«Она не боялась быть некрасивой»: коллеги и друзья — о Фаине Раневской

Что говорят знакомые, коллеги и поклонники о Раневской?

27 августа исполнится 120 лет со дня рождения Фаины Раневской. Какой она была в жизни? Накануне юбилея этой обаятельной, ироничной и умной женщины «Леди Mail.Ru» публикует высказывания и воспоминания ее коллег, друзей и знаменитых поклонников.

Она не боялась быть старой, некрасивой, смешной, какой угодно. Она добивалась прежде всего эмоционального воздействия на зрителя
Карен Шахназаров, гендиректор «Мосфильма», режиссер
в интервью телеканалу ТВЦ
Кадр из фильма «Слон и веревочка», 1945 год
Кадр из фильма «Слон и веревочка», 1945 год
В конце жизни она поняла, что по красоте сравнялась со всеми звездами, а по таланту их превзошла
Станислав Говорухин, режиссер, актер
в интервью телеканалу ТВЦ
Когда я уходила из ее дома, то проверяла карманы, потому что в каждый карман куртки, которая висела в прихожей, что-то было положено. Какие-то духи, какие-то салфетки. И нужно было это все переложить, потому что это странно — уходить из дома с полными карманами подарков…
Марина Неелова, актриса театра и кино
в интервью телеканалу «Культура»
Кокетство — одна из прелестей. Вот она и была такой. Она сознавала, что в этом есть обаяние, в этом есть «свободность», а не угрюмость
Сергей Юрский, актер, режиссер
в интервью телеканалу «Культура»
Она сама завязывала связи, она сама выходила на людей, она сама умела их подчинять себе, она сама строила свою легенду
Инна Соловьева, заслуженный деятель искусств России
в интервью телеканалу ТВЦ
Кадр из фильма «Сегодня — новый аттракцион», 1965 год
Кадр из фильма «Сегодня — новый аттракцион», 1965 год
О Фаине Георгиевне рассказано столько ерунды, приписывается столько невероятных и каких-то даже хулиганских вещей. Все это абсолютная неправда. Она была человеком, как ни странно, даже грустным
Ирина Карташева, актриса
в интервью телеканалу «Москва Доверие»
Она не терпела серость, не могла общаться с людьми, которые были примитивными, она обожала людей страстных. Это все сформировало ее лабораторию. Она настраивала себя сначала на дискомфорт в работе. Когда все было хорошо, она это не принимала. Когда она злилась, сердилась, когда она начинала работать в отрицательном энергетическом поле, тогда у нее и начинали получаться образы, которые она создавала
Алексей Щеглов, внук близкой подруги Раневской, ее биограф, архитектор
в интервью телеканалу ДТВ
Раневская — это какая-то особая планета. Совсем
Геннадий Хазанов, актер, руководитель Театра Эстрады
в эфире программы «Точь-в-точь», «Первый канал»
Иногда я заставала ее за тем, что она раскладывала по конвертам деньги. Я говорила: «Фаина Георгиевна, боже мой, это что такое? Деньги раскладываете по конвертам, это что за игра?» Она говорит, что кто-то ей написал из давних-давних знакомых, кто нуждается в этом, и она раскладывала по конвертам и все отсылала. Это было совершенно для нее органично. Это было так естественно
Марина Неелова, актриса
в интервью телеканалу «Культура»
Бедность необычайная была. Если она была бы в Америке, у нее, конечно, был бы особняк и прислуги десять человек. А здесь была двухкомнатная квартира, паркет, лак стерт, кожаный диван и — что меня поразило — на стенах висели фотографии великих людей. Она их булавкой к обоям прикрепила, и, когда я входил, у меня всегда было впечатление, будто здесь ремонт. Хотя на самом деле в квартире обои отодрали, пусть еще не целиком. И все фотографии были желтые, незастекленные
Леонид Евтифьев, актер, коллега Раневской по театру
в интервью телеканалу «Москва Доверие»
Она рассказывала, как ее сестра, приехавшая из Парижа, зная, что она такого уровня актриса, спросила: «Фаина, где твои бриллианты?» Она сказала: «У меня нет бриллиантов». Та как-то удивилась. «Ты не понимаешь, у советских актрис бриллиантов нету», — говорит Раневская. И тут пришла к ней Ольга Васильевна Лепешинская, у которой были бриллианты и на руках, и в ушах. Когда она ушла, сестра сказала: «А это кто была у тебя?». «Это прима-балерина Большого театра», — ответила Раневская. «Фаина, я поняла, ты просто плохая артистка», — сказала сестра»
Мария Кнушевицкая, актриса 
в интервью телеканалу «Москва Доверие»
Я ее видел в театре в полпятого или в пять часов дня. Она ходила, заходила на верхний ярус, смотрела на сцену, настраивалась
Леонид Евтифьев, актер, коллега Раневской по театру
в интервью телеканалу «Москва Доверие»
Она приходила к режиссерам, могла даже ночью прийти. Как-то раз так пришла к режиссеру и сказала: «Мне это непонятно»
Светлана Коркошко, актриса
в интервью телеканалу «Москва Доверие»
К ней было страшно иногда подойти. У меня приятель однажды зашел за кулисы, попытался там по коридорчику пошастать и нарвался на нее. Он этот ее гневный окрик «Кто вы? Что вы здесь делаете?» помнит до сих пор. Он ничего не помнит из театра, он только помнит, как Раневская крикнула, и он влип в стенку. Костюмеры дрожали, гримеры дрожали, любили, обожали, ценили, но понимали, что надо тихо-тихо, нельзя орать в театре Фаины Георгиевны
Ольга Анохина, актриса и режиссер
в интервью «Первому каналу»