От блокировки не застрахован никто
По нашим примерным подсчетам, пострадало уже несколько сотен крупных российских аккаунтов (а сколько мелких — неизвестно). Блокируют и страницы с миллионами подписчиков, и «малышей». Содержание профилей тоже ни при чем: банят страницы о спорте, материнстве, тематические или лайфстайл-блоги — десятки в день.
Блогера-миллионника Анастасию Малышеву, известную как dance_malyshka_official, Instagram блокирует уже четвертый раз с интервалом в несколько дней. Еще одного миллионника — Марию Вискунову (mariaviskunova) — отправляют в бан уже в третий раз за месяц, и не только ее основной аккаунт, но второй, запасной.
Мою знакомую — девушку с 20 тысячами подписчиков — заблокировали якобы за то, что она выдает себя за другого человека. Но это не так — я знаю ее и знаю, что на всех фото она. Аккаунт был удален полторы недели назад, на запросы о восстановлении приходил отказ. Потом его все-таки восстановили, а через две недели... заблокировали вновь. По той же «причине».
Сценарий у большинства блокировок один: на экране внезапно появляется уведомление «ваш аккаунт заблокирован за нарушение условий сообщества», страница пропадает из поиска, и на нее никто не может зайти.
С этого момента начинаются проблемы, потому что в России нет представительства Instagram, и все баны раздаются автоматически. Это может произойти при засечении системой подозрительной активности, а также при достижении определенного количества жалоб на аккаунт. «Мы запрещаем использовать механизмы искусственного сбора отметок «нравится», подписчиков или перепостов. Мы также запрещаем публиковать повторяющиеся материалы», — сообщает Instagram при удалении страницы.
Все, что предлагает Instagram, — заполнить форму о том, что блокировка была ошибочна, и ждать решения менеджера из другой страны. Ответ приходит не раньше, чем через сутки. Если он отрицательный, причины не называют, ограничиваясь стандартным письмом: «Ваш аккаунт был отключен за несоблюдение норм сообщества Instagram, и мы не сможем повторно активировать его. Мы понимаем, что у людей могут быть разные представления относительно того, что можно публиковать на Instagram, но, чтобы сделать Instagram безопасным для всех, мы требуем от пользователей соблюдать Правила сообщества».
Сначала блогерам казалось, что это просто закономерное наказание для тех, кто не гнушается накрутками и злоупотребляет массфолловингом (массовыми подписками на других пользователей с целью получить обратную подписку), и что, если не нарушать правила, все будет в порядке. Но количество блокировок растет, и в большинстве случаев нарушение правил ни при чем. Да и странным было бы, если бы именно в России блогеры начали массово нарушать правила и лишаться аккаунтов, в то время как в остальном мире все осталось как прежде.
Похоже на то, что новые алгоритмы отслеживания нарушений в Instagram банально плохо работают, а нормальной системы исправления ошибок или хотя бы возможности объясниться с русскоязычным менеджером, нет.
Кто зарабатывает на блокировках
Крупные блогеры несут не только моральный ущерб, но и серьезные материальные потери, ведь их стандартный доход от Instagram может составлять несколько сотен тысяч рублей в месяц. У популярных аккаунтов есть договоры о рекламе и сотрудничестве, за неисполнение которых приходится выплачивать рекламодателям неустойку. Это породило целый черный рынок «решал» — людей, которые зарабатывают на возврате аккаунтов, обещая помочь в снятии блокировки. Цены на их услуги варьируются от 30 до 200 тысяч рублей в зависимости от причины блокировки и количества подписчиков.
600-тысячный блог Кристины Шелест заблокировали три недели назад. Позже выяснилось, что это не обычная блокировка, а взлом. После отказа техподдержки восстановить страницу Кристина обратилась к одному из «решальщиков», запросившему больше 100 тысяч. Она отдала деньги, однако аккаунт ей никто так и не вернул. Теперь девушка должна рекламодателям 200 тысяч рублей за неопубликованную рекламу.
«Ходят слухи, что эти «решалы» действуют теми же методами, что и обычные пользователи — заваливают запросами техподдержку. Просто не у всех блогеров на это хватает терпения», — говорит блогер @lubov_prbog и основатель агентства «PR Cafe» Любовь Соболева.
Тем из владельцев заблокированных аккаунтов, кто действует настойчиво, удается добиться разблокировки достаточно оперативно.
«После бана мне написали, что я нарушила правила, и дали ссылку на список, в котором было 5 или 6 нарушений, ни одного из которых я не совершала. Мы начали писать в поддержку со своего профиля на Facebook, отправляли по письму в час. Ответ пришел вечером того же дня. Меня попросили подтвердить свою личность и выслали число, нужно было написать это число от руки на бумаге и выслать свою фотографию с этим листком. На третий день меня разблокировали, но никаких объяснений так и не дали», — рассказывает «Леди Mail.Ru» блогер Мила Левчук.
«Меня заблокировали несколько дней назад, — говорит Лина из Питера, ведущая лайфстайл-аккаунт @_lina_blog, — первые эмоции — паника, ты не знаешь, что делать, куда писать и к кому обращаться. Молодой человек меня сначала успокоил, затем начал писать в поддержку по-английски и по-русски. Я начала пробовать заполнять формы и параллельно искала людей, которые якобы разблокируют аккаунты за деньги. У меня 66 тысяч подписчиков — оказалось, разблокировка мне бы стоила 40 тысяч! Я решила отложить эту идею и попробовать сама. Заполнила несколько анкет, и сначала пришел ответ, что мой аккаунт нельзя восстановить, так как я нарушила правила (чего не было). Сработало заявление о том, что меня взломали: меня попросили сфотографироваться с листком с кодом, а потом сфотографироваться с паспортом. И разблокировали. Восстановление занято 2—2,5 дня. К слову, я до сих пор не знаю, почему попала под бан».
Нападение армии ботов и «чаты ненависти»
Несколько дней назад в блогерских чатах начался еще больший переполох: многие заметили, что на их аккаунты стали массово подписываться подозрительные пустые страницы, в подписках у которых сплошь крупные российские блогеры. Владельцы популярных профилей полагают, что это один из способов ускорить бан: нагнать ботов и заставить их массово пожаловаться на аккаунт.
Это может быть нужно как «решалам», которые зарабатывают на этом деньги, так и хейтерам. В комментариях под постами блогеров, которые раньше подвергались блокировке, теперь обсуждают так называемые хейтерские чаты. По мнению пользователей, злопыхатели, зная о системе автоматической блокировки, договариваются об одновременном направлении на них жалоб. Успехом считается, если результатом этих жалоб стал бан.
«Пришло сообщение о том, что мой репорт был услышан и аккаунт заблокирован. «Кайф — минус одна», — такое сообщение я обнаружила в своем втором профиле после того как основной, на котором я зарабатываю, был заблокирован. После этого я задумалась о том, что «чаты ненависти» могут действительно существовать.
В попытках оградить себя от бана блогеры массово закрывают страницы, что ограничивает их возможности — на закрытых профилях, например, недоступна статистика аккаунта, а еще возникают сложности с рекламными размещениями (рекламодатели часто не согласны на закрытый профиль) и продвижением.
«Я закрыла аккаунт два дня назад, и сейчас у меня в запросах на подписку 415 человек, почти все боты, такой приток в нерекламные дни для меня совершенно нехарактерен: обычно в день присоединяются не больше десяти — пятнадцати человек», — рассказывает блогер @masha_smo.
«Чувства вокруг ситуации с блокировкой можно описать двумя словами — обида и беспомощность. Никто не владеет точной информацией, и все равно, кто ты — известный блогер с сотнями тысяч подписчиков или новичок, вложивший душу и последние деньги в продвижение. Даже при огромном желании отслеживать подписывающихся на аккаунт людей невозможно. Боты эволюционируют — если раньше это были восточные товарищи с тысячами подписок, то теперь они выглядят как милые школьники или мамочки, выкладывающие фотографии с детьми. Самостоятельная ручная блокировка ботов — тоже опасное занятие. Нужно уложиться в ограничения Instagram, при этом не урезав себе же охваты. С закрытием профиля я чувствую себя слепым котенком — если раньше с помощью статистики я могла до мельчайших деталей изучить поведение своих подписчиков и формировать контент под них (что очень выгодно для органического роста аккаунта), то теперь я лишена абсолютно всех инструментов. Блокировки боюсь, поэтому буду держать аккаунт закрытым, пока опасность не минует», — делится с нами @sona_land_stytlist. Впрочем, эксперты склоняются к тому, что дело, скорее всего, не в хейтерах, а в тех, кто зарабатывает деньги на разблокировке.