С экрана - на подиум

В прошлом году зрители британского телеканала "Sky Movies" и читатели популярного журнала "In Style" выбрали самый лучший наряд в истории кино. Результаты удивили.

В прошлом году зрители британского телеканала "Sky Movies" и читатели популярного журнала "In Style" выбрали самый лучший наряд в истории кино. Результаты удивили. Лучшим платьем всех кинолент за всю историю кино было признано изумрудное платье Киры Найтли из фильма "Искупление". Фильм вышел на экраны в 2007 году и был номинирован на 7 Оскаров, в том числе, в номинации "лучший костюм", а изумрудное платье работы Жаклин Дюрран вскоре было продано на благотворительном аукционе.

Платье в пол с длинным шлейфом и открытой спиной - дань довоенной моде, оно делает невозможно хрупкой и без того тоненькую фигурку актрисы, обнажает всю ее беззащитную худобу. И отрицательных отзывов после выхода фильма получило не меньше, чем положительных. Но - в противоречии и рождается мода. А мы, поздравив победительницу, можем отметить основные вехи киномоды. Не просто лучшие наряды мирового кино - наряды, которые изменили моду и обрели вечную жизнь за пределами экрана.

Наряды Веры Холодной из к/ф "Последнее танго"

Кинематограф и мода неразрывно связаны между собой, начиная с первых лет существования кино. В 1910-е годы законодателем мод становится русский импресарио Сергей Дягилев, и в кино из театра и балета приходят густо подведенные глаза, тяжелые ресницы и бледная кожа. На благодатной почве сверхпопулярного немого кино модные тенденции развиваются, трансформируются и расцветают буйным цветом, и диктует их Королева экрана - Вера Холодная.

Вера одевалась в наряды Надежды Ламановой, а также сама придумывала себе фасоны, подбирала ткани и отделку, сама украшала свои шляпки. Она создавала свой образ от и до, и фотографии ее нарядов стали для русских женщин альтернативой модным журналам. Ей достаточно было просто появиться на экране в грандиозном, сложносочиненном платье и шиншилловом палантине, чтобы по стране прокатилась волна подражаний. Так в моду вошли боа из страусиных перьев, сумки-саквояжи, бусы в несколько ярусов и ассиметричный крой платьев.

Это эффектное появление стиля "ретро", неорусского стиля эпохи модерна, к которому и по сей день возвращаются дизайнеры и визажисты. Продолжился он в нарядах других звезд "великого немого", среди которых знаменитые эмигрантки 20-х годов: Алла Назимова, Пола Негри (Аполония Халупец), Анна Стен, Лиа Мара (Александра Гудович), Ольга Бакланова, Наталья Кованько и многие другие.

Мужской костюм Марлен Дитрих из к/ф "Марокко"

Марлен Дитрих стала первой женщиной, появлявшейся на публике в мужском костюме. Она же на практике доказала фразу "смелость - лучшее украшение женщины" и совершила настоящий модный переворот. Благодаря Марлен мы носим брючные костюмы, галстуки и шляпы, она же первая показала и доказала, насколько сексуальной может быть женщина в мужской одежде.

Ее образ до сих пор вдохновляет дизайнеров Chanel, Dior, Yves Saint Laurent. В течение века он трансформировался, и в разное время превращался то в образ Лайзы Минелли в фильме "Кабаре", то в образ Умы Турман из "Криминального чтива". В нашей стране экранный образ Орловой порой дословно повторял стиль Марлен Дитрих. В настоящее время стильной последовательницей Марлен считается актриса Тильда Суинтон.

"Великое белое" из к/ф "Обед в восемь"

Голливудская звезда Джин Харлоу так и вошла в историю мирового кинематографа - в белом, преступно облегающем, подчеркнуто сексуальном платье. "Великое белое", как окрестили его модные критики. У "великого белого" была нелегкая судьба - его перекраивали и перешивали, преобразовывали и переигрывали до тех пор, пока оно на теле актрисы не превращалось во "вторую кожу". Для Джин Харлоу "великое белое" подбирал Жильбер Адриан (именно он в то время создавал имидж великих звезд в кинокомпании "Метро-Голдвин-Мейер"), он же, в буквальном смысле, приклеивал платье к телу Джин.

"Великое белое" вместе с "маленьким черным" составило классический дуэт беспроигрышных вечерних платьев, который до сих пор вдохновляет каждого первого дизайнера и находит поклонницу в лице едва ли не каждой женщины. Вариации на эту тему продолжаются до сих пор.

Черное платье Одри из к/ф "Завтрак у Тиффани"

Лаконичное черное - визитная карточка Одри Хэпберн. Черное платье Givenchy, черные перчатки, лодочки и очки, безупречность которых подчеркивает белый жемчуг. Знаменитое платье из фильма "Завтрак у Тиффани" в мгновение ока сделал актрису иконой стиля.

Над имиджем актрисы работал ее друг Юбер де Живанши - Одри на протяжении всей его жизни вдохновляла мастера. Ему же принадлежит это черное атласное платье в пол с изящным вырезом, открывающим лопатки и с помощью верхней полукруглой границы подчеркивающим безупречную линию женской шеи. И никакого декольте: дальнейшие вариации с новообразовавшимся декольте (например, у Collen McLoughlin) полностью уничтожали обаяние платья Одри.

Разлетающееся белое из к/ф "Зуд седьмого года"

До появления на экранах фильма "Искупление" с трепетной Кирой Найтли в изумрудном платье, именное знаменитое белое плиссированное платье Мэрилин Монро из фильма "Зуд седьмого года" венчало список легендарных нарядов мирового кино.

Это платье, разлетающееся от ветра подземки, создало самый сексуальный образ в истории кино. Мэрилин не постеснялась нарушить все модные заповеди того времени: она обнажила ноги (и бедра), продемонстрировала глубокое декольте и подчеркнула бюст за счет особого кроя (как стало известно позже, впечатляющий бюст актрисы - во многом заслуга дизайнеров). "Разве это не восхитительно?", - спрашивает дива, пытаясь удержать разлетающийся плиссированный подол. Этот эпизод навсегда остался в истории кино символом предельной женственности, который затмил все модные эксперименты прошлого - и мужские костюмы, и цилиндры, и многослойные вычурные платья.

Триумф 80-х в сериале "Династия"

Киномода порой задает вектор для создания целого модного течения, и сериал "Династия" оставил после себя особый, "роскошный стиль властных 80-х". О сериале уже многие не помнят, а вот его знаковые костюмы цитируют и по сей день. И мы не случайно заговорили о 80-х: вот уже второй сезон подряд они царят на подиумах, и весенне-летние коллекции повторяют осенне-зимние.

Костюмы "Династии" - это широкие плечи, крупные аксессуары, тонкие каблуки и особая элегантность властной, знающей себе цену женщины. И в то же время - дорогая классика, ставшая визитной карточкой "роскошного look". Наглядный пример - Джоан Коллинз в светло-сером платье джерси и таком же пальто с лисьим мехом, в перчатках, лодочках и маленькой шляпке с вуалью. Сегодня на подиумах вновь фасоны Клода Монтана и Аззедина Алайи, широкие плечи, платья в духе Chanel 80-х и прочие бесконечные цитаты в коллекциях Yves Saint Laurent, Martin Margiela, Marc Jacobs. Тему "роскошного look" успешно продолжат наряды Джулии Робертс в фильме "Красотка", а затем в моду ворвется - ...

Провокационное мини Шэрон Стоун из к/ф "Основной инстинкт"

Никакой элегантности, никаких нежных метафор в адрес прекрасной половины человечества. Наступило новое время, 90-е, в которых возможно всё. Лодочки сменяются убийственными шпильками. Длина юбок стремительно взлетает до критической отметки. Сексуальность отныне - лучшее украшение женщины. Сексуальность провокационная, развязная.

Эти новые правила задекларировала киногероиня Шэрон Стоун в фильме "Основной инстинкт". Актрисе достаточно было единожды предстать на экране в облегающем белом платье, под которым нет даже намека на нижнее белье, чтобы навсегда остаться в истории кино. И совсем не важно, что все последующие фильмы актрисы не оставили в этой истории ни малейшего отпечатка.

Вечный союз моды и кино

Моду подпитывает искусство, дизайнеров вдохновляют образы кинодив. В истории и моды, и кино сохранились имена величайших создателей костюмов, чьи работы покинули пределы экранов и начали жить собственной жизнью в модном потоке. Первым из них стал Жильбер Адриан, он создавал имидж и шил костюмы для многих знаменитых актрис своего времени, включая Грету Гарбо и Кэтрин Хёпберн. Модельер Тревис Бентон прославился на весь Голливуд, создав неповторимый стиль Марлен Дитрих. Над созданием костюмов для киногероев работали и Шанель, и Диор, и Живанши, и Скьяпарелли.

Что же сейчас? А сейчас любой успешный фильм порождается новую модную волну. Сериал "Секс в большом городе" не просто раскрутил множество брендов, он создал стиль современной жительницы мегаполиса и - совсем немного - fashion victim. Греческие мотивы в одежде обозначились сразу после премьеры фильма "Троя". Как только на экраны вышел фильм "Мулен Руж", отзвуки кабаре тут же послышались на подиумах, и в гардеробах многих барышень появились корсеты и кокетливые чулки с бантами, кружевами и атласными лентами.

Сериал "Клон" начал диктовать моду на все восточное. А после недавней премьеры фильма "Стиляги" по стране прошла волна стилизованных вечеринок с соответствующим дресс-кодом, и, подразумеваю, не за горами возвращение моды стиляг. Все-таки киномода получает не меньше поклонников, чем самые кассовые фильмы.

Slide image for gallery: 334 | к/ф "Династия"
Slide image for gallery: 334 | Джин Харлоу "Обед в восемь"
Slide image for gallery: 334 | Кира Найтли "Искупление"
Slide image for gallery: 334 | Кира Найтли "Искупление"
Slide image for gallery: 334 | Марлен Дитрих "Марокко"
Slide image for gallery: 334 | Мэрелин Монро "Зуд седьмого года"
Slide image for gallery: 334 | Мэрелин Монро "Зуд седьмого года"
Slide image for gallery: 334 | Одри Хепберн "Завтрак у Тиффани"
Slide image for gallery: 334 | Шэрон Стоун "Основной инстинкт"
Slide image for gallery: 334 | Вера Холодная