История парфюмерии: какие духи были в моде 100 с лишним лет назад

О том, с чего начиналась парфюмерия и какие ароматы определили историю ее развития в XIX веке, читайте в колонке парфюмерного критика, написанной специально для «Леди Mail.Ru».

Книг об истории парфюмерии издают не так много, как хотелось бы, и выходят они не самыми большими тиражами. Тем не менее знать об интересных фактах из благоухающего мира духов хочется всем. Поэтому мы решили опубликовать цикл статей об истории парфюмерии, автор которых — Екатерина Хмелевская, парфюмерный критик и основатель популярного блога об ароматах Aroma Blog. Начнем с истоков — XIX века.

Content image for: 496166

Рассказ об истории парфюмерии начинают обычно со времен царя Гороха и жены его Клеопатры. На самом деле, парфюмерия в нынешнем понимании этого явления возникла только в конце XIX века. Раньше — века с XV, когда венецианские и генуэзские купцы стали снабжать Европу душистым сырьем, иным было примерно все  — цели применения, формы, составы духов. Духами не украшали жизнь, а буквально защищали. Водопровода не было, канализации не было, микроскопов, чтобы увидеть бактерии, — тоже не было. Во время чумы дворцы окуривали ароматическими смесями — прятали страх в душистом тумане.

Духи долгое время оставались штучным и дорогим товаром. Всё делалось вручную из редкого натурального сырья нестабильного качества. Обучение парфюмера зависело от случая. Родился в семье парфюмеров? Вставай рядом с мастером, мой пробирки, авось, обучишься. Клиентов знали по именам: позволить себе надушиться, как Людовик XIV — от верхушки парика до веера и платка, мог не каждый.

Тем не менее в начале XIX века отрасль приносила 2 миллиона франков дохода, и только в одном Париже трудились 130 парфюмеров. Некоторые фамилии на слуху и сейчас — Lubin, Guerlain, Piver, Roger & Gallet, Bourjois, но большинство осталось только в старых бюллетенях департамента коммерции да в каталогах универмагов.

Content image for: 495563

Девятнадцатый век изменил в привычном укладе все. Из сложного и рискованного ремесла парфюмерия выросла в мощную и сверхприбыльную индустрию. Спасибо надо сказать изменениям в обществе. Люди стали жить лучше — и нет, тогда еще не веселей, но мыло, гребешок и зубной порошок появились в обиходе не только у аристократии.

В тот же период грянула промышленная революция. На смену ручному труду пришли станки, движимые паром, и новые технологии. Появились механизмы и в святая святых — парфюмерных лабораториях. Так, например, когда резко вырос спрос на корень ириса, производители душистого сырья Pinaud и Meyer приспособили для его растирания… шлифмашинку. Кто бы из рабочих взялся с ней соперничать? А знаменитая автоматическая сушилка Альфонса Оноре Пиве, запатентованная в 1864 году, позволила сушить парфюмированное мыло не месяц, а всего несколько дней. В итоге фабрика Пиве выпускала 6000 кусков готового мыла в сутки и буквально завалила им рынок.

Самый большой подарок сделала парфюмерам органическая химия. Синтетические компоненты обогатили и существенно удешевили палитру душистых материалов. С появлением синтетики были забыты примитивные цветочные и цитрусовые воды. В моду вошли яркие, стойкие фантазийные духи.

Первым синтетическим парфюмерным сырьем считается кумарин — вещество с пьянящим душным запахом сухого сена. В 1868 году его синтезировал Уильям Перкин, а в 1882-м парфюмер марки Houbigant Поль Парке добавил к лаванде и к экстракту дубового мха. Получились необычные духи с прохладным таинственным ароматом лесной чащи. Парке назвал их Fougere Royale — «Королевский папоротник». Духи стали так популярны, что породили целый класс ароматов — фужерные. Среди первых фужеров был знаменитый Jicky от Guerlain. Светлый, цитрусово-лавандовый аромат с кумарином и ванилью с удовольствием носили и мужчины, и женщины.

Content image for: 495563

Другое известное вещество пиперональ с насыщенным ароматом гелиотропа синтезировали в 1869-м году химики Фиттиг и Мильх. Уже в 1875-м слово «гелиотроп» появилось в прайс-листе Guerlain в названии мыла, а еще через несколько лет духи Heliotrope Blanc вышли сразу у нескольких известных парфюмерных домов.

Поначалу модные ароматы могли себе позволить только респектабельные барышни, что даже отразилось в литературе. Гелиотропом благоухала дочь банкира, героиня романа «Радость жизни» Эмиля Золя и генеральская внучка Шери («Милочка») в одноименном романе Эдмона де Гонкура. Гелиотроп был моден и желанен более десяти лет. Но уже в 1899 году рядом с этим ароматом упоминались совсем иные литературные персонажи — мошенники, пьяницы, женщины с пониженной социальной ответственностью. Причина оказалась в резком удешевлении синтеза пипероналя. Духи с гелиотропом выпустили все, и массовый продукт перестали покупать те, кто привык к роскоши.

Content image for: 495563
Эта рыночная ловушка, в которую в XIX веке попали парфюмеры, заставила их задуматься. Хочешь продавать много душистой продукции? Будь готов продавать ее быстро и дешево. Хочешь держать высокую цену? Обеспечь исключительность товара. Пусть даже она будет выдуманной.

Город заполонили парфюмерные базары, где с уличных лотков совсем недорого и по фиксированной цене можно было купить неплохое мыло, помаду для волос, пудры, известные и не очень духи. В то же время как грибы росли бутики с исключительным сервисом и роскошными интерьерами. Каждый выбрал свою стратегию, и Париж конца XIX века превратился в парфюмерную столицу мира.