Самые необычные, странные и добрые новогодние традиции народов России

Встречать Новый год, наряжая елку, нарезая оливье и поедая мандарины… Вы наверняка привыкли к такой традиции. Но в разных уголках России есть множество невероятных, странных и добрых традиций, которые отличаются от наших привычных представлений о главном празднике года.

Встречать Новый год можно не только в зимнюю ночь 31 декабря, но еще весной, осенью и даже летом. При этом на столе будут, к примеру, загадочные шарики из теста под названием йăва, а не привычная селедка под шубой.

Авторы книги «Страшный, таинственный, разный Новый год» предлагают расширить твои представления о любимом празднике и окунуться в водоворот обычаев, обрядов и магических историй. Мы выбрали самые любопытные. 

Как встречают Новый год в Калмыкии?

Новый год в Калмыкии называют Зул (от «лампада», «свеча») и празднуют в ноябре-декабре. Началом нового года считается 25-е число первого зимнего месяца.

До того как наступит Зул, нужно прибраться в доме и постирать одежду, чтобы встретить новый год жизни в чистоте, оставив все невзгоды и заботы в старом году. Наряд на праздник желательно надеть новый. Новый год наступает не в полночь, а ранним утром. Оно в калмыцких семьях начинается с чая. Сначала его подносят самому старшему из мужчин, потом хозяину дома, затем хозяйке и младшим членам семьи. 

Изобретение калмыцкого чая легенды приписывают самому ламе Дзонкаве: когда-то он страдал от неизвестного недуга, но смог излечиться, семь дней выпивая на голодный желудок целебный напиток из чая, молока и соли.

Рецепт

Если праздничное утро — это исключительно семейное время, то позже в дом зовут гостей, которых угощают чаем и пирожками-борцоками. Хождение в гости сопровождается обменом подарками (среди которых популярен чай) и пожеланиями всяческих благ, в частности — долголетия.

Во время праздника Зул произносят и особые магические благопожелания-йорелы, приуроченные к разным этапам этого важного дня: йорел чаю, сваренному на празднике, йорел в честь новых и прожитых лет, йорел обряду «брать возраст».

Обязательно разжигают костры, ведь с началом зимы очень не хватает солнечного света. Помимо нового годового цикла праздник Зул означает еще и всеобщий день рождения, в знак чего проводится ритуал нас авх («брать возраст»). Раньше в этот день калмыки (женщины и дети) прибавляли себе один год (даже если кто-то родился осенью или летом). Мужчины же становились старше в день зимнего солнцеворота (22 декабря).

В честь праздника Зул зажигают «возрастные лампадки» зулын hол («ладья жизни»). Их делают из теста (мука с водой) в виде лодочки, внутрь наливают жир или растопленное масло, а фитилей должно быть столько, сколько человек в семье. Огонь зажигают с появлением звезд на небе. Хозяин выносит ладью на улицу, поднимает вверх и просит у неба долголетия. Эта часть обряда называется «выносить годы». Когда огонь в лампаде тухнет, фитили убирают, а из самой ладьи делают лепешку, жарят ее и съедают всей семьей (делиться ею с посторонними нельзя).

В течение трех дней после праздника Зул нельзя отправляться в дальнюю дорогу. Нельзя выкидывать мусор, давать взаймы из дома молоко или воду, так как это грозит разнообразными потерями и утратами в наступившем году.

Как встречают Новый год в Бурятии?

Новый год у бурятов называется Сагаалган. К празднику начинают готовиться заранее. Сначала идут в дацаны (буддийские монастыри), чтобы попасть к астрологу, получить гороскоп на новый год и узнать, какие ритуалы следует провести в доме перед праздником. В домах наводят чистоту — при этом уборка должна быть не повседневной, а генеральной. Покупают или шьют новую одежду.

Самые главные и обязательные блюда — «белые»: сметана, сушеные пенки, сыр, творог, простокваша — считается, что они очищают человека и влияют на будущее плодородие. Для детей припасают сладости. Не обходится праздничный стол и без мясного, например традиционных бууз. Можно сравнить их с русскими пельменями, только мясо используют нарубленное, а сверху делают небольшое отверстие.

Угощение готовят не только для людей, но и для божеств — обычно отваривают баранью грудинку. Окуривают можжевельником дом, себя, всех домочадцев. Перед домашним алтарем, где стоят изображения бурханов (богов), зажигают лампады, ставят еду. Украшают вход юрты хвойными ветками.

За два дня до Сагаалгана дома готовят пресное тесто: смешивают муку с водой. Его нужно делать достаточно плотным, чтобы оно не прилипало к коже. Тестом обтирают себя с головы до ног, кладут его в пакет и отвозят в костер Дугжууба, который разожгут в новогоднюю ночь возле дацанов. Суть обряда — очистить себя от всего плохого, что было в ушедшем году.

Бабушки и дедушки готовят для внуков деньги. Мужчинам преподносят курительные трубки. Самые популярные подарки — чай и обязательный хадак (длинный шелковый шарф) — лучшее из материальных богатств. Его нужно сложить специальным образом: отверстие должно смотреть на одариваемого. Тот, кто получает хадак, складывает его с левой руки на правую, убирает за пазуху, чтобы донести до дома и повесить на киот.

Запреты во время праздника:

  • Выносить вещи из дома в канун Сагаалгана.
  • Давать в долг.
  • Чинить старые вещи. 
Гадания

Как встречают Новый год в Чувашии?

Новый год в Чувашии называют Сурхури. В этот день дети и молодежь ходят по домам с котомками и выкрикивают: «Сурхури! Да будет горох высок! Да будут хлеба хороши!», а хозяева угощают их пирогами, орехами и предлагают горох — чтобы они тут же рассыпали его по полу и пожелали хорошего урожая и приплода скота.

В эти дни нужно обязательно плотно наесться, чтобы быть обеспеченным весь год. Пекут йăва — особые шарики из теста, которые раздают детям. У того, кто поленился и не испек йăва, овцы плодиться не будут — во всяком случае, в это верят чуваши. Готовят новогоднюю кашу, новогоднюю лепешку, колбасу и жареный горох, а еще гадательные пельмени с различной начинкой — монетами, солью, мукой.

Йава

На второй день нового года молодежь мажет лицо сажей, выворачивает шубы, изображает медведей, стариков, солдат, парни переодеваются в девушек. Они разыгрывают юмористические сценки, пугают встречных, валяют их в снегу. Говорят, что в период Святок, который называют еще чертовой неделей, Турă — верховный бог чувашской мифологии — спускает на землю нечистую силу. Как раз для того, чтобы ее прогнать из жилого пространства, и было принято наряжаться, да пострашнее.

книга

По материалам книги «Страшный, таинственный, разный Новый год» издательства МИФ.