Идет ли речь о публичном выступлении или просто о разговоре с шефом — страх оказаться в «неудобном» положении присутствует в каждом человеке. В большинстве случаев многие люди выбирают обходную тактику, то есть избегают ситуаций, в которых они могли бы почувствовать себя неловко. Однако время от времени со всеми нами происходят конфузы.
Конфуз как индивидуальное переживание
В абсолютно одинаковой неловкой ситуации люди могут вести себя совершенно непохожим образом. Представьте себе, вы на важном собрании должны читать серьезный доклад. И вот вы поднимаетесь на сцену и на последней ступеньке спотыкаетесь и падаете. Один человек пулей выскочит из зала. Другой спокойно встанет, поправит одежду и скажет, обращаясь к аудитории: «Надеюсь, у меня это получилось достаточно изящно?» Или же вас угораздило уронить стеклянную тару с содержимым на пол в магазине или кафе. Один проклянет свою неловкость, другой же спокойно позовет обслуживающий персонал — с каждым может такое случиться.
Именно поэтому очень важно наблюдать за собой и следить за тем, как вы ведете себя в неловкой ситуации. Насколько легко вы справляетесь?
Например...
К примеру, вы никогда не выступали перед аудиторией в 400 человек. Естественно, вы дрожите от страха перед тем, что что-то пойдет не так. Тогда идите в наступление! Прямо заявите толпе, что вам никогда еще не приходилось выступать перед такой огромной аудиторией, и вы абсолютно не знаете, что делать. Это разрядит обстановку. И вам будет легче, и люди будут настроены более благосклонно.
Или же с вами приключилась неприятность: вы нечаянно обронили чашку кофе на другого человека. Ужасное чувство! Тогда у вас есть только один выход — извиниться. Не надо делать вид, что ничего не произошло, но и суетиться не надо. Благо в наш век высоких технологий пятно от кофе можно легко вывести. Просто извинитесь за свою неловкость. Главное сделать это искренне.
А теперь представьте себе ситуацию, в которой вас угораздило сказать нечто двусмысленное, что можно абсолютно неправильно истолковать, незнакомому человеку. Лучший выход из такой ситуации просто продолжать говорить дальше, как будто бы ничего и не произошло. Если это кто-то и заметил, он усмехнется про себя, на чем дело и закончится. Если же ваша неудачная фраза стала предметом насмешек — посмейтесь над собой вместе с другими людьми.
Босс случайно услышал, как вы над ним подшучиваете. Как себя повести? Извиниться и заговорить с ним! Вне зависимости от того, насколько ваши шутки соответствуют правде, следует извиниться перед шефом за то, что он узнал о себе столько интересного именно таким способом. А щекотливую ситуацию целесообразно использовать как повод завести с боссом открытый разговор на тему «Почему-Мне-Трудно-С-Вами-Работать». Если сумеете грамотно и корректно высказать свои претензии, ваша работа в офисе продолжится, и все может закончиться для вас не так уж и плачевно, как вы думате.
Закончив телефонную конференцию с участием трех персон, вы сочли, что третья персона повесила трубку, и продолжаете разговор с оставшимся на связи, критикуя выбывшего из разговора. Однако третий собеседник трубку не повесил и слышит все, что вы говорите. Что делать? Попробуйте внести поправки! Если вы еще не успели разнести собеседника в пух и прах, попытайтесь, не меняя уже высказанного вами мнения, переформулировать его с использованием более мягких выражений.
Как реагировать на неловкие ситуации?
Спросите себя, умеете ли вы смеяться над собой? Тот, кто умеет смеяться над собой, а особенно вместе с другими, сможет гораздо быстрее справиться с неловкостью. Обычное чувство юмора может выручить в любой ситуации. Оно поднимет вам настроение и поможет, даже если положение катастрофическое. Это честный юмор — ведь смеяться нужно не только над другими. Умение легко относиться к своим недостаткам и шутить по этому поводу — признак не просто здоровой психики человека, но и показатель того, что человек относится к себе адекватно.
Попав в неловкую ситуацию, сумейте увидеть в ней комичное, а в себе самом — главное действующее лицо. Признайте свою ошибку, пошутите на свой счет. Поступая так, вы мгновенно обезоружите всех самых критично и злобно настроенных людей. Не бойтесь показаться слабым или смешным. Как ни странно это прозвучит, именно такое поведение защитит вас наилучшим образом.
Не зацикливайтесь на произошедших с вами конфузах, не возвращайтесь к ним в мыслях и разговорах снова и снова. Скажите себе спокойно: «Да, это было». А затем обязательно добавьте: «Было и прошло».
Как видим, достойно выйти можно из любой ситуации. Главное, не теряться, а сосредоточиться и действовать, и тогда любую свою ошибку можно обратить в победу.