Сидеть за штурвалом поезда тоже нельзя, хотя в СССР было можно. Юлия Юрова (31), единственная девушка — помощник машиниста в «Аэроэкспресс», рассказала, что чувствует, когда одним движением руки приводит в движение локомотивы.
С чего все началось
В детстве я хотела быть учителем или врачом, затем — кинологом, а потом даже собиралась в армию. О железной дороге не думала никогда.
Но однажды я случайно оказалась в кабине машиниста. За те 25 километров, что я в ней проехала, и увидела весь процесс от первого лица, однозначно решила попробовать себя в этом деле.
Мне тогда только ленивый не сказал: «Тебя не возьмут». Именно так эта цель стала делом принципа. И, конечно же, меня бы и не взяли, ведь помимо предрассудков существует реальный запрет. Но существуют исключения из правил, и это — я. На самом деле нужно читать внимательнее закон, и, если соблюсти определенные требования, этот запрет снимается.
В «Аэроэкспресс» я — единственный помощник машиниста женского пола. Но мне не привыкать: в колледже и институте я также была такая одна.
Реакция окружающих и стеореотипы
Когда знакомлюсь с людьми, я не говорю, кем работаю. Если кто-то спрашивает, отвечаю, что я — железнодорожник. Но если они все же узнают, то удивляются и задают ряд стандартных вопросов, к которым я всегда готова. Мои друзья и близкие не всегда разделяли интерес к этой профессии, но со временем привыкли и теперь даже гордятся тем, что я смогла добиться, на их взгляд, невозможного.
Часто люди думают, что машинист и его помощник — это грубые мужики, которые дергают рычаги. Я с этим не согласна. Также нас считают обслугой: несомненно, мы — трудяги, и работа у нас не самая элементарная и требует определенной подготовки, навыков и личных качеств, которыми обладает далеко не каждый.
Эта профессия никогда не романтизируется в отличие от, например, пилотов. Но мы занимаемся благородным делом, хотя в обществе оно таковым не признано.
Почему девушкам нельзя работать машинистами — мне непонятно. Женщины в СССР водили паровозы, которые даже нельзя сравнивать с современными локомотивами. Запрет гласит о некой заботе государства, о женском здоровье и исключении воздействия на них неблагоприятных производственных факторов. Но в перечне также при этом отсутствует ряд не менее вредных профессий.
Что входит в обязанности
График у меня сменный: как правило, день-ночь-отсыпной — выходной.
В мои обязанности входит контроль всех действий машиниста: помощь при осмотре технического состояния, в обслуживании и ведении электропоезда, соблюдение установленных скоростей, времен хода, наблюдение за инфраструктурой и сигналами светофоров.
Если что-то некорректно работает в пути следования, также устраняю неисправности, ведь машинист не может покинуть свое рабочее место.
Мне нравится взаимодействовать с огромной сложной машиной — когда одним движением руки ты можешь привести в движение тяжелый состав с людьми за спиной, которые доверили тебе свою жизнь. И думаю, что далеко не каждая женщина способна справиться с этой работой. Желающих тоже, скорее всего, будет немного.
Тем, кто все же решился, необходимо предоставлять право выбора. Потому что запрет воспринимается не как забота, а как нарушение права на выбор и самореализацию.
Отношения с коллегами
Я работаю уже много лет и сменила не один коллектив. Люди разные, и их отношение ко мне — тоже. Всегда старалась дать машинисту понять, что пришла сюда именно трудиться, а не, например, делать селфи на фоне кабины машиниста.
С кем-то мы дружим, а с большей частью коллег у меня товарищеские отношения.
Есть и люди, которым я не нравлюсь, это нормально. Обычно это те, с кем мы находимся в эмоциональном резонансе по всем параметрам. Такое бывает во всех коллективах — и в мужских, и в женских, и в смешанных. Никогда не пыталась никому понравиться, и я, однозначно, за то, чтобы человек оставался собой в любой ситуации.
Читай также о женщинах, которые работают: