Девушке-матросу трудно не только найти работу из-за списка запрещенных профессий, но и устроиться на практику. Перевозка серы, которая разъедает кожу и глаза, упреки от капитана, непонимание со стороны окружающих — вот с чем сталкивается человек, который решил работать «на воде».
Елена Гудзь (24), третий помощник капитана, работает полгода без выходных, зато купается в Черном море, ночует в лесу и тусуется на арт-фестивалях. Она рассказала о профессии и о том, что такое яшка, люмик и кок.
Я родилась и выросла в морском городе, все мое детство прошло на берегу местного лимана (залива с извилистыми невысокими берегами). Никогда не думала, что буду работать на воде. Но сейчас мой работодатель — маленькая российская компания с судами типа река-море. Из-за своей небольшой осадки такие корабли могут ходить по разным типам водоемов.
У нас, конечно же, больше мужчин. Мои коллеги, с которыми я познакомилась и общаюсь в интернете, рассказывают о зарубежном опыте. По их словам, там девушке проще устроиться на судно: и капитаном, и старшим помощником. Но существует неутешительная статистика ИМО (International Maritime Organization): только 1—2% от общего количества моряков в мире — женщины. Это подтверждает и моя практика: за пять лет на флоте я работала только с одной девушкой-штурманом. Не считаю поваров, потому что женщина в роли кухарки — обычное явление.
О реакции окружающих и капитанов
Когда я познакомилась со своим будущим мужем и рассказала ему про свою работу, он думал, что я над ним шучу.
Женщины обычно восхищаются: «Ничего себе, а тебе не тяжело?» и часто спрашивают: «А моряки не пристают?» Мужчины в большинстве случаев с недоумением качают головой: «А оно тебе надо?» Однажды дежурный уролог в больнице сказал мне: «Ой, бросьте вы это, зачем вам такая тяжелая работа? Найдите что-нибудь на берегу».
С капитанами тоже неоднозначные отношения. Когда я работала матросом на судне с девушкой-штурманом и женщиной-поваром, капитан часто говорил: «Девушке на флоте не место! Вы все живете во грехе!» Во грехе — потому что все были не замужем.
Такой случай, конечно, исключение. Но из девяти капитанов, с которыми я работала, только двое относились ко мне благосклонно. Остальные, было видно, предпочли бы видеть на моем месте парня.
Кто такой матрос?
Это не профессия. Профессия — это моряк, а он уже может быть штурманом, матросом, механиком и мотористом.
Матросом я в общей сложности проработала 13 месяцев. Это физическая работа, было тяжело. Нужно было тягать швартовые, замывать трюма и палубу.
Один раз я отстояла многочасовую вахту, а потом отмывала трюма. Тогда мы перевозили серу, а она едкая и вонючая. В итоге, пришлось вычищать вручную: я была на ногах 12 часов, валилась от усталости и ломило все тело. Привыкла переносить нагрузки, но это был мой день рождения, исполнилось тогда 20 лет. Даже не знаю, из-за чего расстроилась больше: от досады или от того, что мне разъедало кожу и глаза.
Но у этой профессии есть огромный плюс — свободное для путешествий время. Например, в этом году мы всё лето с мужем катались по Крыму и Краснодарскому краю. Ночевали в лесу, купались в Черном море, три дня тусили на арт-фестивале. И все это без оглядок на рабочий график и финансы. А еще мой словарный запас пополнился такими словами как яшка (якорь), люмик (иллюминатор), кок (повар) и корабел (судно).
Об ограничениях и запрете на работу
Сначала меня, первокурсницу, не взяли практиковаться на парусник «Крузенштерн», потому что из-за одной студентки не захотели отапливать шестиместный кубрик. Потом рейс 2014 года в Сочи на Олимпийские игры тоже прошел без меня, потому что «был слишком ответствен для девушки». При этом училась я лучше всех, единственная из группы окончила с красным дипломом. Вспоминаю со слезами на глазах, как мои одногруппники-парни успели побывать и в Гданьске, и в Бремерхафене, и в Калиниграде, а я мыла палубу на стоящем у причала ледоколе.
Когда на третьем курсе я столкнулась с такой же проблемой, родители написали письмо во все вышестоящие инстанции: президенту, премьеру, в министерства образования, транспорта, рыболовства. Не прошло и недели, как все руководство техникума меня загнобило: «Почему ты прыгаешь выше головы? Зачем написала президенту? Почему ты не обратилась к нам? Мы бы тебе помогли!»
Высказывание «Женщине на флоте не место» заставляет меня чувствовать себя самозванкой.
Об обязанностях
Сейчас я работаю третьим помощником капитана. В мои обязанности помимо управления судном входит работа с картами (прокладка маршрута и корректура). Также метеорологические и навигационные предупреждения, составление документов на приход и отход судна в порт, работа с документами экипажа.
Я шла к этому долго. За три года обучения в мореходке предоставляется год плавательной практики, потом — диплом. В теории все прекрасно, но не на деле: на практику меня никуда не брали, не мужчина же. Пришлось стажироваться на ледоколе, стоявшем в порту и на учебно-парусном судне, там я работала матросом-уборщицей.
Девушек не берут якобы из-за физической неподготовленности. Отчасти это так: швартовые я таскала не так резво, как мои коллеги, и мусора из трюмов доставала меньше, чем они. Но в целом работала не хуже. Я знала, на что иду, поэтому не принимаю запретов на какие бы то ни было профессии.
О рабочем графике
Я живу 5–6 месяцев в году по строгому графику. Встаю в семь утра, завтракаю, в 7.45 делаю обход судна и в 7.50 уже стою на мостике.
Смотрю, проверяю местоположение судна по электронной карте, радиолокационную станцию и радиостанции, заменяю старшего помощника. До 12.00 стою на вахте: корабль в открытом море или проходит пролив/реку. В 12.00 — обед, после обеда я немного отдыхаю, слушаю музыку, читаю, смотрю сериалы. С 13.00 до 15.00 я сплю, потому что отведенных семи часов не хватает. В 15.00 просыпаюсь, иду в душ и до 17.00 работаю. С 17.00 до 20.00 — ужин и личное время. С восьми до полуночи вахта, та же, что и утром. Затем отбой.
Часто рутину нарушает внеплановая работа: швартовки, перетяжки, оформление документов. Это может произойти в любое время дня и ночи. Бывало, я спала по два часа в сутки, и так полгода без перерывов и выходных. Праздник или день рождения — никакой разницы.
Зато отпуск тоже половина года. Не надо задумываться, как в субботу и воскресенье запихнуть все свои планы. Пятидневный график для меня вообще параллельная вселенная. Так же, как люди не представляют, каким образом я так долго не бываю дома, так и я не понимаю, как можно успевать жить два дня в неделю.
О зарплате и карьерном росте
Все зависит от компании и типа судна. На большом флоте (на танкере или химовозе) у коллег в моей должности зарплата может доходить до 3000$.
Я работаю на сухогрузе в маленькой речной компании и зарабатываю скромно. Если сложить мой годовой доход и поделить на пять месяцев стандартного контракта, то получится 1000$. В сумму входит и премия, и отпускные, и отгульные.
В профессии есть карьерный рост. Для штурманов — это должность капитана, для механиков — старшего механика. Где-то можно годами сидеть в должности, даже имея рекомендацию от капитана, а у кого-то получается набрать необходимый стаж и пройти экзамен, чтобы подняться на следующую ступень.
Читай также о том, как 31-летняя Петербурженка работает крановщицей.