Современный ребенок любит копить и тратить деньги. А ваш родительский долг - научить его экономно обращаться с карманным бюджетом.
Но для начала перестаньте превозносить или намеренно принижать товарно-денежные отношения. Присказки о том, что «деньги - зло» и в то же время «деньги правят миром» и «решают все» оставьте для дружеских бесед с убеленными сединами и обремененными морщинами ровесниками. В конце концов, деньги - они и на африканском континенте всего-навсего купюры и монеты. Если ребенок просит на мороженое (пиццу, кино с друзьями и пр.), то это еще не повод вздыхать: «Ну вот, и мою кровиночку поглотила трясина потребительства!». Наоборот, как раз сейчас у вас есть шанс этого не допустить.
2-5 лет: как взрослые
Ребенок играет в вас. Он копирует вас и хочет быть во всем похожим. И если мама только что расплачивалась в магазине, значит, ему тоже срочно нужен собственный кошелек, в котором будут припрятаны монетки. По наблюдениям психологов, уже в 3-3,5 года малыш начинает проявлять активный интерес к деньгам (правда, это опыт американских детей, наверняка развивавшихся по системе Домана; российские же психологи называют другую цифру - 4-5 лет). В этом возрасте дитя уже готово самостоятельно взять в руки рубль, доллар или фунт стерлингов и заплатить за свою покупку. Выходит, к 4 годам нужно успеть обучить его обращению с деньгами.
Первое знакомство лучше провести не на практике, а в игре. В 3-3,5 года дети начинают активно играть в ролевые игры, в которые несложно внедрить элемент товарно-денежных отношений. Предложите сыграть в магазин, куда дочка придет за фруктами для кукол, или в автозаправочную станцию, куда сын пригонит свой пластмассовый внедорожник. Пользуйтесь купюрами из «Монополии» или других финансовых игр, рисуйте банкноты сами.
На первых порах ваша задача проста: объяснить ребенку, что в современном мире за все товары и услуги нужно платить. Одновременно, делая покупки в настоящем магазине, обращайте внимание крохи на то, что вы расплачиваетесь с кассиром точно так же, как делали это в игре. Показывайте ему ценники и объясняйте, что они означают. А как только ребенок научится распознавать цифры и считать, вводите понятие «сдача» (до тех пор в играх он будет просто протягивать «денежку», не обращая внимания на ее номинал).
5-8 лет: учим матчасть
Примерно с 5 лет психологи советуют разрешать ребенку самостоятельно расплачиваться в магазине за семейные покупки (пускай делает это под вашим присмотром), проверять сдачу, раскладывать купюры по номиналам в мамином кошельке. Кстати, кошелек не должен быть запретной зоной для ребенка (помните про сладость запретного плода?). Если вы часто пользуетесь излюбленным родительским приемом «Извини, сегодня не могу купить чупа-чупс (жвачку, игрушку и т. д.) - денежек нет!», значит, заведите секретный кошелек, где будете прятать банкноты.
Но старайтесь без нужды не скрывать содержимое своего бумажника от ребенка, а наоборот, показывайте, какие купюры в нем есть. Одновременно поясняйте, что тратить деньги из кошелька без разрешения родителей недопустимо (можно даже добавить, чем это карается). Помните, что вы должны прививать здоровое отношение к деньгам: заглядывать в мамин кошелек позволительно только из любопытства, а не из стремления вытащить оттуда немного хрустящих бумажек.
С 6-7 лет можно начать выдавать на карманные расходы. Обычно этот шаг связан с тем, что малыш становится более самостоятельным, идет в школу, вынужден находиться в течение дня вдали от родителей. Вы по-прежнему кормите, поите, одеваете ребенка, снабжаете его всем необходимым, но деньги нужны ему как элемент обучения и взросления. Пускай учится по собственному усмотрению тратить, выстраивать бюджет и планировать покупки. Этот бесценный навык пригодится всего через каких-то 8-10 лет!
Первые финансовые уроки должны проходить как можно радостнее. Разрешите (и даже настаивайте) потратить всю выданную сумму: ребенок может купить мороженое, булку, жвачку, любую игрушку, которая на взрослом языке называется «ерунда». Но вы должны обставить это событие как праздник: сегодня наш малыш стал взрослым, и это надо отметить! Хорошо, если на карманные деньги ему удалось сделать несколько мелких покупок (желательно - в разных торговых точках), самостоятельно рассчитав, сколько дать продавцу и сколько сдачи получить. Но не беда, если вам не удалось совместить первый шопинг с уроком арифметики, сделаете это в следующий раз.
Кстати, если домашние задания по математике пока не поддаются вашему школьнику, предложите ему перефразировать текст задачи на финансовый язык. К примеру, знаменитую историю про две трубы, из которых вытекает вода в бассейн, можно превратить в увлекательный сюжет о том, как в кошелек из двух источников (от папы и от мамы) поступают денежные вливания. Скорее всего, задачи перестанут быть камнем преткновения!
От 8 лет: уроки зкономии
У 8-10-летнего школьника первые самостоятельные покупки уже позади - перед нами бывалый шопоголик. В зависимости от воспитания он может проявлять склонность к накопительству или, напротив, транжирить деньги направо и налево. Психологи считают, что «финансовый» характер человека складывается уже в первые 1,5-2 года общения с деньгами и обычно копируется с поведения одного или обоих родителей. И если ваш супруг напоминает героя фильма «Любовь и голуби» («Вась, куда деньги дел?»), то вам следует взять инициативу в свои руки и пока не поздно научить любимое чадо бережно относиться к бюджету.
У 8-10-летнего школьника первые самостоятельные покупки уже позади - перед нами бывалый шопоголик. В зависимости от воспитания он может проявлять склонность к накопительству или, напротив, транжирить деньги направо и налево. Психологи считают, что «финансовый» характер человека складывается уже в первые 1,5-2 года общения с деньгами и обычно копируется с поведения одного или обоих родителей. И если ваш супруг напоминает героя фильма «Любовь и голуби» («Вась, куда деньги дел?»), то вам следует взять инициативу в свои руки и пока не поздно научить любимое чадо бережно относиться к бюджету.
- Подарите ему блокнот для личной бухгалтерии. Пускай разделит страничку на два столбца и в один записывает поступления («10 мая. Подарок от бабушки. 300 руб»), а во второй - расходы («12 мая. Билет в кино - 100 руб., попкорн - 40 руб.»). В конце недели или месяца подводите вместе баланс (ребенку старше 11-12 лет лучше доверить делать это самостоятельно): сколько потрачено, и какая «статья» оказалась самой расходной. Предложите ему проанализировать, как сократить затраты. Приведите свои примеры удачной экономии (покупать сладости не в палатке, а в большом супермаркете, где торговая наценка ниже).
- Ненавязчиво советуйте. Глядя в блокнот расходов, можно со вздохом обронить: «Видишь, Машенька, не покупай ты каждый день булочки, хватило бы на ту розовую маечку, которую ты вчера примеряла!». Дело в том, что Машенька сама может пока не догадываться об этом, ведь она только учится считать деньги.
- Учите грамотному шопингу. Свежего «Гарри Поттера» можно купить сейчас, а можно дождаться, пока ажиотаж спадет, и через пару месяцев приобрести книгу на распродаже подешевле.
- Расставьте приоритеты. Если у ребенка есть заветная мечта, копить на нее гораздо проще, чем откладывать просто «на черный день» (тем более, что суть этого понятия вы наверняка не сумеете объяснить). Велосипед, ролики, игровая приставка, кукла Барби - что бы ни было, поощряйте детскую мечту и поддерживайте дух накопления и разумную экономию.
Под запретом!
Чтобы не превратить собственное дитя в финансового «монстрика», ни в коем случае не давайте ему деньги за:
- хорошее поведение
- «пятерки» (а уж тем более не наказывайте рублем за «двойки»)
- мытье полов, уборку в комнате
- прогулки с любимой собакой, чистку клетки хомячка
- смену подгузника младшей сестренке.
Как бы ни банально это звучало, но любовь за деньги не купишь, равно как и внимание на уроках, заботливое отношение к животным или младшим детям в семье, а также привычку убирать за собой постель и протирать пыль. Все это лучше прививать на безвозмездной основе.
Не при детях сказано
«Денег нет», «Где взять деньги?», «Я бедный и несчастный» - эти фразы знакомы многим взрослым. Как часто мы плачемся друзьям, как часто они жалуются нам на финансовую несостоятельность. Оказывается, подобные мыслеформы закладываются в детстве. Тем, кто слышал от родителей подобные слова, приходится туго: с годами это становится их правдой жизни, и, как ни старайся, зарабатывать прилично им не удается.
Чем реже дети будут слышать негативные фразы про деньги, тем более здоровое и ровное отношение к финансам у них сформируется. Поэтому в следующий раз, когда вам захочется сказать сыну: «Не куплю тебе PSP - у нас нет денег!», остановитесь и перефразируйте: «Что ж, если тебе действительно так нужна эта приставка, давай вместе подумаем, как заработать на нее и на чем можно сэкономить!».