Дмитрий Глуховский: "Без женщин слава и деньги не имеют значения"

Дмитрий Глуховский - молодой писатель-фантаст, известный широкому кругу читателей по таким успешным произведениям, как «Метро 2033», «Метро 2034» и «Сумерки».

Дмитрий Глуховский - молодой писатель-фантаст, известный широкому кругу читателей по таким успешным произведениям, как «Метро 2033», «Метро 2034» и «Сумерки».

Ведущий программы «Фантастический завтрак» на PostTV и просто очень обаятельный молодой человек  рассказывает о том, зачем ему пять иностранных языков, что он думает о современной литературе и почему наши соотечественницы - самые милые и

Content image for: 80332
душевные.

Дмитрий, насколько мне известно, Вы знаете пять иностранных языков. В России их успели выучить или уезжали в Европу специально ради этого?

Меня отдали во французскую спецшколу, затем с двенадцати лет я учил английский. Чуть позже поехал учиться в Израиль и там освоил иврит. Через несколько лет перебрался в Германию, поэтому пришлось разбираться с немецким. Ну и затем я работал во Франции на телеканале EuroNews, где также успел выучить и испанский. Многие из моих коллег по EuroNews были убеждены, что я шпион, потому что других объяснений тому, что русский говорит на шести языках, они не видели (улыбается).

Что для Вас стало самым тяжелым за границей?

Самым главным испытанием, с которым мне пришлось столкнуться - голод общения. Даже когда твой русский акцент еле уловим, французы, испанцы или немцы все равно чувствуют в тебе иностранца. В Германии я сидел на социальном пособии около года. И с тех пор со всей ответственностью вам заверяю, что социально ориентированное государство - зло, так как эти пособия настолько расхолаживают тебя, что за год превращают целеустремленных людей в безвольный студень. За тот год я написал первую половину «Метро 2033» и могу сказать, что только это спасло меня от депрессии. И, кстати, хочу отметить, что серьезный писатель должен выпускать одну книгу в год, чтобы о нем не забыли. Иначе, расслабишься и соскочишь с волны. Конечно, если книга ни о чем и если она не заставляет человека, закрыв книгу, пойти к другу и начать с ним спорить, то она не имеет никакого смысла в таком случае.

Помимо всех прочих Ваших достижений, вы ведете программу «Фантастический завтрак» на интернет-канале PostTV. Кому пришла в голову идея создания этого проекта?

Идея программы принадлежит Василию Бровко, который является генеральным директором «Апостол Медиа Групп» и телеканала PostTV. Концепция мне понравилась, и в результате получилась популярная и познавательная программа с ведущими учеными и специалистами из разных областей: от дизайна до бактериологии и от кулинарии до архитектуры. Мне интересно общаться с людьми, которые чувствуют уверенность в сегодняшнем дне, многого добились вчера и знают, что нам стоит ожидать от завтрашнего дня. Мне интересно работать на этом интернет-канале, а также интересно быть ведущим программы «Фантастический завтрак» на PostTV.

Дмитрий, Вы одновременно являетесь писателем, ведущим, также работали на радио. Можете сказать, что, все-таки, вам ближе?

Наверное, книги и в какой-то степени кино.

Насколько Вы строги к себе как к писателю? Чье творчество для Вас эталон?

Книги для меня - единственный настоящий способ самореализации. Я мог бы позволить себе не до конца выкладываться в радиоэфире, когда работал ди-джеем, мог бы снимать новостные сюжеты конвейерным методом, не стараясь вложить изюминку в каждый из них, когда был телекорреспондентом. Но книг у меня всего три, и для меня это - не ремесло. На каждую книгу у меня уходило по несколько лет, и я делал все, чтобы мне за них не было стыдно. Эталонами писательского мастерства для меня были и остаются Умберто Эко, Хорхе Борхес, Габриэль Гарсия Маркес, Антуан де Сент Экзюпери.

Назвали ли бы Вы нынешнее поколение читающим? Вас не страшит засилье макулатуры на книжных полках, которое, по сути, формирует читательский вкус?

Конечно, новое поколение читает. И оно читает больше, чем поколение их отцов. Сегодняшняя культура - письменная. Нет ни одного молодого человека или девушки, которые не пользуются Интернетом хотя бы пару часов в день. А в Сети ты и пишешь, и читаешь постоянно. И я точно знаю, что это поколение читает не только форумы. Книжный рынок отлично себя чувствует даже в кризис. Что касается качества и жанров - высокая литература во все времена оставалась уделом меньшинства. А большинство использовало ее просто для развлечения. Мне не кажется, что сейчас происходит что-то новое, и уж точно с читательскими вкусами не творится ничего апокалиптического.

А статус известного писателя помогает в общении с девушками?

Content image for: 80332

Сначала ты знакомишься с девушкой, затем ей что-то рассказываешь, очаровываешь, а когда она прочла твою книгу, у нее уже появляется ощущение, будто она тебя знает. Если книга ей понравилась, девушка уже создала романтический образ и при знакомстве смотрит на тебя затуманенным взором. Слава, конечно, в этом деле очень помогает. Но у меня есть подозрение, что все, что мужчины делают, они делают для того, чтобы добиться успеха у женщин, так как без вас, дорогие мои, ни слава, ни деньги сами по себе не имеют никакого значения (улыбается).

При знакомстве с противоположным полом Ваша сугубая образованность не мешает ли? Кого Вы ищите в женщине - интеллектуалку с железной хваткой или милое лопочущее создание?

Я не считаю себя очень уж образованным человеком. Я только в самом начале этого долгого пути. Что же касается культурного уровня у девушек... Девушки, мы вас любим не только за это!

Что Вы могли бы сказать о различиях в ментальности женщин Запада и России? Что Вам не нравится в западных женщинах и чего, на Ваш взгляд, не хватает нашим соотечественницам?

Во-первых, француженки мало напоминают немок, а итальянки - шведок. Тут неправильно обобщать. Лучшими - самыми душевными, милыми и сговорчивыми - бесспорно, остаются наши девчонки. В католических латинских странах девушки все немного усложняют. Хотя у француженок, бесспорно, есть удивительный шарм и сексуальность, и колготки в сеточку под кеды "Пума" правильно умеют надевать только они. Наши в Москве уже всем хороши, остальным нужно бы быть чуть более ухоженными. Но это исторический процесс, и он уже идет в нужном направлении.

В школах на время летних каникул детям дают список литературы для прочтения. Можно ли получить такой список от писателя Дмитрия Глуховского? Ну, скажем, 7 книг.


Летние каникулы кончились, вы не в курсе? (Смеется.) Поэтому речь сейчас идет скорее об обязательной школьной программе. Я бы включил в нее "Сто лет одиночества" Маркеса, "Вино из одуванчиков" Брэдбери, "Имя розы" Умберто Эко, "Град обреченный" Стругацких, "Пену дней" Виана, "Маленького принца" Сент-Экзюпери, ну и "Прощай, оружие" Хемингуэя. Мне кажется, с этими книгами можно настроиться на нужный лад. Но это все для тех, кому за 13. Детям лучше же читать Гарри Поттера - как раз семь книг и выйдет.

Что бы Вы пожелали нашим читательницам?

Искренне желаю всем любви. Она существует. Я точно знаю! (Улыбается).