Есть некие клише, которые часто заменяют нам реальные знания, причём именно с этими клише человек расстаётся наименее охотно. К таким «очевидным фактам» относится, например, миф о «грязной Европе», которая, в отличие от чисто вымытой России чесалась и дурно пахла (причём, вплоть до начала XIX века). Возможно, Вы удивитесь, но на Западе похожий миф существует, как раз, в отношении России! «Весь Лондон сбегался поглазеть на них, но из-за их неопрятности никто не решился бы прикоснуться к ним. Когда они являлись ко двору, то роняли не только жемчуг, но и насекомых», - так писал о русских боярах маститый историк викторианской Англии Т.Б. Маколей.
А ещё - из книги в книгу кочуют странные тезисы о том, что вплоть до начала XIX века духи существовали только затем, дабы отбивать запах грязного тела и никогда не стираемого белья. Возникает закономерный вопрос: если всё население настолько отвратительно пахло, в расчёте на кого, собственно, было нужно перекрывать малоприятные запахи ароматами терпких духов?
И как, в таком случае, объяснить наличие мыла, которое производилось и в Средние Века, и в эпоху Ренессанса, и в Галантном Веке? Производство ради производства - процесс, несомненно, захватывающий, но не настолько прибыльный, чтобы им было можно реально увлечься.
Теперь уже мало, кто помнит ту английскую карикатуру XVIII столетия, направленную против высоких причёсок. На карикатуре изображена дама с такой громадной куафюрой, что в ней спокойно разместились мыши, птицы и ещё какая-то мелкая живность. Но в XIX веке ловкие бытописатели старины превратили причёску - Теремок во... «вшивый домик». Из насмешки над величиной произросла насмешка над... грязью. И теперь даже вполне академические
Почему это клише так быстро прижилось? Опять- таки, всё в том же XIX столетии человек, действительно, принялся активно и очень часто мыться. Причиной этому была стремительно ухудшающаяся экологическая ситуация. Именно тогда в Европе задымили многочисленные заводы и фабрики, паровозы и пароходы. Мир постепенно погружался в дымы и вонь, порождаемые цивилизацией. Грубо говоря, человек стал гораздо быстрее загрязняться, нежели в «экологически чистом» XVIII столетии, но ему, принимающему ванну ежедневно, не приходило в голову, что его прабабушке такой моцион был попросту не нужен - у неё под окном не было завода, выпускающего анилиновые красители!
Итак, начнём с мыла, которое, по мнению сторонников теории «грязного прошлого», производилось неизвестно зачем и потреблялось неизвестно кем.
Изобретение мыла приписывается древним римлянам. О мыловарении упоминает также римский писатель и ученый Плиний Старший в своем трактате «Естественная история». Данный источник представляет собой энциклопедию естественных знаний античности, и упоминание в нём мыловарения однозначно говорит о том, что к тому времени его продукт стал неотъемлемой частью жизни римского населения.
Начиная с IX века, основным поставщиком мыла в Европе стал Марсель, и лишь с конца XIV века марсельское мыло уступило свое место венецианскому. Так же мыловарение активно развивалось в Италии, Греции и Испании.
В XV веке в Италии, в Севоне, начали впервые выпускать мыло промышленным путем. При этом жиры соединялись не с золой, а с природной кальцинированной содой. Это значительно снижало себестоимость мыла, а, следовательно, перевело мыловарение его из разряда ремесленного производства в мануфактурное.
Начиная с XIV века, мыловарни стали появляться и в Германии.
История мыловарения в России уходит своими корнями в допетровскую эпоху. Умельцы научились изготавливать мыло из поташа и животных жиров. Таким образом, в каждом доме было налажено производства этого столь необходимого в быту продукта. Ширилось число мелких мыловаренных мастерских, тем более что Россия располагала всеми необходимыми для этого ресурсами, и в первую очередь древесиной, так как в основе поташа лежала именно зола.
И вот тут возникает закономерный вопрос: для каких целей всё это мыло производилось, если народы Европы предпочитали не мыть руки перед едой?
Средневековые миниатюры довольно часто изображали сцены в бане. Кроме того, существовала и традиция приёма ванны в домашних условиях. Этот процесс, однако, был во-первых трудоёмким, во-вторых, дорогостоящим. «Ванна» представляла собой деревянную бадью, наполняющуюся водой, нагретой на очаге. Моющийся человек отгораживался от досужего взора балдахином или навесом. В более теплую погоду бадью выносили в сад замка, а когда наступали холода, ванна находилась около камина внутри замка. Знатные сеньоры имели в своих замках специального человека, чьей единственной обязанностью была подготовка ванны для всего семейства.
Здесь нужно сделать две очень важные оговорки. Во-первых, мытьё в Европе долгое время считалось привилегией зажиточных людей. Причина банальна - дороговизна дров (если учесть, что Европа всегда покупала у России именно лес, то можно себе представить, как там было туго с дровами). Во-вторых, нельзя, отрицать тот факт, что религиозные фанатики и особо высоконравственные граждане считали омовение тела греховным удовольствием и предпочитали не искушать себя оным.
Существует также версия о том, что общественные бани были весьма распространены до страшной чумы 1348 года, вспышки которой продолжались почти 100 лет. Мол, бани и были объявлены основным рассадником заразы, оттого их и прикрыли, поэтому в эпоху Ренессанса Европа вступила, стоически не вымыв ног.
Однако можно прочесть диаметрально противоположный тезис - Средневековье было грязным и зачумлённым, тогда как именно Ренессанс с его культом тела, раскрепостил всех настолько, что народ кинулся отмываться.
Но, так или иначе, всем известны картины, изображавшие королевских любовниц XVI века - Диану де Пуатье и Габриэль д` Эстре во время приёма ванны, а Брантом в своих «Галантных дамах» упоминает неаполитанское мыло.
Автор Maureen Waller в книге ‘1700 Scenes from London Life' отмечает, что герцог Девонширский даже завёл себе мраморную ванну с горячей водой, которая подавалась из «крана».
В XVIII столетии принятие ванны также ни у кого не вызывало водобоязни, да и количество религиозных фанатиков, предпочитавших воздерживаться от заботы о телесной чистоте, год от года уменьшалось. Фривольные картинки, на которые была столь богата Галантная Эпоха, часто изображали даму во время приёма ванны. Такова, например, известная картина Ж.Б. Патера «Le bain», купленная Фридрихом Великим.
Самым большим чистюлей Галантного Века был, кстати, прусский король Фридрих-Вильгельм I (отец Фридриха Великого). Он мылся каждый день, а руки драил бессчётное число раз. Об этих милых странностях повествует в своих Мемуарах его дочь - Вильгельмина Байрёйтская (вот эти мемуары, кстати, никто не подделывал!)
Все знают, что немецкая принцесса Фике (будущая Екатерина II) приехала в Россию со своим кувшином для мытья - она не знала, что в России есть бани.
Но, так или иначе, забота о теле оставалась привилегией богатых и власть имущих, а крепкие, концентрированные духи были нужны чисто вымытому богатею затем, чтобы оградить себя от окружающей вони. Французская исследовательница А. Ле Герер пишет: «Непосредственный контрапункт этому благоуханию - чудовищная вонь вокруг дворца...». К тому же, среди медиков существовало мнение, что сильные ароматы защищают от инфекционных заболеваний, в частности, от чумы, что духи способны «...создать защитную преграду между кожей и зачумленным воздухом»
Почему же, спросите Вы, это клише так распространено до сих пор? Психологи объясняют это следующим образом - многим людям нравится осознавать себя лучше, порядочнее, чище своих (и не своих) «предков». Эта мысль может быть озвучена следующим образом: «Какие же они были неряхи, не то, что мы сегодня!»
Ещё большуюрадость доставляет мысль, что даже короли и герцоги (якобы) ели грязными руками и сморкались в собственные кружевные жабо. Это проходит под рубрикой «Их нравы» и сильно повышает некоторым людям самооценку. Особенно нервическим экскурсоводшам, которые, показывая на портрет какой-нибудь придворной дивы, снисходительно вещают: «На самом деле, она дурно пахла, спала в кишащей клопами спальне и годами не причёсывала волосы!» Таким образом, говорить о том, что все жители Европы поголовно не мылись и прозябали в условиях чудовищной антисанитарии, не приходится. Другой вопрос - всем ли это было по карману? Но это уже - совсем другая история.