Парфюмерия прошлого: 10 невероятных фактов

Сальвадор Дали делал духи из козлиной шерсти, в Avon выпускали парфюмерию для детей, а один американский аромат вообще запретили носить в общественных местах — об этих и других не менее интересных фактах о парфюмерии прошлого века читайте в статье «Леди Mail.Ru».

Не успела книга британского парфюмерного эксперта Лиззи Остром «Парфюм. История ароматов ХХ века» (изд. «Эксмо») появиться на прилавках, как сразу же стала объектом пристального внимания. Что неудивительно: в этом издании огромное количество необычных фактов о парфюмерии прошлого столетия. Мы выбрали 10 самых интересных и делимся с вами. 

Британский парфюмерный эксперт Лиззи Остром и ее книга.
Британский парфюмерный эксперт Лиззи Остром и ее книга.

1. В конце XIX начале ХХ века производители духов изобретали маркетинговые приемы, которым сейчас можно позавидовать.

«Чтобы привлечь внимание покупательниц викторианской Англии, хорошо известная парфюмерная фирма Eugene Rimmel <…> предлагала в аренду парфюмированные фонтаны для проведения балов и званых вечеров. На всемирной выставке (1867) в Париже фирма договорилась о строительстве коттеджа с дистиллятором ароматов для демонстрации посетителям и об устройстве цветочных часов,  которые менялись в соответствии с временем суток.

Content image for: 494407

И что только они не вытворяли с бумагой: ароматизированные программки, веера и календари, а также поздравительные открытки ко Дню святого Валентина. У Rimmel можно было приобрести флакончик духов, служивший ручкой для театрального бинокля».

2. Экзальтированные особы наносили ароматы весьма рискованными способами.

  • Некоторые парижанки вводили ароматы под кожу инъекционно (этот случай описан в статье в New York Times за 1912 год).
  • Актрис, занятых в бродвейской постановке «Опыт» и воплощавших своей игрой различные эмоции от Страсти до Клеветы, перед началом спектакля опрыскивали разработанными для каждой роли духами, чтобы девушки играли более достоверно (сообщает Washington Herald за 1915 год).
В каждой гримерке стояла металлическая емкость с пульверизатором. Перед выходом на сцену актрисы получали «дозу»: горничные опрыскивали их ароматом в течение трех минут. Целые три минуты!»

3. Легендарный аромат Fleurs de Rocaille бренда Caron попал в скандальную историю (правда, об этом мало кто узнал).

«В 1940 году Джинджер Роджерс получила роль в драме, которую продюсировала студия R.K.O. Pictures, одна из крупнейших студий в Золотую эпоху Голливуда. <…> R.K.O. заключила контракт с Caron, чтобы флакон с Fleur de Rocaille появился в одной из сцен нового фильма. Парфюмерный дом не сомневался, что это станет выгодной рекламой для парфюма.

Content image for: 494407

Но фильм был о проституции, и Джинджер Роджерс играла роль девушки, которая пытается избежать того, чем занимались и ее мать, и ее бабушка. И вместо ассоциации с высшим светом, на которую так надеялся Caron, оказалось, что один из звездных ароматов Дома показан в обстоятельствах, «представляющих грязь, омерзение и порочность». <…> Честно говоря, цензура так поработала над фильмом, что все намеки на проституцию были облачены в недомолвки, и половина зрителей вообще не поняла, о чем речь».

4. В начале 1950-х  побрызгаться духами можно было в торговом автомате под названием Perfumatic.

Content image for: 494407

«Торговые ароматы Perfumatic к 1953 году имелись более чем в десяти тысячах магазинов США или «там, где есть женщины», включая кинотеатры, заправки, бары и сетевые рестораны. Perfumatic предлагал четыре «величайших хита» в виде одеколона. <…> Опустив десять центов, покупательнице следовало подставить запястье под носик, и парфюм распылялся на кожу». 

5. Первые ароматизаторы для автомобиля появились в 1950-х, и выглядели они тогда так же, как и спустя почти семьдесят лет в виде елочки.

Content image for: 494407

«Бумажные ароматизаторы воздуха (они сделаны из материала, похожего на материал подставки для кружки с пивом) были изобретены в 1950-х годах. <…> Первым из них является канонический Little Trees («Маленькие деревья»). Эти «елочки» со свежим хвойным ароматом перебивали куда менее приятные запахи бензина и застарелого сигаретного дыма.

Little Trees изобрел парфюмер и химик по имени Юлиус Сэманн, приехавший из Швейцарии в США еще до начала Второй мировой войны. Однажды в 1952 году его молочник упомянул о том, что никак не может отделаться от запаха скисшего молока. И тогда Сэманн, который в течение нескольких лет занимался экстракцией ароматных масел из еловых иголок в Канаде, начал работать над новым видом пористой бумаги, которая могла бы неделями удерживать аромат».

6. Любимым ароматом Майкла Джексона был Bal a Versailles от Jean Desprez избыточный, тяжелый, восточный.

Content image for: 494407

«Утверждают, что король поп-музыки Майкл Джексон почитал это воплощение излишеств среди парфюмов. Эти сведения подтверждает сам Парфюмерный дом Jean Desprez. Они поделились этой информацией, передав слова стилиста-визажиста звезды <…>: «Ему нравился большой модный флакон, и он любил носить с собой маленькие флакончики в кармане… Он пользовался Bal a Versailles последнюю неделю своей жизни».

7. В 1965-м Avon выпустили один из первых ароматов для детей и косметику во флаконах-фруктах за много лет до появления хитов корейского бренда Tony Moly.

Content image for: 494407

«Линейка Pretty Peach от Avon вызывала истерию. Флаконы одеколона в форме персика с пульверизатором в пластмассовых крышках; мыло, которое разделялось на две половинки и открывало мыло-сюрприз в виде косточки; душистые кремы, спрятанные в пластмассовых плетеных корзиночках с персиками… Эти средства были настолько идеально продуманы, что послушные восьмилетние девочки мгновенно превращались в краснолицую копию Веруки Солт из «Чарли и шоколадная фабрика». «Мамочка, мамочка, я хочу это СЕЙЧАС!»

8. В честь запуска культового аромата Opium (1978) Ив Сен-Лоран отгрохал вечеринку, на которой собралась вся творческая элита Америки.

Content image for: 494407

«Известно, что Энди Уорхол сожалел о том, что не смог присутствовать на празднике в честь премьеры Opium. Для этого торжества нью-йоркский туристический корабль Peking превратили в подобие баржи для перевозки опиума, пригласили восемьсот гостей в два раза больше, чем могло вместить судно. Среди приглашенных были Трумэн Капоте, магнат индустрии развлечений Дэвид Джеффен, певица Шер и редактор модного журнала Диана Вриланд. С корабля гости отправились в клуб «Студия 54».

9. В начале 80-х появился аромат, ставший первым и единственным в истории парфюмерии, который запрещали носить в общественных местах.

Content image for: 494407

«Giorgio Beverly Hills, бомба из туберозы и цветков апельсина, прославился своей крепостью. Аромат был настолько сильным, что в некоторые заведения его обладателям вход был запрещен. <…> Откуда возник этот парфюм, покоривший мир? Он пришел к нам с улицы, завоевавшей мир шопинга, Родео-драйв. Эта улица с ее магазинами сыграла звездную роль в романтической комедии «Красотка» (1990), став третьим элементом в отношениях персонажей Ричарда Гира Джулии Робертс».

10. У великого художника Сальвадора Дали были довольно своеобразные отношения с парфюмерией.

«Ему хотелось создать аромат, который будет сопровождать купальный костюм, для чего он выкрасил волосы у себя под мышками в голубой цвет. Композиция начиналась с рыбьего клея, растворенного в кипящей воде. Затем Дали добавил шерсть козла и растер ее с водой до состояния пасты. Как только смесь превратилась в желе, он вылил туда бутылочку лавандового масла. Он успел намазать все тело этим составом и сразу же увидел в окно Галу, замужнюю женщину, которую он жаждал соблазнить. <…>

Content image for: 494407
Во время Второй мировой войны родилось еще одно парфюмерное безумство. <...> Дали лег в кровать с карандашами и кистями в руке, потом позвал ассистента, чтобы тот наложил ему на глаза ароматизированные компрессы. Художник уснул, и под влиянием ароматов заработало его воображение. Когда он проснулся, компрессы сняли, и Дали принялся судорожно делать наброски на холсте, стоявшем у его кровати».