Мы задали вопросы о модных трендах Юле Прудько и Рональду Денису. Юля — основательница агентства June & July, она отвечает за pr многих российских модных брендов, так что не понаслышке знает все о трендах и о том, откуда они берутся. Рональд — основатель компании Global Fashion Management Antwerp. Среди его клиентов — бренды уровня Chloé, Joseph London, Stella McCartney.
Что такое модный тренд?
Юля Прудько:
— Тренд — это социокультурное понятие, складывающееся из огромного количества факторов самых разных сфер жизни. Тренды формируются под воздействием экономической, социальной и зачастую даже политической ситуации в мире. В готовый продукт тренды выливаются с помощью консалтинговых бюро и аналитических агентств, дающих прогнозы относительно трендов и формирующих трендбуки (трендбук — «сборник» аналитики трендов, который создается на несколько сезонов вперед. В нем содержится информация об актуальных цветах, материалах и т.д.), но предпосылки к возникновению трендов формируются, разумеется, не в рамках агентств, а на гораздо более тонких уровнях.
Фрик на одной из центральных улиц города, нашумевшая ретроспектива Клода Моне, информационный фокус на поселение в Центральной Африке, психологическая усталость жителей мегаполисов — все это и многое другое может стать предпосылкой к формированию трендов.
Рональд Денис:
— Если бы мне надо было объяснить понятие «тренд» человеку, который находится вне моды, я дал бы такое определение: тренд — это что-то, что становится невероятно популярным и модным по прошествии какого-то времени. Трендом может стать определенный дизайн, цвет, какая-то вещь или модный бренд. Но, справедливости ради, большинство модных марок берет что-то, что было в тренде несколько лет назад, немного видоизменяет продукт — и вот у нас есть «новый» тренд.
По сути, модная индустрия — это постоянное воспроизведение прошлого, его интерпретация, переработка. Есть такое известное высказывание «кради, как художник», что значит: бери уже существующую идею, но переделывай ее на свой лад.
Кто задает тренды? И кто такие трендсеттеры?
Рональд Денис:
— Тренды задают отдельные люди и модные компании. Есть специальные бюро, которые составляют свои прогнозы, предугадывают модные тренды и продают эти исследования крупным модным домам. Впрочем, в мире все еще есть дизайнеры, которые разрабатывают коллекции без привязки к исследованиям, они задают свои тенденции, но таких личностей очень мало. В большинстве своем представители индустрии просто плывут по течению и придерживаются трендов, которые и задают эти самые редкие дизайнеры.
Создание каждой коллекции начинается с определения концепции, выбора темы и подбора материалов, поэтому немаловажную роль в формировании трендов играют и крупные поставщики тканей. Я бы сказал, что коллекция рождается именно в тот момент, когда дизайнер выбирает материал.
Юля Прудько:
— Очень важную роль в модном мире играют трендсеттеры. В общепринятом понимании — это яркие девушки, которые самобытно и интересно умеют сочетать вещи, то есть фактически дают прикладные инструкции, как носить те или иные модели сезона.
Есть еще другая категория трендсеттеров — люди, которым плевать на моду, дизайнеров и показы, они просто выглядят так, как чувствуют, и, зачастую сами того не ведая, становятся трендсеттерами-первопроходцами.
Почему тренды дублируются на разных показах
Юля Прудько:
— У меня есть две версии. Одна более-менее логичная: поскольку большинство дизайнеров пользуются трендбуками, фактически пересечения неизбежны. Так или иначе дизайнеры создают коллекции, близкие по стилю. Но, как я сказала выше, тренды формируют глубинные социокультурные события, которым подвластны огромные количества людей: кто-то сталкивается с ними непосредственно, кто-то слышит или читает о них. Моя вторая гипотеза менее рациональна, но я свято в нее верю.
Я убеждена, что все живые существа, в том числе обладающие сознанием — то есть люди, — связаны неразрывным энергетическим и ментальным полем. Если принять эту теорию, то факт синхронного явления в мир схожих продуктов творчества не только не удивляет, но и кажется максимально логичным.
Рональд Денис:
— Как я уже сказал, создание коллекции начинается с выбора материала, а крупные модные дома сотрудничают с одними и теми же поставщиками. Поэтому нет ничего удивительного в том, что сначала мы видим милитари или кружева в Нью-Йорке, а несколько недель спустя — в Париже.
Правда ли, что в моде всё?
Рональд Денис:
— Из-за процесса глобализации и влияния Интернета модным трендом действительно может стать все, что угодно. Даже отдельно взятый человек становится трендом (спасибо инстаграм). По сути, кто угодно может создать аккаунт, который станет невероятно популярным, а там и огромная армия последователей соберется.
Юля Прудько:
— Если сравнивать нынешнюю ситуация на модном рынке с тем, как раньше относились к трендам, я бы сказала, что сейчас тренды не диктуют «носи только черное», а как бы просто заявляют о том, что они есть, «носи черное, но не все, или носи черное, но нечасто».
Тренды стали более либерально настроены, отчего появился огромный выбор. У тебя больше нет четкой инструкции по применению своего гардероба, перед человеком огромный набор вещей, выбор и пространство для творчества.
Но, безусловно, в социуме, особенно связанном с модой, чувствуется и некая «усталость» от модного многообразия — возможно, это как раз повод для того, чтобы трендом вновь стал минимализм.
Этой осенью мне, например, ближе спокойные вещи безупречного кроя — без принтов, камней, многообразия деталей и сумасшедших фактур. Крутой трикотаж, мужской крой костюмов, идеальная белая рубашка. В новом сезоне я как раз в категории «уставших» от моды трендопоследователей.