Женщины глазами Кристиана Диора (ФОТО)

В маленьком рыбацком городке Гранвиль, в Нормандии, что на французском берегу Ла-Манша, жила ничем не примечательная семья Диор. Тогда, в начале прошлого столетия, эту фамилию знали разве что местные торговцы.

В маленьком рыбацком городке Гранвиль, в Нормандии, что на французском берегу Ла-Манша, жила ничем не примечательная семья Диор. Тогда, в

начале прошлого столетия, эту фамилию знали разве что местные торговцы - глава семейства сколотил состояние на продаже химических удобрений. Кристиан, третий из пятерых детей, родился 21 января 1905 года, когда дела отца шли особенно удачно. Бизнес развивался семимильными шагами, деньги в семью текли буквально рекой. Мать могла ни в чем не отказывать ни себе, ни детям - будь то необходимые траты или предметы роскоши. Вскоре в рыбацком городке состоятельному семейству стало тесно, и в 1911 году было решено перебраться поближе к цивилизации, в Париж.

Начальное образование Кристиан получил на дому, родители готовили его к поступлению в политическую школу. Старшие Диоры были уверены, что мальчика ждет блестящая дипломатическая карьера. Юноша был способный и без труда поступил в Свободную школу политических наук, где предполагалось изучать международное право и географию. Но Диору быстро наскучили науки, все свое время он проводил в музеях. Не то, чтобы Кристиан слонялся без дела - он изучал то, что было ему действительно по вкусу: живопись, музыкальную композицию, историю искусств.

От роскоши до нищеты один шаг

Увлечение искусством оказалось не просто подростковой блажью, Диор всерьез решил посвятить себя прекрасному, и родители не стали идти наперекор желаниям отпрыска. Политическая школа была без сожаления оставлена. Отец дал Кристиану большую сумму денег и благословил на подвиги. В 1928 году юный Диор со своим другом Жаном Бонжаком открыл художественную галерею, где выставлялись Дерен, Пикассо, Матисс. Вот она, счастливая жизнь! В свободное от дел в галерее время Кристиан ради своего удовольствия занимается рисунком, берет уроки живописи и композиции. И если бы все шло так гладко, мир, возможно, и не узнал бы Кристиана Диора. Не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1931 году от рака умирает мать будущего кутюрье. В этом же году отец Диора разоряется, а затем заболевает туберкулезом. Кристиан остался один на один с жестоким «взрослым» миром. Галерею пришлось закрыть - отцовское финансирование прекратилось.

Теперь молодому Диору нужно самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Тут-то недостаток прикладного образования дает о себе знать. Единственное ремесло, доступное Кристиану, оказалось рисование. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, Диор начал продавать свои рисунки в журнал La Figaro Illustre. Замысловатые шляпки и модели одежды вызвали живой интерес у читателей, рисунки Кристиана начали пользоваться большим спросом. А в 1938 году на журнальную вырезку с эскизом молодого художника наткнулся сам Роберт Пиге. Модельер отметил талант Диора и даже хотел предложить должность ассистента в своем Доме моды, но грянувшая война не дала планам осуществиться. Вместо того чтобы занять теплое место в швейном ателье маэстро, Кристиану пришлось уйти на фронт.

С чистого листа

Отдав долг родине, в 1941 году Диор демобилизовался и вернулся в Париж. Но работать в качестве придворного художника при журнале Кристиану уже не хотелось - нужно было двигаться дальше. Использовав все свои немногочисленные связи и знакомства, будущий модельер находит работу ассистента модельера в довольно известном в то время Доме моды Lucien Lelong. Работая подмастерьем, Диор научился любить не только искусство моды, но и ее технологию. Он многое узнал о свойствах ткани, о крое, о внутреннем устройстве швейного дела. До самого конца войны ателье обшивает жен и любовниц немецких военных и французских коллаборационистов.

После того, как закончилась война, освобожденная Франция, как и вся Европа, оказалась в плачевном состоянии. Блеск и шик Парижа сменились нищетой и упадком. Настало время возрождения. Как раз в это время так называемый король хлопка Марсель Буссак подыскивал одаренного модельера, который мог бы возродить некогда преуспевающую фирму по пошиву одежды Philippe et Gaston. Приближенный Буссака посоветовал обратить внимание на Кристиана Диора, подающего надежды кутюрье.

При первой же встрече с магнатом Диор изложил свою собственную концепцию нового послевоенного стиля, описал образ, который должен возродить моду во Франции. Марсель Буссак, сколотивший состояние на продаже текстиля, настолько проникся идеями Кристиана, что не просто дал работу модельеру, а выделил огромный бюджет на создание абсолютно нового Дома моды. В послевоенное время 60 миллионов франков - неслыханная сумма. Но Буссак не прогадал: впоследствии эти деньги вернулись сторицей.

Новый взгляд

Первая коллекция под маркой Christian Dior вышла 12 февраля 1947 года. В это время женщины буквально истосковались по роскошным нарядам, по цветным тканям и замысловатым линиям. В военные годы в моду вынужденно вошел нехитрый наряд - пиджаки с острыми плечиками, юбки до колен. Все это смотрелось очень скупо и серо. Конечно, дамы жаждали чего-то нового, изящного, утонченного и, главное, роскошного. И Кристиан Диор был в этом с ними абсолютно солидарен. Он хотел видеть женщин в шикарных одеждах, вернуть им не только возможность, но и желание наряжаться. В первую коллекцию вошли наряды с мягкой линией плеч, туго затянутой талией и пышными юбками. Безусловно, такой силуэт стал революционным в послевоенной Франции. Диор называл этот образ «женщина-цветок». А вот редактор журнала Harper's Bazaar Кармель Сноу выразила свое восхищение по-другому: «Это похоже на настоящее откровение, дорогой Кристиан, ваши платья создают какой-то новый образ». С легкой руки Сноу весь мир узнал, что такое new look от DIOR. Это был безоговорочный успех.

Большего Кристиан Диор и желать не мог! Ему заказывали платья и богатые дамы, и даже звезды первой величины - только успевай обшивать. Швейные машины работали в Доме и днем, и ночью. Великая Рита Хейворд надела платье DIOR на премьеру своего фильма «Джильда», балерине Марго Фонтейн полюбились костюмы кутюрье, принцессы Британии Элизабет и Маргарет тоже стали клиентками модного Дома. Тем более что конкурентов у Кристиана практически не было, разве только Pierre Balmain и Cristobal Balenciaga. Но и этим модельерам было далеко до успеха дома Christian Dior.

«Я вернул женщинам удовольствие красиво одеваться»

Став богатым и знаменитым на весь мир, Диор тем не менее не забывал, откуда он вышел. Не забывал, что без помощи друзей и покровительства богатых спонсоров, ему вряд ли удалось бы построить свою Империю моды. Он был щедр и с удовольствием делился своим успехом и своими знаниями. Учениками Диора были Пьер Карден и Ив Сен-Лоран. Маэстро прививал своим ассистентам любовь к женщине. Он учил создавать одежду не как выражение собственных амбиций, а как средство, которое в состоянии сделать даму прекраснее и счастливее.

В 1957 году Кристиан Диор доверил Иву Сен-Лорану создать целых 35 нарядов для показа осенней коллекции. Шоу прошло с уже привычным для дома DIOR триумфом. Кристиан и его протеже Сен-Лоран были в восторге. Маэстро будто предвидел скорую кончину и готовил себе преемника. Сразу же после показа Кристиан отправился на заслуженный отдых в Италию, на spa-курорт Montecatini. Там во время обеда Диор подавился рыбьей костью и умер от сердечного приступа.

На общественной панихиде присутствовали две с половиной тысячи человек, тут были и простые смертные, и звездные клиенты, и служащие Дома моды. Модный мир скорбел об уходе Кристиана Диора. Французская газета Le Monde ассоциировала Диора с самим Парижем: «Имя этого человека стало синонимом хорошего вкуса, искусства жить и символом утонченной культуры - всего того, что представляет Париж в массовом сознании».

Фото: Fotobank.ru, Global Look Press, Starface.ru

7фотографий