Кто такие айдолы
Слово «айдол» появилось в Японии, но сегодня так называют популярных исполнителей и актеров по всей Азии. Они не возникают из ниоткуда, а создаются под пристальным надзором продюсеров из лейблов. Такие лейблы по большему счету — фабрики по производству больших звезд. Каждого айдола перед дебютом доводят до совершенства: учат петь и танцевать, тюнингуют внешность и кропотливо работают над сценическим образом. Самые известные корейские артисты в галерее:
Пропускать тренировки после первого появления на сцене, а уж тем более отступать от выбранной руководством роли строго запрещено. Айдол должен быть идеален во всем, не давать журналистам поводов для сплетен и перманентно радовать своих фанатов.
Поклонники — движущая сила азиатской поп-культуры. Они требуют зрелищ и гарантированно получают их, потому что готовы вкладывать в айдолов деньги: скупать мерч, альбомы и билеты на концерты. В Китае, согласно статистике, около 500 миллионов поклонников ежемесячно тратят на своих кумиров от 15 до 75 долларов. Неплохая прибыль для локальной айдол-индустрии, которая выросла в объеме до 21,6 миллиарда долларов к 2022 году.
Логично, что за свой вклад в айдолов поклонники требуют от них полной эмоциональной отдачи. Певцы и актеры поддерживают с ними связь 24/7, и если не организуют фанатские встречи, то обязательно отвечают на комментарии или проводят прямые эфиры. Айдол может молчать или есть на камеру, но даже под таким стримом набегут миллионы просмотров. Связь артистов с фанбазой нерушима, поэтому поклонники иногда теряют контроль над собой и становятся одержимы. Нет ничего зазорного в попытке прикоснуться к любимому исполнителю на концерте, но, когда фанатки разбивают палаточный городок под окнами его квартиры для этих целей, становится не по себе.
В Южной Корее навязчивых фанатов называют «сасэны». С годами они стали головной болью не только айдолов, но и всего фандома. Остальные поклонники нередко извиняются перед кумирами за регулярные выходки сасэнов.
Похищения айдолов
На такой отчаянный шаг идут многие фанаты, однако осуществить задуманное удается не всем. Так, в 2011 году неизвестный кореец попытался похитить участницу группы Girls' Generation Тэен. Он просто поднялся на сцену во время концерта, взял девушку за руку и повел ее за кулисы. Правда, план похититель не доработал, поэтому он с треском провалился: участницы группы отбили Тэен еще на сцене и продолжили выступление.
Зато некоторые фанатки группы EXO могут дать фору профессиональным спецагентам, если говорить о похищении всех 12 мемберов сразу. Для этого девушки как-то арендовали фургон — точную копию минивэна, на котором передвигался бойз-бэнд. Они досконально изучили расписание группы и в день Х заняли позицию прямо напротив здания, откуда вскоре вышли айдолы. Не почуяв подвоха, парни двинулись к фейковой машине, где их и поджидали фанатки. Все шло как по маслу, пока не вмешались менеджеры EXO. Поклонниц раскусили, а нам остается только гадать, что же они собирались делать с группой.
Гораздо меньше повезло айдолу первого поколения Ли Бон, которую действительно похитили в 1990-е годы. Она возвращалась с концерта и подходила к своей машине, как вдруг потеряла сознание. «Я очнулась на следующий день в незнакомой комнате и услышала, как в соседнем помещении кто-то сказал: “Зачем ты привел ее сюда и устроил все эти неприятности?”», — вспоминала Ли. Оказалось, что ее похитил брат одного из поклонников, который очень хотел порадовать родственника.
Преследования айдолов
Преследование — любимое хобби сасэнов, которые в прямом смысле следуют за своими айдолами по пятам. Они обмениваются между собой всей доступной информацией о кумирах: достают личные номера телефонов и адреса, вычисляют авиарейсы, чтобы купить билеты на один самолет. По словам бывшей сасэн-фанатки, которая преследовала мемберов BTS на протяжении трех лет, в самолетах айдолы становятся уязвимее: им некуда скрыться от поклонниц. Поэтому последние и преследуют кумиров в воздухе, не жалея денег на билеты.
Скрыться от сасэнов невозможно даже на необитаемом острове, в чем на собственном опыте убедился Джин из BTS. В 2017 году он отправился на такой остров в рамках реалити-шоу Law of the Jungle. Одержимые фанатки арендовали лодку и последовали за ним. Представьте удивление певца, когда он вышел на берег, где его поджидали поклонницы с плакатами.
У группы EXO тоже набралось достаточно историй о преследовании. Фанатки переодевались под мальчиков, чтобы пробраться вслед за мемберами в мужской туалет, а однажды даже установили скрытые микрофоны в их гостиничных номерах. Потом в сети появились любительские аудиозаписи с песнями участников, которые они исполняли в душе.
Кровавые письма
С появлением соцсетей звезды стали ближе: теперь каждый может прийти к ним в комментарии, признаться в любви или полить грязью. Однако в азиатских странах любят действовать по старинке: например, писать кумирам письмам. На первый взгляд ничего удивительного, но есть один нюанс: послания пишут кровью. Одним из счастливых получателей оказался айдол Ок Тэк Ен — брюнет под 190 сантиметров ростом и главный рэпер бойз-бэнда 2PM. Фанатка написала ему письмо своей менструальной кровью, для украшения щедро присыпав сверху лобковыми волосами.
Но это еще не конец истории. Кровавое письмо очень возмутило другую поклонницу по имени Суджин, которая в ответку написала послание актеру Ли Джуну. По ее мнению, использование менструальной крови вместо чернил — это грязно, а вот венозная кровь — совсем другое дело. Девушка порезала себе запястье и черкнула пару строк с признанием в любви Ли Джуну, после запостив всю красоту в социальные сети. Извинялись за действие сасэнов потом, разумеется, всем кей-поп-фандомом.
Фанаты вредят экологии
В 2021 году в Китае произошел скандал, который получил название «инцидент с молочными отходами». Продюсеры местного шоу талантов Youth With You запустили акцию с молоком: зрителям следовало покупать бутылки и сканировать QR-коды с крышек, таким образом голосуя за любимых айдолов. Главная загвоздка была в том, что на этикетках имена исполнителей не указывали. Но хитроумные фанаты выкрутились: они просто скупали молоко оптом.
За пару дней акции страна оказалась практически на грани мусорного коллапса. После всех манипуляций с крышкой поклонники выкидывали бутылки неподалеку, а содержимое выливали. По подсчетам правительства, в сточные воды слили около 270 тысяч литров молока. Китайские чиновники не могли стерпеть такого неуважения к экологии и чужому труду, поэтому шоу прикрыли на неопределенный срок, а организаторов заставили принести публичные извинения.
Завещания
Не слишком жуткая, но довольно странная история приключилась в 2012 году с сингапурской певицей Фанн Вон, которая внезапно получила наследство в миллион долларов. Нашелся богатый дедушка за границей, который в последний час вспомнил о внучке, подумаете вы. И будете не правы: богатство Вонг получила от фанатки — неизвестной жительницы Сингапура, умершей в возрасте 40 лет. Завещание на Фанн (других наследников в документах не было) она составила за пять лет до своей смерти. Вместе с деньгами певице досталась машина, квартира и акции.