За свою жизнь актер был не только удостоен многочисленных премий, но и трижды женат.
Елена Изергина
Первой женой Валентина Гафта стала Елена Изергина — одна из самых известных советских моделей-манекенщиц. Изергина работала в Общесоюзном доме моделей — главном модном учреждении в СССР — с 1959 по 1972 год.
Гафт редко рассказывает о той первой свадьбе. Он начал сниматься в кино и играть в театре уже в конце 50-х. Быт был не устроен: молодожены жили в коммуналке вместе с мамой Изергиной. Елена была одной из немногих манекенщиц Советского Союза, которая ездила в зарубежные поездки. Она рассказывала в одном из интервью, что иногда за рубеж не пускали даже модельеров, и тогда ей приходилось ехать одной показывать их коллекцию:
«Как-то великий Пьер Карден пригласил нашего Славу Зайцева к себе в Париж, естественно, вместе с коллекцией. Однако случился казус: самого Славу не выпустили по какой-то причине, вторая модель тоже не смогла выехать, и я улетела в Париж единственной манекенщицей с необходимой для показов внушительной группой помощников».
Брак Гафта и Изергиной распался из-за увлечений на стороне у обоих супругов. «Я был слишком молод, чтобы совсем не увлекаться другими женщинами. И в конце концов Алена тоже встретила другого человека и полюбила его. Это был киновед Даль Орлов», — говорил Гафт.
Инна Елисеева
Второй женой Гафта стала балерина Инна Елисеева. Впрочем, сам Гафт утверждает, что балериной она не была и вообще работала редко, но эту профессию присвоили ей СМИ. Отец Елисеевой был лауреатом Сталинской премии и, по словам Гафта, невзлюбил актера с первого взгляда. Гафт вспоминал, как однажды за общим обедом он попросил добавки, на что тесть сказал ему: «Когда будете зарабатывать, тогда и добавка будет».
Елисеева жила богато, даже водила редкую по тем временам машину «Жигули». В 1973 году Инна родила в браке с Гафтом дочь Олю. В начале 80-х Елиссеева и Гафт разошлись — позже актер сказал, что причиной развода был тяжелый характер Инны: она часто устраивала скандалы и ссоры.
Жизнь их дочери Оли сложилась трагично. Она тоже пыталась стать балериной, затем балетмейстером, но в 2002 году не смогла справиться с собственной депрессией и покончила с собой. Оля оставила предсмертную записку, где призналась в любви к своему молодому человеку и рассказала, что последние годы «живет в аду».
Гафт тяжело переживал смерть дочери. «Все, что случилось, очень несправедливо по отношению к моей умной и красивой девочке, — сказал он в интервью СМИ сразу после трагедии. — Я не хочу разбираться, что там произошло. Уверен, во всем виновата бывшая жена. Мы часто встречались с Оленькой, и она мне жаловалась, что мать ей покоя не дает. Вот и затравила».
Ольга Остроумова
Третья и последняя жена Валентина Гафта. Они поженились, будучи уже зрелыми людьми — в 1996 году. От предыдущего брака у Ольги были взрослые дочь и сын. Всероссийскую известность Ольге принесла съемка в картине «А зори здесь тихие» 1972 года. Она сыграла Женю Комелькову — одну из главных героинь.
Гафт признавался в интервью, что обратил внимание на Ольгу еще тогда, в 70-е: «Оля мне очень нравилась. Но я знал, что она замужем, и человек, далекий от интрижек». В 1979 году актеры вместе сыграли в комедии «Гараж». По сюжету Гафт произносит всего одну фразу, обращенную к героине Остроумовой: «Рациональная вы моя!»
Гафт и Остроумова начали встречаться только в начале 90-х. Актер говорит, что все это время не забывал о ней и интересовался ее судьбой, а затем решился — и пригласил на встречу. «Что сказать, не знал. Поэтому первой фразой было: посмотри на мои мускулы. Она, наверное, подумала, что я идиот», — вспоминал актер.
Пара расписалась в 1996 году и с тех пор не расставалась. Валентин Гафт на 12 лет старше своей жены — Ольге Остроумовой 73 года. Актер признавался, что любовь между ними не исчезает долгие годы.
«Я был поражен и восхищен тем, что известная на всю страну артистка оказалась Божьим человеком, ничем не испорченным, естественным, без всяких штампов. Все было просто и прямо. Наблюдая за этим, постепенно и я становился лучше. Мне не приходилось напрягаться, что-то из себя изображать, фальшивить, а надо было просто оставаться самим собой. И я ощутил счастье», — говорил он.