На прошлой неделе состоялась долгожданная премьера: на экраны вышел фильм, который можно без стеснения, назвать самым ожидаемым - фильм «Адмиралъ» с Константином Хабенским и Елизаветой Боярской в главных ролях. Фильм об адмирале Колчаке и его возлюбленной Анне Тимиревой, о прекраснейшей и трагической истории любви на фоне крушения российской империи.
После премьеры фильма Елизавета согласилась побеседовать с Леди@Mail.Ru
Елизавета, Вы долго работали над этим фильмом. Что Вы чувствуете сейчас после премьеры?
В одном из интервью, Вы говорили о роли Анны Тимиревой, как о самом главном событии в своей жизни. Теперь, когда она уже позади, какие цели ставите перед собой?
Продолжать жить дальше. (Улыбается) Как я уже говорила, мы снимаем сериал, поэтому я не могу сказать, что роль для меня позади. Кроме того я много работаю в театре... Собираюсь получать второе высшее образование, знаете, работы много!
Вы ни слова не упомянули о семье, детях. Пока нет таких планов?
Нет, пока нет. Я никогда не загадываю на будущее, но пока таких планов нет.
Предыдущие ваши роли были преимущественно легкие, комедийные, я имею в виду те фильмы, где Вы снялись в главной роли. Сейчас же Вы сыграли женщину сложной драматической судьбы. Можно ли это считать новым этапом вашей творческой биографии?
Нет, я бы так не сказала. Мне было очень легко играть Анну, потому что я на самом деле такая. Мне практически не надо было вживаться в роль, потому что я и так, на подсознательном уровне знала, как поведет себя моя героиня, прекрасно понимала все нюансы ее чувств и переживаний.
А, как вы говорите, «легкие» героини давались мне гораздо сложнее. Взять, к примеру, Надю из «Иронии судьбы-2». Мне все время хотелось сделать ее задумчивой, показать немного глубже. А мне говорили, что она вовсе не такая.
С ролью Анны Тимиревой же такого не было. Я с самого начала чувствовала, что это «моя» роль. Надеюсь, у меня получилось.
Анне Тимиревой было почти 30 лет, когда расстреляли Колчака. Вам сейчас 22 года. Скажите, каково было играть женщину старше себя?
Возраст здесь абсолютно не причем. Анна - Женщина с большой буквы. Мудрая и вместе с тем наивная и искренняя в своих чувствах. Помните сцену, где муж Анны говорит ей: «Какой же ты еще ребенок!» Ведь по сути он прав. Анна - глубокая личность, в которой уживаются все грани человеческого естества. Она сильная и в то же время очень ранимая. Как хрупкий цветок, который не гнется под ударами сильнейшей бури.
Прологом к фильму взят отрывок из Песни Песней «Ибо крепка, как смерть, любовь». Этот отрывок известен многим по произведению А. И. Куприна «Суламифь». И он же сказал в другом своем рассказе «Гранатовый браслет»: «Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире». Как Вы относитесь к этому утверждению?
«Адмиралъ» сравнивают с «Доктором Живаго», «Анной Карениной», и я думаю, это не случайно. Наша литература пестрит примерами женщин, способных на подвиг ради чувств. Ради той великой любви, которая дается человеку свыше как Дар, ради которой ты готов на все. Александр Иванович Куприн очень точно передал это чувство. И в «Суламифи», и в «Гранатовом браслете» это такая любовь, что сразу понимаешь - это Чудо. А оно, как известно, не может длиться вечно, это солнечный удар, взрыв сверхновой, метеор в ночном небе... что длится мгновение, но остается в памяти навеки.
Вы знаете, я бы не стала трактовать столь категорично. Анна, может быть, гармоничнее Колчака, но сильнее... Нет, нельзя употреблять это слово. Я вижу картину немного иначе: Анна сильна, когда она с Колчаком. В нем ее жизнь, ее дыхание, он дает ей ее силу и ее мудрость. И одновременно с тем является ее опорой. Опорой настолько крепкой, что по сравнению с этим крушение целого мира - ничто.
И вы же понимаете, в каком состоянии был Колчак, какой груз ответственности давил на него: за своих людей, за свое отечество, за будущее всей России. Поэтому для него Анна - тихая заводь, путеводная звезда, которая вносит гармонию в первобытный хаос его жизни. И вместе с тем он безумно боится за нее, поэтому и постоянно пытается отослать ее от себя, ведь понимает, какая опасность ей грозит, пока они рядом. И все-таки понимает, что только вместе они сильны. Они - одно целое.
Следовать за любимым мужчиной всегда и везде - вот высший подвиг для русской женщины. Примеров в нашей истории много, - тут и хрестоматийные жены декабристов, и, что далеко ходить, ваша героиня. Это подвиг самопожертвования и преданности. Как Вы считаете, возможно ли это в современной реальности или это «дела давно минувших дней», о которых лишь можно снимать красивые истории любви?
Знаете, я полностью согласна, что это подвиг, однако почему-то в день свадьбы муж и жена обещают друг другу быть вместе в беде и радости, болезни и здравии, богатстве и бедности. И все с легкостью произносят эти слова, не задумываясь о том, что обещают своему избраннику перед лицом Бога.
И тем не менее, русские женщины по-настоящему способны на это. Наш менталитет всегда ставил брак, семью на первое место, это всегда было святым для русского человека. К сожалению, в наши дни все несколько изменилось. Люди женятся, потом с легкостью разводятся... И даже находясь в браке, не всегда готовы на какие-то жертвы ради любимого человека. А ведь любовь - это такое чувство, когда хочется отдавать и отдавать. Ты от этого становишься только духовно богаче. Я и сама такая. В любви я не умею притворяться, играть; думать, как посмотреть, что сказать, взять ли трубку, звонить ли самой... Мне хочется быть до конца честной и открыто и смело говорить о своих чувствах, не боясь показаться неинтересной. И, конечно же, хочется встретить такого человека, который будет достоин этого чувства.
А каким должен быть этот человек?
Он должен быть Колчаком. (пауза). Я не хочу перечислять те качества, которыми мне хотелось в нем видеть. В отрыве от человека они звучат довольно-таки абстрактно: благородство, храбрость, верность, честь... Поэтому повторю: Он должен быть Колчаком. Смотрите фильм, и вы все поймете.
Что Вы понимаете под «Женской мудростью»? С ней надо родиться или можно научиться?
Думаю, это то, чему можно научиться. Даже не научиться, а постигнуть. Понять сердцем, как это: верить, прощать, ждать, идти до конца.
Современный стиль жизни задает темп, что женская роль хранительницы очага постепенно уходит на второй план, уступая место бизнес-леди, женщине-руководительнице. А что ближе лично Вам? Можете ли Вы сказать, что идете в ногу со временем?
Да, могу. Я очень много работаю, и в этом моя жизнь. Театр, кино, постоянные разъезды... Хотя, знаете, иногда я мечтаю о том, как подобно женщинам XIX века буду играть на фортепьяно и читать свои детям французские стихи. Но мне кажется, что это так и останется мечтой.
А если все-таки появится такой мужчина, который скажет: «Лиза. Вот фортепьяно...» Я образно, конечно.
Как я уже говорила, я не загадываю. Если небесам будет угодно подарить мне чувство такой силы, как у Колчака с Анной, то я брошу все... думаю, тогда я не стану об этом задумываться, а просто сделаю... А если же нет... Буду работать и сочетать семью и работу.
Последнее время принято ставить знак равенства между женственностью и сексуальностью. А что для Вас «женственность»?
Для меня это отождествление неприемлемо. Я очень консервативна, поэтому никогда бы не стала сопоставлять эти понятия. А тем более взаимозаменять их. Женственность - это состояние души. Сексуальность - состояние тела. Одно другим не заменишь, как не пытайся.
Александр Сергеевич Пушкин писал, что не мог несколько дней спать после того, как случайно увидел лодыжку предмета своего обожания.
Поэтому сейчас люди в большинстве своем не способны на глубокие чувства. Слишком быстро срываются покровы тайны с избранника или избранницы, он теряет привлекательность... А ведь, как мы сегодня говорили словами Куприна: «Любовь должна быть ... величайшей тайной в мире».
Я никогда не снимусь обнаженной для глянцевого журнала. Потому что не хочу, чтобы все видели мое обнаженное тело. Я хочу принадлежать только одному мужчине. А не толпе незнакомцев.
Как Вы думаете, в ближайшем будущем в школах на уроках Отечественной истории будут показывать фильм «Адмиралъ»? Чему он может научить подрастающее поколение?
Не скрою, что мне хотелось бы этого. Фильм может научить детей гордиться своей историей и людьми, которые ее «делали». Рассказать о том, что и среди белых, и среди красных были честные люди, которые любили свою родину, и были предатели... Все это были русские люди, которых колесо истории толкало на те или иные поступки. Народ сам сказал про себя: «из нас, как из древа: и дубина и икона, в зависимости от обстоятельств и того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев».
Лиза, спасибо Вам за ответы. Что бы Вы пожелали читательницам Леди@Mail.Ru?
Любить. Быть любимыми. Уметь сохранить это великое и священное чувство и пронести его пламя через всю жизнь. Ведь сказано в Писании: И пребывают с нами Вера, Надежда, Любовь. И любовь превыше всего»
фото в тексте: Екатерина Трофимова