Елена Шифрина: сколько денег нужно для своего бизнеса и как совмещать карьеру с семьей

Мы начинаем цикл бесед с женщинами, которые смогли построить успешный крупный бизнес, но остались хрупкими женственными красавицами.

Наша сегодняшняя героиня — Елена Шифрина, в 29 лет она основала компанию BioFoodLab, ключевым продуктом которой являются полезные снеки. Сейчас уже налажен экспорт продукции более чем в десяток разных стран, но помимо создания такого серьезного бизнеса Елена родила двоих детей и смогла построить крепкую семью. Как ей все это удалось, и из чего состоит ее жизнь сейчас, Елена рассказала «Леди Mail.Ru».

Content image for: 501424

Лена, как вы решили создать свой бизнес? Чем занимались до этого?

— У моих родителей не было возможности оплатить мне высшее образование, поэтому я рано начала работать, в 18 лет. Сначала была моделью, выиграла несколько конкурсов красоты, потом уехала работать в Париж, но там ничего не заработала, но не опустила руки и уехала в Лондон. Там меня ждал коммерческий успех.

Удавалось зарабатывать, а потом еще и учиться?

— Да, получилось так, что я три дня училась, а четыре дня включая субботу и воскресенье работала. В университете мне дали возможность построить так свою программу. Это длилось три с половиной года.

Много удалось заработать и скопить?

— Заработок был хороший, а к экономии меня еще бабушка в детстве приучила. Я была невероятно горда, когда смогла купить родителям их первую в жизни машину. А в остальном я никогда не тратила деньги впустую — на путешествия или одежду — всегда знала, что они мне пригодятся для чего-то важного.

Вы уже тогда задумывались о своем бизнесе?

— Нет, нет! Я всегда была корпоративным сотрудником, мне нравилось работать в команде, и если бы не кризис 2008 года, я бы никогда не покинула свою любимую компанию TNK BP. Мне никогда не хотелось быть революционером и волком-одиночкой. Но я все-таки рискнула, уволилась и пошла учиться в школу управления «Сколково».

А совмещать работу с учебой было нельзя? Ведь не каждый решится уйти из компании так вот сразу.

— Сейчас там предлагают программы неполного дня, но мы проводили в «Сколково» почти каждый день с утра до вечера на протяжении 16 месяцев.

И как вам пришла идея о бизнесе, который сейчас так успешно развивается?

— Во время обучения мы ездили в Бостон, и я заметила, что люди там очень пристально следят за своим здоровьем, а еще постоянно перекусывают чем-то полезным. Мне тоже захотелось сделать подобный продукт в России, чтобы наши люди стали меньше потреблять переработанных, пастеризованных и сахаросодержащих продуктов. В качестве выпускного проекта я создала модель бизнеса, но не думала, что начну так скоро действовать. В итоге получилось, что я основала компанию BioFoodLab, первым и самым популярным продуктом которой стал батончик Bite.

Content image for: 501424

А что вас подтолкнуло?

— Тогда я встретила своего будущего супруга, он откуда-то узнал про мой проект, нашел меня и посоветовал всерьез задуматься над бизнесом. Вот тогда я и подумала: а когда, если не сейчас.

Сколько вы вложили на старте и где взяли деньги?

— Я вложила порядка пяти миллионов, эти деньги копились долго, я же знала, что когда-то они пригодятся.

А если бы не выгорело, если бы бизнес не пошел, что бы вы делали?

— Вернулась бы работать в корпоративный мир. Но я почему-то была уверена в этом проекте, я просчитала каждый шаг. Конечно, мне было страшно рисковать, но все было не зря.

А как удается совмещать бизнес с воспитанием детей?

— Сначала было очень сложно! Я создала компанию и через полгода поняла, что я в положении. Это был шоковый период! Я ведь уже набрала команду, рассказала всем, какой крутой продукт мы будем делать, у меня не было пути назад, я не могла уйти в декрет.

У меня и была очень сложная беременность. Все 9 месяцев я была на сохранении, но все равно, несмотря на постельный режим, мне приходилось быть в офисе. Меня просто загружали в машину, привозили на работу и выгружали. И так было все 9 месяцев. А через 10 дней после родов я вышла на работу. Так было и в первый, и во второй раз.

Я мечтаю, если у меня будет третий ребенок, то тогда я себе позволю месяц-два побыть с малышом. Я хочу, что у меня будет нормальный декрет хотя бы в третий раз.

Content image for: 501424

Что было самое непростое на старте, кроме беременности, конечно?

— Когда я ставила цели по объемам реализации, то не знала, на что ориентироваться. Взяла показатели американского рынка, разделила их на 10 и поставила цель выйти на такой результат через три года. И тут нами заинтересовалась одна аналитическая компания, которая предложила изучить наш рынок и сказать, какие нас ждут перспективы. Мне стало интересно. К слову, по моим подсчетам, для самоокупаемости нам тогда нужно было продавать 30 тысяч батончиков в месяц.

Но пришли аналитики с результатами, сказали, что рынка по нашей продукции в России пока нет, и мы продадим максимум 10 тысяч батончиков в год.

Я не стала рассказывать об этом своей команде и решила ориентироваться на свои цели. В итоге с сентября 2012 по апрель 2013 года нам удалось выйти на самоокупаемость.

А сейчас вы уже расширяетесь?

— У нас уже более 50 наименований сейчас. Мы экспортируем продукцию более чем в 14 стран, самые крупные из партнеров в ОАЭ, Кувейте, Саудовской Аравии и Японии.

У вас уже такой крупный бизнес. Сколько времени удается уделять семье и детям?

— По будням я вижу своих детей 20 минут утром, а когда приезжаю, они уже спят. Зато в выходные меня невозможно куда-то вытащить, я посвящаю все время семье.

А друзья? На них совсем нет времени?

— Я вот все время думаю, как так получается, что у меня нет потребности в общении с друзьями. Но поняла, что у меня такой интересный коллектив, с которым я каждый день много общаюсь, что потребность в разговорах с кем-то еще у меня пропадает.

Content image for: 501424

Даже в соцсетях не общаетесь, не следите за жизнью друзей хоть так?

— Я считаю день удачным, если ни разу не зашла в соцсети и не прочитала никаких новостей. Иногда у меня все пять рабочих дней могут быть удачными. (Улыбается.)

Но все же когда заходите в соцсети, чьи странички вас вдохновляют?

— Кэти Фрэстон, она веган, ей 50 лет, она живет в Америке и пишет книги о веганской диете. А еще я подписана на красивых вдохновляющих девушек, которые занимаются спортом, потому что я им занимаюсь крайне редко, в последнее время удается выделить время на спорт только в отпуске.

И напоследок порекомендуйте книги, которые вас зарядили вдохновением.

— Я большой фанат Марии Шараповой, и мне понравилась ее книга «Неудержимая. Моя жизнь». Недавно с большим удовольствием прочитала книгу «Ешь правильно, беги быстро». И из последних меня впечатлила книга «Соль, сахар, жир».