ахремчика на музыкальном отделении. Наши педагоги преподавали в консерватории, и нас, собственно, готовили именно к серьезным занятиям музыкой и поступлению в консерваторию.

Content image for: 491331

Кроме того, моя мама — профессиональный музыкант, она преподает музыку. Сестра в детстве играла на рояле, но потом решила, что будет заниматься гуманитарными науками. А через меня родители пытались воплотить все свои задумки и мечты.

Но в 11-ом классе я заупрямился и сказал, что не хочу ни музыки, ни изобразительного искусства. К тому времени я познакомился со студентами Института современных знаний, начал ходить на вечеринки в «Молоко» и понял: мне с этими ребятами интересно и я тоже хочу быть дизайнером.

В детстве я много рисовал людей в одежде. У меня тетя — дизайнер, она была в числе первых в Беларуси, правда, уже не занимается дизайном много лет. Собственно, в нашей семье все шили-вышивали, поэтому этот мой выбор стал довольно логичным.

Content image for: 491331

— В силу вашего молодого возраста сложно говорить о развернутой творческой биографии, но, тем не менее, вы уже дизайнер с именем. А какие вехи, какие пункты на этом пути вы считаете основополагающими?

— Наверное, один из самых важных пунктов — это первая коллекция, которая была на «Мельнице моды» в 2009 году. Сразу после этого был показ на Российской неделе моды: я выиграл конкурс «Грации» и делал показ с медийными персонами. Они, собственно, и стали одними из моих первых клиентов, многие до сих пор носят изделия Leorgofman и приезжают на показы.

Еще один из важных этапов — работа в Израиле. Ну и, конечно же, недавнее объединение с европейской инвестиционной компанией «Эра Кэпитал», что дало толчок для активного развития бренда.

Content image for: 491331

— Вы также громко заявили о себе на МСК Fashion Week.

— Я был организатором этого мероприятия, поэтому было вполне логично сделать в его рамках и свой показ. На тот момент у меня уже была готова коллекция, которую я доработал, частично что-то в ней переделал — и показал на Минской неделе моды.

— Вы окончили Институт современных знаний им. Широкова, верно? Хотелось бы узнать мнение касательно образования: достаточно ли тех знаний, которые можно получить в Беларуси для того, чтобы стать успешным дизайнером, либо все-таки нужно ехать в Италию, Англию, куда-то еще?

— Профильное образование очень важно для дизайнера, так же как и широкий кругозор. Каждый раз, создавая следующую коллекцию, я стараюсь сделать что-либо новое и необычное — в первую очередь, для самого себя. Поэтому начинаю самообразовываться, искать новые приемы, прибегать к опыту других людей, вновь учиться, и так происходит всегда. Процесс самообразования неизбежен, если хочешь оставаться интересным. Но для самого начала, для старта ИСЗ дает достаточно хорошую базу.

Content image for: 491331

— Творчество кого из коллег-дизайнеров, как зарубежных, так и белорусских, вам импонирует?

— Нет таких дизайнеров, которые мне нравятся всегда. Это как нельзя любить все цвета: каждый год и каждый сезон мы носим разные вещи. Я держусь такой позиции: хорошо или плохо, на мой взгляд, сработал дизайнер. Мне очень нравится Prada, Armani, Dior. Из белорусских дизайнеров — Ольга Новик (Ton-in-ton), Юлия Гилевич (Fur Garden), Ольга Самощенко. Но далеко не все изделия и не всегда.

Более того, я даже не могу сказать, что по прошествии года после выхода коллекции Leorgofman мне нравится все то, что я сделал, потому что мне уже недостаточно этого, хочется чего-то большего, а иногда и срочно переделать все! Возникают вопросы к себе: почему я недоделал вот здесь, и почему я создал именно эту модель, и почему одна пользуется высоким спросом, а другая — нет.

Content image for: 491331

— То есть заранее вы не всегда можете прогнозировать, какая модель будет востребована и станет хитом, а какая нет?

— Бывает, что модель выстреливает неожиданно. Например, я совсем не ожидал, что прозрачное платье из летней коллекции уйдет зимой достаточно большим тиражом. Это зима! Уже прошел Новый год! А оказалось, что кто-то покупает для поездки в теплые страны, кто-то — для своего любимого. Так и говорила наша клиентка: «Моему мужу такое нравится, я хожу в этом дома».

Всегда в коллекции есть, например, 10 единиц, которые, предположительно, должны быть коммерчески успешны и хорошо продаваемы. А есть некие идейные вещи, которые мне захотелось сделать как дизайнеру. На такие изделия мы изначально закупаем меньше материала, чтобы можно было их продублировать лишь пару раз. А по факту выходит, что именно эту модель заказывают каждую неделю. Мы проводим маркетинговые исследования, работаем с контрольными группами, но все равно не можем предсказать результат со стопроцентной точностью.

Content image for: 491331

— Вы так серьезно подходите к маркетингу, что формируете контрольные группы?

— Моя мама всегда носит мои изделия еще до показа. В Москве есть знакомые стилисты и байеры, которые также «тестируют» мою одежду, надевают куда-либо, спрашивают мнение окружающих. Мы начинаем работу над коллекцией заранее. Все ткани заказаны за полгода до показа. До этого времени мы тестируем, изучаем материалы: что нравится клиентам больше, что меньше, что подходит для их нужд и гардероба. Не растерять постоянных клиентов — это очень важно для любого бренда, так что мы подстраиваемся под них.

— Мама — самый требовательный ваш клиент? Или, напротив, она восхищается всем, что вы делаете?

— В моей семье нет слепого восхищения. Моя мама за 5 лет моей работы насмотрелась и начиталась уже на такой уровень, что она может легко сказать, что мне подходит по стилистике, а что нет. Она очень хороший консультант и всегда четко угадывает, что будет хорошо продаваться, а что нет.

 Как бы вы охарактеризовали стиль бренда в нескольких словах?

— Целостность. Элегантность. Женственность. Легкая экстравагантность. Интеллектуальность.

Content image for: 491331

 В чем секрет успешности Leorgofman?

— Во всем понемногу. Это ежедневная работа над собой, четкое понимание того, где мы сейчас и куда хотим двигаться дальше. Это хорошие ткани, качество пошива и посадки изделий. Это наша команда профессионалов, которую мы тщательно подбираем и очень ценим.

— На одном таланте, действительно, сложно построить успешный проект. А как вы, будучи еще совсем молодым дизайнером, пришли к тому, что вам нужен менеджер, нужна команда?

— Честно говоря, все поменялось после того, как на меня обратила внимание инвестиционная компания. Именно после объединения с европейскими инвесторами команда бренда ощутимо расширилась. В компании появился директор (представитель инвестора), который отвечает за бизнес-стратегию, финансы и развитие бренда, и PR-менеджер, который занимается коммуникациями и продвижением. При этом дизайн коллекций всегда остается за мной. Это позволяет нам более четко распределять задачи, оперативней реагировать на рыночные изменения и быстрее развивать сам бренд. Ведь одному человеку гораздо сложнее делать все и сразу.

Content image for: 491331

— Вы в последнее время сосредоточились на женской одежде, а ведь делаете еще и мужскую. Почему приостановили это направление, планируете ли продолжать? И может, в планах есть и детская линия?

— В связи с тем, что у меня родилась племянница, вопрос детской линии стоит очень остро (смеется)! Да, у нас в планах есть создание мужской одежды. Скорее всего, это будет made-to-measure в формате ателье (костюм создается индивидуально под заказчика, но по уже существующим лекалам. — Ред.). Но пока мы думаем над расширением женского ассортимента, созданием фирменных аксессуаров и, возможно, даже нижнего белья. Что касается детской одежды, то в краткосрочной перспективе таких задач не стоит.

— Леор, вы не только талантливый дизайнер, но еще и классный художник. У вас замечательные скетчи, и у вас были серии футболок и свитшотов с вашими рисунками. Это все сейчас очень востребовано, и тема выглядит очень коммерческой. Планируете ли развивать это направление, может быть, в качестве второй линии?

— Скажу, что я не перестаю развиваться в этом направлении. Мои рисунки, например, можно было наблюдать на платках в коллекции осень-зима 2016/2017. Я их расписывал вручную.

Content image for: 491331

В связи с тем, что мои клиенты очень ждут новых свитшотов, то они очень скоро появятся снова, но, скорее всего, ограниченным тиражом. У меня была такая серия с английской королевой, о которой спрашивают до сих пор.

— Помню-помню! Я тоже его очень хотела, но до меня очередь так и не дошла! Леор, поделитесь целями и планами! Понятное дело, все хотят покорить мир, но если сузить их до более локальных и близких по времени, чего нам от вас ждать? И связываете ли развитие своего бренда с Беларусью?

— На сегодняшний день у нас много клиентов в России, в частности, в Москве, в Швеции, Швейцарии. И мы, конечно же, заинтересованы в сотрудничестве с шоу-румами других стран и уже ведем переговоры по этому вопросу. Но несмотря на это, мы хотим развивать производство именно здесь, в Беларуси.

Content image for: 491331

Кроме того, планируем и тут расширять свое присутствие. Например, совсем недавно бренд начал сотрудничество с популярнойинтернет-площадкой, а в ближайших планах — открыть собственный фирменный магазин.

— Где вы черпаете вдохновения для создания коллекций? В частности, речь идет о последней коллекции, посвященной джунглям. И какие вещи из этой коллекции самые любимые?

— Мне очень нравится золотое платье с бантом, которое было на модели Анастасии Шишкиной. Вся коллекция пронизана духом приключений и построена на стилистике милитари, сафари, на образе девушки Индианы Джонса.

Content image for: 491331

Я в последнее время обожаю пересматривать старое кино! Как-товечером пересмотрел фильм про Индиану Джонса и он меня очень впечатлил. Я начал подбирать цвета, составлять мудборд — и постепенно картинка сложилась.

Сейчас перечитываю Агату Кристи — это на будущее. Очень люблю этого автора, в детстве перечитал все ее книжки. Мне очень нравится соединять литературу, кино, искусство с визуальными образами, потому что это и есть самый ценный источник вдохновения.

Content image for: 491331

 Что бы вы посоветовали читательницам, которые находятся в поисках своего стиля?

— Начинайте с элементарного: самых простых классических вещей. Брюки прямого кроя, белая рубашка, платье-чехол, юбка-карандаш. Разбавляйте их интересными аксессуарами, чем более нестандартными они будут, тем лучше. Не бойтесь экспериментировать!

Фото: Pret-a-portal.by