Магия в штрихах

Примерно на тысячу рядовых покупателей, возможно, найдется один, способный внятно сказать, что означают цифры штрих кода на упаковке. Между тем этими знаками оснащено 99% товаров, которые мы покупаем в магазинах. Для чего же придуманы штрих коды?

Примерно на тысячу рядовых покупателей, возможно, найдется один, способный внятно сказать, что означают цифры штрих кода на упаковке. Между тем этими знаками оснащено 99% товаров, которые мы покупаем в магазинах. Для чего же придуманы штрих коды?

Умные полоски

Штрихкод, который можно встретить практически на любом товаре, как система кодирования информации о продукте существует уже довольно давно. На сегодняшний день в мире используются два стандарта штрих-кодирования:американский (UPC, появился в 1973 году,в его символе 12 цифр, на российском рынке продукция с таким штрихкодом - редкость)и европейский (EAN, появился в 1977 году, в его коде 13 символов, он распространен гораздо шире).

Получать штрих код совершенно не обязательно, и это дело добровольное. Однако производители или дилеры предпочитают эту процедуру все же пройти, иначе они рискуют остаться за бортом сетевой розничной торговли - магазины не принимают товар в реализацию без штрих кодов. Так что добровольность здесь весьма условна. Сам штрих код несет в себе довольно много информации о товаре, однако она полезна скорее распространителям и продавцам, нежели покупателю. Хотя есть тут нечто интересное и для нас с вами:

  • Первые три (иногда две) цифры называют префиксом. В них закодирована «национальная принадлежность» организации, которая заказала нумерацию данного товара. Довольно часто можно услышать мнение, будто по этим цифрам можно определить страну производителя - это не совсем так. Страну-производителя нельзя,а вот страну, где был зарегистрирован продукт, - можно. А это далеко не всегда одно и тоже. Поэтому если в штрих коде на упаковке фиников вы видите первые три цифры - 460 (код России), а на этикетке написано, что товар произведен в Уругвае, то не спешите раскаиваться в покупке подделки. Скорее всего отечественная компания купила в Уругвае партию фиников, сама зарегистрировала ее в российском филиале EAN, отсюда и разница. И если чай цейлонский, а префикс, например, английский, то это может говорить хотя бы о том, что мы можем надеяться на более надежный контроль за теми, кто этот чай растил, собирал, перерабатывал, упаковывал и доставлял. Следующие пять цифр -код предприятия, где товар произведен
  • Еще несколько цифр (кроме последней) «говорят» о свойствах товара - его особенностях, составе, цвете и т.п.
  • Последняя цифра - контрольная. Иногда штрихкоды могут быть укорочены (например, состоять из 8 цифр), это нормально и допустимо.

Мифология и реальность

Как и любой другой шифр, штрихкод тоже окружают множество слухов и мифов. Развенчаем самые распространенные:

1. Штрихкод на упаковке товара гарантирует егокачество. Ничего подобного. Штрихкод говорит только о том, что данный товар прошел регистрацию в соответствующем органе, другими словами -поставлен на учет. Однако эти органы отнюдь не уполномочены судить - хорош продукт или так себе.

2. По штрихкоду можно узнать о таких свойствах товара, как срок годности, цена, условия хранения. Неправда. Такой информации в штрихкоде не предусмотрено. На цене остановимся подробнее - все видели, что, сканируя штрихкод с упаковки продукта, кассовый аппарат «считывает» его цену. Но в действительности прайс на весь ассортимент товаров содержится не в самих штрихкодах, а в компьютерной базе магазинов. Будь ситуация иной, коробка томатного сока, например, произведенная на одном и том же заводе, стоила бы и в Москве, и в Комсомольске-на-Амуре одинаково. А это, к сожалению, не так.

3. Если штрихкода нет в регистре GEPIR, то товар - поддельный. Многие «продвинутые» потребители знают,что в ресурсах Интернета еще в 1999 году был создан специальный глобальный регистр, в который якобы можно внести номер штрихкода купленного товара и узнать, действительно ли он зарегистрирован EAN или UPC или товар - подделка. На самом деле это тоже верно лишь отчасти. Дело в том, что в некоторых странах действуют законы о защите информации, в соответствии с которыми компания сама вольна выбирать, предоставлять о себе информацию в открытый доступ или нет (в основном это адрес и телефон контактного лица на том предприятии, где произведен товар). Но в любом случае, если штрихкода в регистре GEPIR нет, есть повод насторожиться - производители не очень хотят, чтобы рядовые покупатели имели возможность им позвонить или написать. Ради чистоты эксперимента я ввела на российском сайте GEPIR все штрихкоды продуктов, которые нашла в своем холодильнике. Больше половины из них в списке этого регистра не оказалось. Как говорится, без комментариев.

Сегодня на смену привычным штрихкодам приходит новый вид шифровки информациио товаре - кьюаркод. Вот он уже в полной мере и доступной форме удовлетворит не только нужды продавцов, но и в первую очередь праведную любознательность покупателей.