Чудо крещенской воды

19 января православные верующие отмечают большой праздник - Крещение, установленный в память о том дне, когда Иисус Христос пришел на реку Иордан к Иоанну Предтече креститься.

Густав Доре
Густав Доре
19 января православные верующие отмечают большой праздник - Крещение, установленный в память о том дне, когда Иисус Христос пришел на реку Иордан к Иоанну Предтече креститься. Это один из самых древних христианских праздников, установленный еще во времена апостолов. Другое его название - Теофания или Богоявление.

В этот праздник совершаются два великих водоосвящения. Одно - вечером, накануне Крещения, в храме. Другое водоосвящение проводится в день праздника под открытым небом, по возможности - у природного источника воды. Если вода замерзла, в ней заранее выдалбливается крестообразная прорубь. Обряд сопровождается чтением молитв и троекратным погружением креста в воду.

Греческое слово, понимаемое как «крещение», в буквальном смысле обозначает «погружение в воду». В чем же состоит символика праздника? И почему он связан с водой? Почему за крещенской водой в храмах выстраиваются длинные очереди, в которых вместе с верующими бабушками стоят агностики и атеисты?

Библия и вода

Во всех религиях мира вода используется в культовых ритуалах и таинствах, являясь исключительно важным религиозным символом, а не только физическим объектом.

Древние философы и ученые считали воду первоосновой всех вещей.
Эта точка зрения отразилась также в Библии, где вода упоминается буквально в самых первых строчках: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:2).

Роль воды в христианском вероучении велика. Вода - это дар, без которого жизнь просто невозможна. С самого рождения рядом с человеком присутствует освященная вода, через которую верующие очищаются от духовной скверны, укрепляются в вере и исцеляются.

Библия описывает разнообразную роль воды как физического тела, так и духовного начала. Например, рассматривается роль воды в сотворении мира, вода как средство утоления жажды и выживания человека; вода как средство очищения тела и крещения, лечения болезней, воскрешения и других чудес.

Однако вода может выступать и как враждебная стихия, при помощи которой Бог насылает кару на непокорных ему людей - достаточно вспомнить хотя бы легенду о всемирном потопе и Ноевом ковчеге.

Крещение водой возникло в Месопотамии как языческий культ еще в III тысячелетии до нашей эры. Впоследствии этот дохристианский обряд, символизирующий духовное очищение, стали использовать многие иудаистские секты. С одной из таких сект - сектой ессеев - был связан Иоанн Креститель, к которому и пришел Иисус Христос.

Как изменился смысл этого обряда после крещения Христа? Если Иоанн крестил только водой, то Иисус делал это посредством Святого Духа. И сам Иоанн это понимал, поскольку говорил: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».

Если сегодня спросить каждого вновь крестящегося, исключая, конечно, младенцев, в чем смысл христианского обряда крещения, от большинства вряд ли можно будет добиться сколько-нибудь внятного ответа. «Так надо», - услышала я один из вариантов. Кому надо? Зачем надо? Современный человек, воспитанный в обществе потребления, и к этому таинству относится так же - потребительски, полагая, что, крестившись, он автоматом приобретает себе пропуск в Царствие Небесное.
Апостол Петр был точен и лаконичен: «Крещение - не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести».

Агиасма

В церквях совершают особый водосвятный чин, читаются особые молитвы и совершаются особые ритуалы, после которых вода становится «агиасмой», что в переводе с греческого означает «святыня».

Священнослужители предостерегают от ошибочного поверья, что Богоявление и Крещение - не одно и то же, и что вода, освященная в эти дни, чем-то отличается. И в крещенский Сочельник, и в Крещение вода освящается одним и тем же чином: читаются одни и те же молитвы и выполняются одни и те же ритуалы.

Люди во все времена были охочи до всяческих чудес, и в народном сознании праздник Богоявления прочно ассоциируется с раздачей святой воды. В большинстве своем они не понимают или не хотят понять христианскую точку зрения на святыню, среди них немало тех, кто в Бога, скорее, не верит, чем верит. Однако из года в год они приходят в храм с неимоверным количеством пятилитровых канистр, чтобы встать в длинную очередь и при этом непременно устроить там давку с руганью.

Дьякон Вадим Гупало говорит: «Когда в день праздника Крещения Господня посмотришь на скопление людей в православных храмах и вокруг них, на толпы, пришедшие за святой водой, то кажется, что почти весь мир верует и идет за Христом. Но заканчивается раздача крещенской воды, и нет уже этих толп, и понимаешь, что идут люди вовсе не за Христом, а всего лишь за святой водой. Но без молитвы и веры любые церковные святыни останутся бесполезны для нас».

Истинно духовного человека, понимающего, с чем он имеет дело, в этой толпе определить очень просто: он стоит совершенно спокойно, не боясь, что воды ему не достанется. И, конечно же, он не обвешан разнообразной тарой. Святая вода обладает сильной устойчивой структурой, способной передавать свои свойства. Если всего десять грамм такой воды развести в шестидесяти литрах обычной, то вся масса приобретает свойства святой воды. Крещенская вода обладает огромной целительной силой, но действие ее напрямую зависит от веры человека. Без веры употребление агиасмы становится совершенно бессмысленным.

Феномен

Наука по-прежнему теряется в догадках относительно феномена крещенской воды. Физики выяснили, что оптическая плотность крещенской воды выше, чем воды из тех же источников в обычные дни. Более того, она близка к оптической плотности воды из реки Иордан. С чем связаны эти изменения, изучено пока не до конца. Есть версия, что целебные свойства возникают в результате воздействия магнитного поля Земли, всплески активности которого приходятся на 19 января. Более внятных объяснений у учёных нет.

Изучению была подвергнута степень структурированности крещенской воды. Исследователи заморозили несколько образцов - из-под крана, из церковного источника, из Москвы-реки. И даже вода из-под крана, которая обычно далека от идеала, в замороженном виде представляла собой под микроскопом гармоничное зрелище. Кривая электромагнитной активности воды начала снижаться уже утром 19 января и к 20-му приняла свой обычный вид.

Джованни Батиста Тьеполо
Джованни Батиста Тьеполо
Уникальные исследования взятой в Троице-Сергиевой лавре крещенской воды, проведенные несколько лет назад в Московском институте информационно-волновых технологий, показали, что частотный спектр излучения крещенской воды схож с электромагнитными излучениями здоровых органов человека. То есть, оказалось, что в крещенской воде заложена определенная информационная программа в виде упорядоченного набора здоровых частот человеческого организма. На мысль провести подобный эксперимент ученых натолкнули разительные перемены в состоянии женщины, страдавшей тяжелой формой онкологического заболевания. Женщина вдруг стала выздоравливать, её состояние менялось на глазах. Выяснилось, что больная ездила на Крещение в Троице-Сергиеву лавру к целителю отцу Герману. Священник наказал ей ежедневно принимать ванну, добавляя в неё ложку святой воды. Ученые замерили электромагнитное излучение воды. Результаты были такими: святая вода и обычная водопроводная с добавлением святой, выдавали сигнал, аналогичный сигналу здорового органа человека, а сигнал от водопроводной воды - больного.

Будет ли когда-нибудь разгадан этот феномен - пока неизвестно. Однако верующим людям не нужно никаких научных доказательств.

Как принимать

Святую воду нужно принимать только натощак, умывшись и сотворив специальную молитву. Хранить ее нужно в красном углу, рядом с иконами. Такую воду нельзя кипятить. Чтобы вода не переводилась круглый год до следующего Крещения, ее нужно добавлять буквально по капле - и этого будет достаточно - в приготовленную емкость с чистой питьевой водой.

Божественная благодать, заключающаяся в этой воде, предназначена для всех без исключения. Однако она не будет доступна людям нечистым и злым. И вопрос тут, как считают священнослужители, не в милости Божьей, а в сердце человеческом - насколько оно готово принять святыню? То, что мы делаем неправильно, возвращается к нам не в качестве наказания, а в качестве результата.

По материалам открытых электронных СМИ