Эстетический интеллект: что это такое и почему важно его развивать

Логико-математический интеллект, социальный, личностный, творческий... А теперь еще и эстетический. Разобрались, что это, и делимся упражнениями для развития.

Потребители с каждым годом становятся все взыскательнее, а рынок – разнообразнее. Перед бизнесом встает вопрос: как завоевать клиента? Полин Браун, которая 25 лет возглавляла подразделение знаменитой компании Moët Hennessy — Louis Vuitton, уверена: важно уделять внимание не столько функциональности продукта, сколько его эмоциональной составляющей. Только такой подход поможет создать популярный и долговечный бренд.

Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Чтобы создать продукт, который воздействует на чувства клиента, нужно развивать эстетический интеллект. Юлия Баяндина прочитала книгу Полин Браун «Эстетический интеллект» и разобралась, что это такое.

Эмоциональная связь с потребителем

Для современного потребителя важны не сами вещи, а тот опыт, который они привносят в его жизнь. Именно поэтому эстетическая ценность продукта так важна. Продукт должен вызывать эмоции и доставлять удовольствие.

Чтобы создать такой товар, стоит развивать эстетический интеллект. Это способность понимать, интерпретировать и выражать чувства, возникающие в связи с объектом или переживанием. 

Бизнес, построенный на принципах эстетики, воздействует на все пять органов чувств одновременно. И неважно, что продается: булочки или брюки. То, что ты предлагаешь, должно быть приятно покупать и использовать.

При этом ценна не просто полезность товара, а чувственное удовольствие, которое он доставляет: зрительное, вкусовое, обонятельное (запах), слуховое и тактильное.

Исследования это подтверждают: в 85% случаев, покупая что-то, мы руководствуемся не функциональностью вещи, а чувствами, которые она вызывает.

О звездах, у которых есть бизнес, читай в галерее:

Slide image for gallery: 11848 | Тимати. На прошлой неделе рэпер, продюсер и бизнесмен открыл ресторан своей сети Black Star Burger в Лос-Анджелесе. На это мероприятие пришел Джастин Бибер с женой Хейли. По данным Telegram-канала «Только никому», появление
Slide image for gallery: 11983 | Уж очень быстро и легко Тимати смог сделать внушительную карьеру не только в музыкальной, но и в предпринимательской сфере, а также войти в самые элитные политические круги России.
Slide image for gallery: 13933 | Иван Ургант. Известный телеведущий родился в творческой семье: его папа и мама были актерами. Но наибольшей славы в кино в их семье добились даже не он, а бабушка Ивана — Нина Ургант. Фото: personastars.com
Slide image for gallery: 13195 | Иван Ургант
Slide image for gallery: 11848 | Александр Гудков. В 2013 году шоумен Александр Гудков вместе с двумя партнерами открыл барбершоп BoyCut на «Красном октябре». Сегодня сеть мужских парикмахерских Гудкова раскинулась по шести городам России и даже ушла «за р
Slide image for gallery: 11848 | Один из барбершопов сети открылся в столице Азербайджана Баку, второй находится в столице Латвии — Риге. Сам Гудков вспоминал, что он и партнеры «подсмотрели» идею сетевых парикмахерских для мужчин в Лондоне и решили воспол
Slide image for gallery: 11848 | Никита Михалков. В начале «нулевых» годов режиссер и защитник великой русской культуры от всего западного приобрел виноградник в Тоскане и занялся виноделием. Название вину Михалков придумал в честь одного из своих фильмов
Slide image for gallery: 11848 | По его словам, одним из первых вино Михалкова попробовал Сильвио Берлускони. Итальянцу понравилось, и тогда режиссер послал Берлускони еще два ящика в подарок. По информации издания, угощал Михалков своим итальянским вином
Slide image for gallery: 11848 | Авраам Руссо. Российский певец с сирийско-армянскими корнями, популярный в «нулевые» годы, давно живет в Америке, где, по данным СМИ, владеет рестораном в Нью-Йорке. Руссо признавался, что хотел заняться ресторанным бизнесо
14

Эффект ореола

Товар, который одновременно воздействует на несколько органов чувств, мы купим охотнее. Если мыло упаковано так, что его можно потрогать, понюхать и рассмотреть сквозь прозрачную упаковку прямо в магазине, то мы купим именно его, а не более дешевые аналоги в закрытой коробке.

Исследования показывают, что в 50 процентах случаев мы связываем удовольствие от продукта с воспоминаниями (остаточный эффект прошлого сенсорного опыта). А другие 50 процентов говорят о текущем опыте (все пять органов чувств задействованы, благодаря чему человек полностью вовлечен). Это так называемый эффект ореола. 

Мы воспринимаем продукт в целом: оцениваем упаковку, сам продукт и воспоминание, которое возникает, если мы покупает товар вновь.

Если покупатель может сразу увидеть, почувствовать, услышать, попробовать или понюхать вещь, то впечатления от нее становятся личными. А значит, клиент точно вернется за ней.

Упражнения для развития эстетического интеллекта

Если вы имеете отношение к созданию продукта, то вам просто необходимо развивать собственный эстетический интеллект. Он поможет вам понять, какие элементы делают продукт привлекательным для других людей.

Рецензия на ресторан

Такое упражнение предлагают студентам бизнес-школы Гарварда. В следующий раз, отправляясь в ресторан пообедать, напишите на него рецензию. При этом представьте, что вы пишите ее для человека, который там ни разу не был и после прочтения вашего отчета смог бы воочию представить себе это место. Пишите максимально конкретно. Рассказывайте о самых выразительных моментах.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Выполняя это упражнение, вы начнете оценивать не только вкус еды, но и замечать, как окружающая обстановка влияет на общее впечатление и восприятие блюд. Это называется «сенсорный аудит».

Вернитесь домой, отложите обзор и вернитесь к нему через несколько дней. Затем снова проанализируйте свои впечатления, сравните написанное с воспоминаниями. Вы удивитесь, но спустя несколько дней ваши впечатления станут еще полнее и точнее. 

Нечто значимое

Еще одно упражнение, направленное на развитие остроты восприятия. 

Выберите среди своих вещей «нечто значимое» — предмет, который вы купили лично и он кажется вам особо ценным и любимым.

Почему он для вас важен? Это упражнение помогает увидеть эмоциональную связь с предметами. Студенты Гарварда, выполняя его, чаще всего выбирали предметы моды: украшения, любимую обувь или одежду. Именно эти категории вещей чаще всего вызывают воспоминания и эмоции, с ними связанные.

Фото: unsplash.com
Фото: unsplash.com

Упаковка имеет значение

Почему мы выбираем товары, упакованные необычно? Потому что они выделяются и рассказывают историю, причем быстро, ведь первое впечатление особенно важно.

Упаковка должна вызывать эмоции и задействовать наш сенсорный опыт. Цвет тоже имеет значение. Ученые выяснили: 90% необдуманных покупок совершается благодаря цвету товара и его упаковки. А 80% покупателей утверждают, что именно цвет влияет на узнаваемость бренда.

Например, черный связан с сильными переживаниями, и его используют модные бренды вроде Gucci и Chanel. Зеленый ассоциируется с природой и молодостью: он популярен среди молодежных и экобрендов.

Как упаковать?

Если ваш товар дорогой, вроде духов или украшения, упакуйте его так, чтобы было сложно добраться до содержимого. Это продлит предвкушение встречи с товаром и превратится в запоминающийся ритуал.

Для практичного предмета, вроде смартфона или компьютера, упаковку стоит сделать минимальной. Это поможет получить товар сразу, без лишней суеты.

Сумев затронуть чувства клиента и добиться его лояльности, компания работает не только на продажи, но и на имидж.

Форма и содержание

Если продукт воздействует на вкус потребителя, то важно не только содержание, но и форма. 

Стивен Колпан, ректор кафедры вина и виноделия Кулинарного института Америки (CIA), решил выяснить, правда ли вкус вина меняется в зависимости от бокалов, в котором его подают.

Он наливал вино в разную посуду: в тончайшие фужеры, в стаканы с толстыми стенками, в стандартные бокалы. Все они по форме соответствовали типу вина. Оказалось, что в утонченных бокалах вино выглядело лучше и казалось вкуснее. Если же дорогое вино наливали в стаканы, то оно казалось дешевым и безвкусным. Разница оказалась настолько большой, что люди часто не верили, что пробуют один и тот же напиток.

Ожидания покупателей всегда связаны с впечатлениями от физического контакта с продуктом. Именно поэтому так важно заботиться об эстетике и чувственном наполнении товара или услуги.

Content image for: 523657