Хаос в гардеробе и в голове
«Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи», — говорил барон Ротшильд. Барон, конечно же, кокетничал, а я заявляю на полном серьезе. Меня достал масс-маркет, и больше я не потрачу ни копейки ни в одном бюджетном магазине. Почему? Раскладываю по полочкам.
В плане покупок я человек спонтанный. В моем шкафу есть и лакированный ридикюль 30-х годов, купленный в Стамбуле, и шелковая комбинация, и футболка с концерта Роджера Уотерса в Москве. Я не составляю списки, не держу в голове ТУ единственную вещь и вообще пренебрегаю всеми советами, которые вроде должны качественно улучшить мое пространство и сделать выбор проще. Единственное, что я делаю — планирую, в чем пойти на работу накануне, а иначе пиши пропало: похороню себя в своем же шкафу в окружении платьев и рубашек.
Все усложняется тем, что до недавнего времени я в огромных количествах покупала масс-маркет. Причем делала это еще менее осознанно и более спонтанно. Например, для меня было абсолютно нормальным забежать в ближайшую Zara и купить себе джинсы и рубашку, потому что утром я не учла сильный ветер и надела легкое мини-платье. Таких ситуаций в моей жизни было очень много. Результат — гора разнокалиберных, низкокачественных вещей, не подходящих друг другу и занимающих место. Но и с этим я бы жила относительно спокойно: покупала бы очередное барахло, а потом избавлялась бы от него.
В масс-маркете нельзя купить особенные вещи
Вторая проблема массовой моды, она, ну… массовая. Ничто в этом мире не может вывести меня так, как моя одежда, увиденная на ком-то другом. Мне кажется, что я смотрюсь в кривое зеркало, разглядывая ужасные комбинации с в общем-то неплохими вещами, которые нравились мне всего несколько минут назад. Такие приблуды начали происходить все чаще и чаще: на улицах, в кафе, самолете и, самое ужасное, — в офисе я вижу девушек в таких же свитерах и туфлях. Да, мелочь, да, можно посмеяться. Но меня вот бомбит, и все, что я хочу — разрезать свою копию условной блузки на тонкие полоски, чтобы она даже бездомным не пригодилась.
Я не хочу поддерживать идею быстрой моды
Но если совсем откровенно, то и предыдущий пункт волнует меня не так чтобы очень. Больше всего меня раздражает сама идея массовой, быстрой моды. Производить как можно больше, чтобы люди покупали больше. Нарушать авторские права, воровать идеи, загаживать планету тоннами некачественных вещей. Самый неэкологичный материал в мире — хлопок. Его производство наносит непоправимый вред планете, на хлопковых плантациях из-за использования химикатов гибнет множество людей. А теперь ответьте, как долго вы сможете проносить хлопковую вещь за 500 рублей? Хорошо, если год, ведь хлопок приходится стирать довольно часто, и некачественная вещь линяет, на ней появляются катышки, затяжки, она выходит из строя очень быстро, оказывается на свалке, и все начинается по новой. Меня ужасно бесит, что своими деньгами я поддерживаю эту систему.
В середине июля я пообещала главному редактору, что ноги моей не будет ни в одном бюджетном магазине на протяжении 30 дней. Никаких футболок, рубашек, украшений и прочей мишуры.
Скажу так, я очень приуныла, разглядывая гору дешевой одежды. Приуныла настолько, что за месяц у меня не возникло ни малейшего желания даже взглянуть на витрину.
Куда бежать за вещами при таком раскладе?
Увы и ах, я все еще не богата, как барон Ротшильд. И, конечно, мне бы хотелось цитировать его с томным видом, нарядившись с ног до головы в Valentino, но в жизни все обстоит иначе и нужно уметь работать с тем, что есть.
-
Местные бренды
Во-первых, не упускайте из виду местных дизайнеров. Да, их вещи стоят дороже безликих рубашек и платьев из ТЦ у дома (хотя и ненамного), но и смотрятся они интереснее, сидят лучше, служат дольше, их производят куда меньшим тиражом и практически всегда на территории России (я всегда смотрю на этикетку), где условия труда точно лучше, чем в Бангладеш или Румынии. В моем шкафу уже собралась коллекция из одежды российских марок и практически всегда на них обращают внимание и в России, и за границей.
-
Винтаж
Винтажными вещами я начала увлекаться еще во время учебы в университете. Покупаю я их малыми дозами, комбинирую с современной одеждой и всегда довольна результатом. Оказавшись в Берлине, чуть ли не в первый день бегу в любимый секонд-хенд (хотя к нему больше применимо слово гипермаркет), который имеет кучу наград и рекомендательных наклеек от известных модных журналов, и там можно набрать целую гору каких-то космических платьев за копейки. В Москве мои любимые точки — Mix&Match Vintage, а также маленький магазин на Покровке — Strogo Vintage Association. В первый стоит отправиться за невероятными платьями из шелка (с гарантией 100% это будет уникальная вещь, такую вы не увидите ни на ком и нигде), а во втором можно отыскать отличные джинсы, необычные рубашки и клевые кожаные куртки. Моя любимая покупка, вызывающая бурю восторгов, — черный комбинезон 1970-х годов из Франции.
-
Дорогие бренды
Разбирая гардероб на днях, я собрала два огромных мешка вещей (преимущественно из масс-маркета), а вместе с ними выудила предметы, которым больше семи, а то и десяти лет. На красном кашемировом пальто Loro Piana, которое было куплено с сумасшедшей скидкой в 2010 году, ни одной дырочки и нет катышков, рубашка Ralph Lauren не потеряла цвет за долгие годы стирок, обожаемый кардиган Henrik Vibskov выглядит так, будто я принесла его из магазина только что. Эти и многие другие вещи не отправились в мусорный мешок за долгие годы и вряд ли окажутся там даже в следующем осеннем сезоне. Вот это действительно модная инвестиция. И все это про то, что стоит лучше продумывать гардероб и избегать ненужных покупок. Лучше купить один свитер за 20 тысяч (даже если придется копить на него), чем 10 свитеров из акрила и не пойми какой шерсти. Сами будете рады. В конце концов есть онлайн-аутлеты, постоянные распродажи, акции. Там-то и стоит ловить сокровища.
Вообще, чем меньше вещей в шкафу и чем они качественнее, тем лучше. Никому не нужны 20 пар туфель с перепонкой и 30 плиссированных юбок для офиса. Это бред сивой кобылы! В августе я купила всего один предмет — сумку. Не буду называть бренд во избежание рекламы, но скажу, что в бюджетном магазине по этой цене я бы спокойно купила себе 10 тоутов, клатчей и рюкзаков. Я ношу ее каждый день, вот уже месяц, и она идеально подходит ко всем моим вещам, а еще не надоедает.
-
Подгон имеющихся вещей под себя
Даже скопившиеся вещи из масс-маркета можно переделать таким образом, что они станут чуточку особенными. Это скорее к вопросу, что делать с надоевшей одеждой, а не как улучшить новую. Заменить пуговицы, украсить значками или аппликациями, привезенными из путешествий, самостоятельно отрезать края джинсов, кастомизировать вещь… Да мало ли еще идей. Пару лет назад я купила рюкзак в одном бюджетном магазине и не заметила небольшой брак — потертую кожу на кармане. Нести его назад не было ни времени, ни желания, поэтому я просто заклеила царапину яркими аппликациями, выложив, строгое «НЕТ» на французском языке. Иногда, когда ко мне подходят знакомиться на улице, я поворачиваюсь спиной и советую прочитать, что написано на рюкзаке. Так доходит даже лучше.
-
Экологичный масс-маркет
Да-да, в некоторых масс-маркет брендах есть так называемые экологичные линейки одежды и обуви. Коллекции создаются из переработанной одежды, пластика и выпускаются небольшими тиражами. Стоят такие вещи чуть дороже основного ассортимента, но до распродаж доживают практически всегда.