Капитан атомного ледокола
Атомный ледокол — большое, красивое, мощное судно, которое прокладывает путь другим судам в арктических льдах, выполняет задачи научных экспедиций, проводит, если нужно, спасательные операции и даже возит туристов на Северный полюс. Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, и поэтому каждый капитан атомохода — известная личность. Сами капитаны говорят, что работа непростая, но интересная: никто из них уже не может представить свою жизнь без капитанского мостика.
«Я влюбился в Арктику, в эту работу и уже ни на что не променяю атомные ледоколы», — признавался капитан ледокола «50 лет Победы» Дмитрий Лобусов. Кстати, поговорка о том, что женщинам на корабле не место, давно устарела, и в «Атомфлоте» это знают: на ледоколе «50 лет Победы» работает Диана Киджи — второй помощник капитана атомного ледокола «50 лет Победы» и первая женщина-штурман на ледокольном флоте.
Медицинский физик
Один из самых эффективных методов лечения онкологических и некоторых других заболеваний — ядерная медицина, которая включает в себя в том числе лучевую диагностику и терапию. Для этого используются сложные приборы и необходимы не менее сложные расчеты.
Этим и занимается медицинский физик — он выступает как бы связующим звеном между медициной и техникой и знает, как применить физику к живым системам. Он должен рассчитать необходимую дозу облучения для диагностики и лечения пациента с учетом особенностей конкретного организма. Медицинский физик не занимается настройками оборудования (для этого есть медицинские техники), его область — расчеты для оптимального лечения.
Сварщик
Сварщик-миллионер — звучит невероятно. Между тем на Волгодонском филиале завода Росатома «Атоммаша» работают аж три таких сварщика! Это Александр Дуймамет, Дмитрий Кучерявин и Виктор Коробейников. Миллион рублей каждому из них достался благодаря победе на чемпионате WorldSkills Hi-Tech в номинации «Сварочные технологии». Это ежегодные соревнования среди специалистов рабочих профессий крупнейших российских предприятий высокотехнологичных отраслей.
Кстати, сварщики утверждают, что узнают друг друга по почерку. «Я легко могу определить, кто варил шов. У каждого свой шаг», — говорит победитель 2018 года Виктор Коробейников.
Инженер-программист
Эту профессию называют самой востребованной в XXI веке, и атомная отрасль не исключение — такие специалисты тут очень нужны. Спектр задач у них широкий.
Например, ведущий инженер-программист управления главного прибориста (УГП) Горно-химического комбината Леонид Синицкий вместе с командой занимается проектом для производства МОКС-топлива — одного из самых перспективных видов топлива для атомных станций. Задача специалиста — разработать программу для контроллера, управляющего перемещениями исполнительных механизмов.
А несколько лет назад Синицкий научил двигаться промышленного робота. Для перемещения робота по заданным траекториям и выполнения определенных манипуляций использовался специальный язык программирования и методики обучения. Потом этот робот использовался на подземном радиационно-опасном объекте. «В мире постоянное обновление, беспредельный прогресс, сложно предугадать, что будет через год или два. Я мечтаю во всем этом разобраться и участвовать в создании сложнейших систем», — говорит Леонид Синицкий.
Специалист отдела ветромониторинга и размещения ВЭС
Росатом — это не только про атомную энергетику: госкорпорация активно развивает ветроэнергетику, ведь АЭС и ВЭС прекрасно дополняют друг друга. Для этого в Росатоме создан специальный дивизион — «НоваВинд». Госкорпорация уже запустила самую крупную в России ветроэлектростанцию в Республике Адыгея и строит еще несколько ветропарков.
Специалисты отдела ветромониторинга и размещения ВЭС занимаются, например, уточнением технических и экономических характеристик будущего ветропарка. Исследования на месте ведутся минимум год: на будущей площадке устанавливается вышка с датчиками, замеряющими скорость и направление ветра, температуру, влажность воздуха и т.д. «В последние годы начинают применяться и удаленные системы мониторинга — оптические и лазерные», — рассказал начальник отдела ветромониторинга и размещения ВЭС Василий Николаев.
Гидрометрист
О том, что в атомной отрасли работают дозиметристы — специалисты, выполняющие дозиметрические и радиометрические измерения на атомных предприятиях, — знают многие. Но в Росатоме есть и гидрометристы — те, кто контролирует гидротехнические сооружения на предприятиях. Например, Александра Данилюк — единственный гидрометрист на Сибирском химкомбинате. В ее обязанности входит выполнение замеров — уровень, скорость, температура воды, рельеф дна, объем потребления и сбросов и так далее.
Это нужно для того, чтобы соблюдать технологические режимы на предприятии: контролировать все процессы, проводить при необходимости эксплуатационные или ремонтные работы. Гидрометрист должен не только обладать нужными знаниями, но и быть в хорошей физической форме: ведь до объектов необходимо добраться в любую погоду, даже если на улице метель или дождь. «Погодные условия, особенно мороз и снегопад, добавляют трудностей, ведь я веду постоянные замеры толщины льда и снега. Тот же лед нужно перед замером бурить до воды», — рассказала Александра Данилюк.
Data Scientist
Уже в начале тысячелетия стало понятно: мир вступил в эру, где бал правят Очень большие данные – Big Data. Такие массивы уже невозможно обрабатывать привычными математическими методами. Кроме большого объема, эти данные очень разнородны и часто обновляются. Data Scientist — специалист, который обрабатывает, анализирует и хранит большие массивы данных. Эта профессия находится на стыке нескольких дисциплин: математики, статистики, информатики. Такие специалисты, например, очень нужны в IT-интеграторе Росатома, компании «Гринатом».
Они проводят исследования в области поисковых технологий, создают и развивают автоматизированные системы и инфраструктуру для анализа данных, анализируют данные и на основе анализа выдвигают предложения по повышению эффективности бизнес-процессов. Среди требований — опыт программирования на Python, владение основными библиотеками машинного обучения и нейронных сетей, базовые знание SQL, знание методов и алгоритмов data mining и другие.
Мехатроник
Если вы со школы не могли определиться, что вам нравится больше — теория или практика, математика или физика, программирование или инженерия, то, возможно, мехатроника — это специальность вашей мечты. Мехатроника — это профессия на стыке нескольких компетенций: электроники, программирования, механики.
В вузах эту специальность, как правило, объединяют с робототехникой. Такие специалисты очень нужны в атомной отрасли: они проектируют мехатронные системы, участвуют в их монтаже и запуске, контролируют эксплуатацию, занимаются настройками программного обеспечения и многое другое. Это довольно молодая профессия, и тем, кто в ней работает, важно постоянно быть в курсе инновационных технологий и быстро учиться новому. «Главный навык будущего — это умение усваивать сложную фундаментальную информацию. Нужно становиться профессионалом в самообучении», — считает доцент Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ Егор Задеба.
Проектировщики и моряки, ученые и инженеры, шахтеры и сварщики — список «атомных» профессий можно продолжать долго. В Росатоме востребованы разные специалисты. Главное требование — любить свою работу и выполнять ее хорошо.
Хотите тоже ненадолго стать атомщиком? Сыграйте в игру: проведите рабочий день за виртуальной панелью управления. Попробуйте запустить самый мощный в мире атомный ледокол или подключить в сеть ветрогенератор или атомный реактор!
Более 260 тысяч сотрудников Росатома трудятся для того, чтобы в наших домах всегда был свет, прокладывают новые транспортные коридоры сквозь ледяную Арктику, создают уникальные технологии и развивают ядерную медицину, чтобы делать нашу жизнь лучше каждый день.
Еще больше об атомной промышленности на www.atom75.ru